СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может, понадобится кому. Неплохая методика.

Просмотр содержимого документа
«Учитель физической культуры»

Методика социометрии

Преподаватель, тренер должны уметь изучать межличностные отношения занимающихся спортом и использовать полученные сведения для сплочения коллектива занимающихся, улучшения их учебно-тренировочной и воспитательной работы.

Методические указания. Тренер раздаёт занимающимся листочки бумаги размером в половину тетрадной страницы и объясняет задание:

- Ребята, представьте себе, что от вас зависит определение команды НГПУ для участия в ответственном соревновании по… (указать вид спорта). Кого из присутствующих здесь членов группы вы включили бы в основной состав? Запишите фамилии этих спортсменов в столбик в верхней части листочка… (пауза 2-3 минуты).

Вопросы могут быть и другими: “С кем из вашей группы вы хотели бы выступать в одной команде в состязаниях с сильной командой?”, “Кто в вашей группе может оказать (не оказать) вам помощь в трудных ситуациях спортивной деятельности?” и т.д.

Все указанные выше вопросы являются официальными, или деловыми, социометрическими критериями.

- Переверните листочки бумаги обратной стороной. Запишите фамилии тех присутствующих членов вашей группы, которых вы пригласили бы к себе домой на праздник (пауза 2-3 минуты). Под столбиком фамилий проведите черту и под ней напишите фамилии тех членов вашей группы, кого вы не пригласили бы к себе домой на праздник.

В качестве неофициальных, или эмоциональных, критериев можно предлагать и другие в том числе: “С кем из ребят вашего коллектива вы бы хотели (не хотели) провести каникулы?”, “…отметить свой день рождения?” и т.д.

Далее объясняется цель проводимой работы: изучение сплочённости в коллективе спортивной команды.

- Через неделю я обработаю ваши записи и сообщу полученные данные по группе в целом. При этом я не назову ни одной фамилии, они останутся в тайне. Ваши листочки будут храниться у меня. Под последними фамилиями проведите ещё одну горизонтальную линию. Ниже линии разборчиво напишите свою фамилию.


Методика обработки результатов Приложение

На основе данных социоматрицы выборов подсчитываются два персональных индекса:

1. индекс социометрического статуса члена группы, характеризующей его личное влияние на группу;

2. индекс эмоциональной экспансивности, характеризующий его влияние на других членов группы.



Приложение

Пример социоматрицы выборов

Фамилии членов группы (кто выбирает)

Номера членов группы (кого выбирают)

Отдано выборов



1

2

3

4

5

(+)

(-)

Всего

1

И-ов


+

+

-

-

2

2

4

2

С_ов

+


+

-

-

2

2

4

3

П-ов

+

+




2

0

2

4

Ч-ов

+




-

1

1

2

5

Г-ов

+

-

-

+


2

2

4

и т.д.












Получено выборов:

(+)

4

2

2

1

0

(-)

0

1

1

2

3

Всего

4

3

3

3

3


Индекс социометрического статуса i – члена

Число полученных выборов

i – членов

=

N – 1

Индекс эмоциональной экспансивности i – члена группы

Число сделанных выборов

i – члена

=

N – 1

(N – число членов группы).



Персональные индексы могут быть рассчитаны в процентах, для чего дробь умножается на 100. Можно рассчитать индексы для положительных и отрицательных выборов, а также суммарно без учёта знаков выборов. Дифференцированный по знаку (выборов в числителе) индекс свидетельствует либо о положительном интегрирующем, либо о негативном (дезинтегрирующим) влиянии члена группы на социально-психологическую структуру взаимоотношений в ней. Чем выше персональный индекс, тем сильнее влияние (статус) индивида на группу либо его потребность во влиянии (экспансивность).

На основании данных социоматрицы можно посчитать групповые индексы, характеризующие степень развития социально-психологической структуры группы:


Индекс психологической взаимности в группе

Сумма положительных выборов

в группе по критерию

= 100 %

N( N – 1)


Чем выше индекс психологической взаимности в группе, тем выше её сплочённость, тем выше уровень социально-психологического развития её как коллектива.

Индекс эмоциональной экспансивности


Сумма сделанных выборов

всеми членами группы

=

N


Индекс эмоциональной экспансивности группы характеризует уровень её социально-психологической активности в процессе общения без учёта валентности взаимоотношений. Чем выше этот индекс, тем выше внутригрупповая активность взаимоотношений членов команды.









Для анализа результатов социометрии (socius – товарищ, компаньон, metrum – измерение: лат.), принципиальное значение имеют такие понятия, как «группа сленства» и «референтная группа». Первая включает в себя всех людей, формально входящих в нее, это своего рода «геометрическая», пространственная характеристика сообщества. Вторая – тех, кто в совокупности создает «значимый круг общения», нашел и признал друг друга. По степени развития межличностных отношений, несущих в себе интересы, ценности группы, выделяются четыре типа групп.

1. Диффузная группа, в которой взаимоотношения опосредуются, прежде всего симпатиями – антипатиями, но не характером деятельности.

2. Ассоциация, для которых «цементирующим составом» отношений выступают преимущественно личностные цели.

3. Коллектив, объединяющий людей, связанных между собой личностно значимыми цепями и общественно ценными установками.

В социометрическом методе существует два ключевых понятия; характеризующих уже не саму группу, а положение в ней индивида, являющегося членом этого общества.

- Первое – «статус»: обозначает место индивида в системе жизнедеятельности группы, в развитии групповых процессов. Статус прежде всего определяется ведущей функцией члена группы, его обязанностями перед ней. Он интегрирует в себе черты, которые присуще индивиду, и то, как воспринимается окружающими исполнение им своих функций. В статусе, индивида присутствует и статус самой группы, ее место в более широком социальном контексте.

- Второе понятие – «социальная роль индивида». Она зависит от функций, несомых индивидом и одновременно возлагаемых на него группой. В силу подвижности функций, изменения восприятия индивида окружающими, роста и падения престижа группы эта роль – образование многомерное и динамичное.

Социометрия – это сочетание опросной методики и алгоритмов для специальной математической обработки первичных измерений. Все начинается с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними. Поскольку отношения между людьми сложны, противоречивы и изменчивы, постольку выбор критерия становится задачей, требующей при своем решении и знания общих законов функционирования малых групп, и учета конкретных особенностей поведения. Критерий должен быть индикатором взаимоотношений.

Социометрический критерий в своем строении, форме должен удовлетворять общим требованиям:

- нацеливать субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;

- не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которые субъекту обязательно известны;

- содержать конкретику, особенно понятную, близкую для ее членов группы;

- включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;

- убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

Социометрические критерии разделяются на два основных класса: коммуникативные («социометрические тесты»). Используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. И гностические («тесты социальной перцепции»), предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберем его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто – отвергнет. По гностическим критериям можно определить как понимание человеком закономерностей функционирования группы, так и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.

Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Официальные позволяют замерить межличностные отношения на уровне формальной группы (структуры), неофициальные открывают перед исследованием «вход» в сферу неформальных отношений. Например: коммуникативного официального критерия является вопрос: «Кого из членов команды Вы выбрали бы капитаном?», коммуникативный неофициальный – «С кем из Ваших партнеров, коллег, Вы поделитесь, поделились бы личными переживаниями по поводу неудач? Гностическими вариантами этих критериев выступают суждения: «Кто из членов Вашей команды назвал бы Вас в качестве капитана команды?» (гностический официальный критерий); «Кто из Ваших партнеров, коллег, поделился бы с Вами своими переживаниями, если бы у него возникли неудачи? (гностический неофициальный критерий).

Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующие негативное отношение одного человека по отношению к другому, отвержение.

Часто используют дихотомический критерий. Он позволяет более точно определить взаимоотношения в малой группе. Например: официальный дихотомический критерий: «Кого из членов Вашей (нашей) команды Вы выбрали бы капитаном?» (положительная часть критерия) «Кого из нашей команды Вы не выбрали бы капитаном?» (отрицательная часть критерия).

Есть еще одна разновидность социометрических вопросов – критерии ранжирования. Они создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы. Пример: «Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совместно…? В первую очередь, во вторую…, в третью очередь и т.д.?».

Число социометрических критериев. Рекомендации:

- чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев; особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;

- число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения; чем длительнее контакт между членами группы, тем больше критериев может быть использовано.

Нецелесообразно увеличение критериев свыше семи – восьми: это может вызвать раздражение. Сами критерии следует располагать от простого к сложному.

Социометрическая процедура, при котором отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным (отсутствуют всякие ограничения на выбор), называется непараметрический. Например: в команде из N человек отвечающий может никого не выбрать в качестве капитана, а может, если желает, указать N-1 человек. Другими словами, всех кроме себя. Этот вариант социометрического метода позволяет выявить эмоциональную составляющую взаимоотношений, дать фотографию межличностных связей в группе-команде, всю ее многообразие.

Лимит выборов снижает вероятность появления спонтанных реакций, непродуманных ответов. Рекомендуется следующее количество, ограничения на число выборов:



Число членов группы

Социометрические ограничения

5-7

8-11

12-16

17-21

22-26

27-31

32-36

1

2

3

4

5

6

7


При социометрическом опросе каждому опрашиваемому вручаются социометрическая анкета (социометрическая карточка) и список членов социометрируемой группы. Для удобства обработки фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае – кодируются номером в списке группы. Анкета или карточка начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и (формулировку) формулируется просьба об участии в опросе. Четко излагается информация о том, как заполнять карточку, есть или нет ограничения на выбор, если есть, то каково оно.

Предупреждают опрашиваемых о гарантии сохранения в тайне его ответов. Завершается карточка благодарностью.

При непараметрической процедуре социометрическая карточка может быть оформлена следующим образом:

Критерии

Укажите номера членов группы, указанные в списке

1. Кого бы Вы хотели выбрать своим капитаном?


2. Кого бы Вы ни хотели бы выбрать своим капитаном?


3. Кто может предложить Вас в качестве капитана?


4. Кто не предложит Вас в качестве капитана?



Результаты опроса заносятся в социоматрицу (см. рис.), где «+» - предпочтение (положительный выбор), «-» - отрицательный выбор (отвержение), «о» - фиксирует отсутствие выбора. Визуальный анализ социоматрицы говорит о взаимоотношениях в группе. Удобным способом представления содержания социоматрицы являются социограммы, которые имеются множество видов.






Имя

Номера членов группы

(кого выбрали)

1 2 3 4 5 6 7 8

Отдано выборов

(+) (-) всего

1

Максим

x

+

+

--

+

+

+

+

6

1

7

2

Табриз

+

x

+

+

+

+

+

+

7

0

7

3

Вова

+

+

x


+

+

--

--

4

2

6

4

Валентин

--


--

x


--

--

+

1

4

5

5

Миша

+



+

x

+

+

+

5

0

5

6

Федор

+


+

--

+

x

+

+

5

1

6

7

Амир

+

+

+

+

+

+

x

--

6

1

7

8

Артур

--

--

--

+

--

--

+

x

2

5

7

Получено выборов

(+) 5 3 4 4 5 5 5 5

(--) 2 1 2 2 1 2 2 2

Всего 7 4 6 6 6 7 7 7


 - положительный выбор члена команды А


    - отрицательный выбор


 - положительная взаимная связь


    - взаимная отрицательная


Положительные выбора Отрицательные выбора

по критерию по критерию




В исследованиях Я.









Л.Коломинский рекомендует размещать на социограмме члены группы таким образом (при наличии больших участников опроса, причем

моно и девочек и мальчиков (если смежная группа)). Получившие 4 и более выборов, располагаются в центре. В первой зоне от центра – получившие 3 выбора, во второй – 1-2 выборов, в третьей – 0 выборов, за пределами окружности расположены отвергаемые в выборах. («С кем угодно, но не с ним») и т.д.
















О – девочки  - мальчики


Социометрические индексы

(коэффициенты)

Существует два класса:

- персональные социометрические индексы. Они отражают индивидуальные социально-психологические (индексы) свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам группы.

- включаем в себя групповые индексы, характеризуют группу в целом.

Социометрический статус (отражает отношение членов группы к каждому ее представителю):

Индекс эмоциональной экспансии вносит характеризующую потребность во влиянии на других членов группы.

G = число сделанных выборов

N-1

N – Численность группы.


Также в нашей работе мы использовали еще два теста, это тест на определение комуникотивных и организаторских склонностей.