СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель года 2014. Описание опыта работы учителя музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она  многому  учит.  Она,  как  книга, делает  нас   лучше, умнее, добрее. Кабалевский  Д.Б. 

Просмотр содержимого документа
«Учитель года 2014. Описание опыта работы учителя музыки»

Описание профессиональной педагогической деятельности

учителя музыки Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №22 г. Канска

Волковой Евгении Игоревны.


Музыка не только доставляет нам удовольствие.

Она  многому  учит.  Она,  как  книга,

делает  нас   лучше, умнее, добрее.

Кабалевский  Д.Б.  

        Целью  моей   педагогической   деятельности  является  организация  и осуществление музыкального образования (воспитания, обучения и развития) школьников, направленные на развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

     Для достижения цели реализую следующие задачи:

-способствовать приобщению к музыке как эмоциональному,  нравственно- эстетическому феномену, осознанию через музыку жизненных явлений, овладению культурой отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

-развивать в процессе музыкальных занятий творческий потенциал, ассоциативность мышления, воображение через опыт собственной музыкальной деятельности;

-воспитывать художественный вкус, музыкальность и потребность в общении с искусством;

-способствовать освоению языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.


    Основное средство достижения цели – постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой, направленные на развитие у них на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.

  Музыкальное образование осуществляю, реализуя программу общеобразовательных учреждений «Музыка. Начальные классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Г.С. Шмагиной, программу общеобразовательных учреждений «Музыка 5-7 классов» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, программу общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9 классы» Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской, используя существующие учебно-методические комплекты по музыке и современные научно-методические рекомендации и разработки.

  Отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, направленный на реализацию образовательных задач, осуществляю с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

 

  Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. 

     «Деятельностное» освоение музыкального искусства (приобретение опыта творческой деятельности) позволяет  реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности учащихся, повысить мотивацию обучения.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимися в процессе слушания и исполнения музыки. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; разыгрывание песен, инсценирование сюжетов сказок, освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении поэтических страниц, в подборе музыкальных произведений на определенную тему; небольших сочинений о музыке, музыкальных инструментах и т.д.


    Приоритетами для учебного предмета «Музыка» являются:

1.Эмоционально-ценностная деятельность – личностное, эмоционально- прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя;

2.Познавательная деятельность – наблюдение, выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей; моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки; поиск и выделение значимых связей и отношений между частями музыкального целого; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям; поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение учебно-творческих задач;

3.Информационно-коммуникативная деятельность – адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение своего личностно- ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, полилоге (овладение интонационной выразительностью речи); использование различных источников информации;

4.Рефлексивная деятельность – оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкально-творческой деятельности; осознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей.

 

    Кроме основной формы организации учебно-воспитательного процесса – урока музыки, использую внеурочные формы работы с учащимися в школе (тематические внеклассные занятия, концерты, викторины, неделя предметов эстетического цикла, конкурсы караоке и др.), а так же привлекаю школьников к занятиям музыкой вне школы (фестивали, конкурсы вокального творчества). В 2006-2007 учебном году участвовала в осуществлении школьного проекта «Организация внеурочной деятельности учащихся».

    Принимая  активное  участие  в  школьных  (календарных – День знаний, День учителя,  День матери, Новый год и т.д., а так же тематических – линейка «Книга и музыка», праздник «В мире красок и мелодий» и др) и в городских мероприятиях (фестиваль «Весенняя капель», «Встреча друзей» и др.), учащиеся проявляют свою активную жизненную позицию и творческую инициативу.

  Большой популярностью пользуется созданная мной в школе вокальная студия «Ровесники». Занятия направлены на творческое самораскрытие ребёнка в музыкальной деятельности, становление и социализацию личности ученика в современном мире. Состав учеников разделён на три группы: младшие школьники, среднее звено, учащиеся старших классов. Таким образом, в творческой деятельности задействованы все возрастные группы школьников. Результатом работы вокально студии является активное участие детей в общешкольных коллективных творческих делах, календарных праздниках, родительских собраниях и других формах деятельности в соответствии с планом воспитательной работы школы, а также в городских конкурсах и фестивалях.      

    Для старших школьников три года вела «Экспресс-клуб по гитарному аккомпанементу», направленный на расширение их художественного кругозора, эстетических потребностей, удовлетворение индивидуальных образовательных интересов. Цель курса – научить исполнять аккомпанемент по песенникам, в которых имеются буквенно-цифровые обозначения аккордов, а так же учить подбирать аккомпанемент по слуху к знакомым песням. Результаты обучения демонстрировались учащимися на школьных мероприятиях, предусмотренных планом образовательного курса и планом воспитательной системы школы.


  Освоение содержания образования по предмету «Музыка» способствует формированию у учащихся  общеучебных  умений и навыковв начальных классах – УУД: овладению ими методами наблюдения, сравнения, классификации различных явлений музыкального искусства,  сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях  художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений; формированию представлений о художественной картине мира.

  В процессе музыкальных занятий учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, её интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать своё отношение  к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая её конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными источниками информации.

   Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

 

   Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Интересы многих учеников связаны с миром компьютеров, и именно этот ресурс необходимо научиться использовать для активизации творческой и познавательной деятельности учащихся на музыкальных занятиях.

      После поступления в школу компьютеров вместе с электронными изданиями на CD-ROM, среди  которых был  диск  «Энциклопедия классической музыки», началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Слайды и репродукции, видео- и аудиофрагменты, экскурсии в историю музыкальной культуры различных стран раскрывают огромный мир музыкальной классики. Диск содержит викторину с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой  полученных результатов. 

     Позднее школа приобрела мультимедийное наглядное пособие «Музыка – начальная школа» и программно-методический комплекс «Мир музыки» для начальной школы. Широкая функциональность и простота управления ПМК дают возможность строить урок в соответствии с поставленными задачами. Богатый иллюстративный материал позволяет максимально визуализировать учебный процесс и вовлекать учащихся в интересное путешествие — в мир музыкального искусства, пробуждая эмоционально-чувственное отношение к музыке и раскрывая творческие индивидуальные особенности.

   Ещё одной интересной формой работы является использование на уроках музыкальных дисков с программой «Караоке». На этапе  исполнения,  пение на уроках можно разнообразить использованием компьютерного аккомпанемента. А в связи с дефицитом времени на уроках, выведение слов на проекционный экран позволяет освоить большее количество песенного материала.

  Использование  мультимедийных учебных пособий в среднем звене наиболее эффективно при изучении тем, связанных с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий композиторов. Старшеклассники используют программные диски  и  ресурсы интернета для осуществления проектной деятельности, результатом которой явилось создание буклетов, подготовка сообщений, а также мультимедиа презентаций. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.

   Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point. Создание презентаций дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

   Новые возможности открыл Интернет. При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки (это не только текстовая информация, но и музыкальные фрагменты в формате МР-3, цифровые фотографии). Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки. Интернет-ресурсы, доступные любому ученику, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению. 

   Однако, большую часть материалов из интернета (видео, картинки и др.) можно скачать только в домашних условиях, т.к. «фильтры» школьной сети не позволяют открыть даже картинки.

    Использование Интерактивной доски на уроке имеет ряд преимуществ:

1.Облегчение работы учителя и учеников (можно управлять компьютером прямо с доски);

2.Увеличение вовлеченности учащихся в работу;

3.Повышение мотивации;

4.Возможность представить информацию с помощью мультимедийных ресурсов.    

 Использование при организации учебно-воспитательного процесса элементов информационных компьютерных технологии, цифровых образовательных ресурсов, аудио- и видеоматериалов позволяет мне:

1.По-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники.

2.Обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень.

3.Помогать активизации творческого потенциала ребёнка.

4.Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.

5.Формировать духовный мир ребёнка.

  Но нельзя забывать о том, что урок музыки - это урок общения с искусством. Вот почему так важно не "подменить” его общением с компьютером.

   

   Важным направлением музыкального воспитания является формирование нравственных, эстетических и художественных качеств личности, необходимых юному гражданину, патриоту  России. Гражданственно-патриотическое воспитание на уроке осуществляю через знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами, при формировании позитивного заинтересованного отношения к познанию музыкальных культур других стран.

  Воспитательному воздействию на личность школьника способствуют приобретение учащимися компетентности слушателя и исполнителя; развитие умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве, способности различать позитивные и негативные явления и влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием, а также интеграция полученных знаний в собственной музыкально-творческой деятельности, умение организовать свой культурный досуг.

      

 Сохранение физического, психического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. Мною используются следующие механизмы реализации деятельности в области здоровьесбережения:

- исключение учебной перегрузки учащихся;

- включение в учебно-воспитательный процесс физминуток, упражнений для глаз;

- учёт динамики работоспособности;

- смена видов деятельности на уроке;

- осуществление работы по охране голоса школьника, укреплению голосового аппарата;

- использование метода позитивной психологической поддержки ученика;

- создание на уроке ситуации успеха;

-осуществление дифференцированного подхода в обучении детей с разными возможностями;

- создание благоприятного психологического климата на уроке для каждого ученика.

      

 На первом месте для меня всегда стоит самообразование. Чтобы идти в ногу с современными требованиями к уроку,  систематически просматриваю электронные версии периодических изданий (журналов) по педагогике, психологии, своему предмету; зарегистрирована на многих образовательных сайтах; периодически просматриваю новые документы на сайтах МО РФ, КИПК и др.

  Принимаю участие в работе городского методического объединения учителей музыки. Мною представлены материалы по использованию ИКТ на уроках музыки в методическую копилку цифровых образовательных ресурсов городского методического объединения («Музыка на балу», «Методика изучения и обобщения опыта учителя»).

  В 2009 году участвовала в творческой лаборатории по направлению: «Академическое хоровое пение» по теме «Современные практики работы с академическим хором», руководитель Г.А.Шахраманян. Краевое государственное бюджетное учреждение «Дом работников просвещения» (сертификат).

 В 2012 году – участник творческого тренинга «Вокальное мастерство» в рамках межмуниципального этапа фестиваля самодеятельного творчества работников образования Красноярского края «Творческая встреча - 2012» (свидетельство).

 В 2013 году приняла участие в работе регионального мастер – класса по эстрадному вокалу (сертификат).

  Повышаю квалификацию на курсах:

в 2012 году прошла обучение в КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж» по программе дополнительного профессионального образования «Введение ФГОС НОО», (72 часа, удостоверение); 

в 2013 году прошла обучение в КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж» по программе дополнительного профессионального образования «Психолого - педагогические аспекты обучения учащихся в коррекционных классах VII и VIII вида», (72 часа, удостоверение).

 С целью повышения своего профессионального уровня участвую в дистанционных  мероприятиях:

в  2011г. приняла участие в I Всероссийской заочной электронной научной конференции  «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет», кафедра педагогики, г.Магадан - www.svgu.ru) по направлению «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»;

в 2012г. в сборнике материалов конференции опубликована моя статья «Приоритетные направления в преподавании музыки».

в 2013г. участвовала в Открытом общероссийском интернет-конкурсе  "Век живи - век учись. Лучшее в опыте преподавания музыки" (konkurs.com.ru)   - в  списке  победителей (диплом I степени).

В 2012-2013 учебном году принимала участие в муниципальном  этапе VII Всероссийского профессионального конкурса мастерства педагогов «Мой лучший урок».

      

   С целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта участвую в работе городского методического объединения учителей музыки, выступаю на педсоветах, провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, в том числе с применением ИКТ технологии (урок по теме «Джаз – дитя двух культур», внеклассное занятие для учащихся 1 класса «Музыкальный калейдоскоп»). В 2005-2006 учебном году руководила школьной творческой группой учителей по теме «Методика изучения и обобщения опыта учителя». 


  Для наиболее эффективного осуществления музыкального образования школьников свою работу строю на основе сотрудничества с классными руководителями, учителями предметниками (информатика, изо, мхк, литература), заведующим библиотекой и администрацией школы.

 В процессе работы по музыкальному воспитанию школьников осуществляю взаимодействие с родителями. Для этого использую следующие формы работы: индивидуальные консультации с рекомендациями по вопросам музыкального воспитания ребёнка в условиях семьи и расширения социокультурного опыта детей, дни открытых дверей и родительские собрания, участие родителей  школьных мероприятиях и в подготовке учащихся к городским конкурсам. В результате родители имели возможность оценить способности и достижения детей. Стали активнее сотрудничать, получили удовлетворение от взаимодействия.

   Анализ средств и методов собственной профессиональной педагогической деятельности, её результатов показал и ряд проблем, на решение которых будут направлены мои усилия, но уже сейчас можно сказать, что работа имеет позитивное значение для развития школьников, собственного развития и роста качества образовательного процесса.