СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Учителя и ученики в годы войны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Учителя и ученики в годы войны»»

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Тема: «Учителя и ученики в годы войны»

Цель: развитие патриотических чувств учащихся.

Задачи:

- познакомить с историей Великой Отечественной войны;

- способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о героях войны;

- воспитывать чувство гордости за нашу страну, уважения к истории своей страны и участникам войны.

Оборудование:  плакаты “Всё для фронта!” “Всё для Победы!”, презентация «Учителя и ученики в годы войны», интерактивная доска, проектор, компьютер.

Музыка: фонограммы песен военных лет.

Предварительная подготовка:

  • подбор литературы по теме;

  • разработка сценария классного часа;

  • разучивание стихов и подготовка выступления чтецов;

  • подготовка наглядного материала (презентация);

  • подготовка технического обеспечения;



Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день дорогие ребята, учителя! Сегодня нашим мероприятием мы завершаем серию классных часов, посвященных празднованию 70-летия Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Сегодня мы мысленно вернемся в прошлое нашей Родины и поговорим о наших учителях и учениках времен войны, которые ценой своей жизни, кровью и потом добывали для нас победу.

Мы здесь не потому, что дата.

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя —

Великой Армии простой солдат.



Пусть дети не знают войны 

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьей быть должны!



…Быстро летит время. Все дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны. Все меньше становится среди нас ветеранов. Уже более семи десятилетий прошло с того времени, когда Германия напала на нашу Родину. Многое изменилось в мире с тех пор. Для моего и для вашего поколения участники Великой Отечественной войны, даже те, кто был детьми в годы войны, уже не ровесники, не старшие братья и сестры, и даже уже не отцы и матери. Мы не шли пыльными дорогами отступления мимо руин, нам не довелось видеть, как топчет фашистский сапог родную землю, как плачут матери погибших, как вьется тонкий сизый дымок над крематориями, а у двери — груды детских башмаков. И о стране, израненной и изможденной, в развалинах и братских могилах, мы знаем только из книг и от ветеранов. И сегодня, отпраздновав 70-летие Великой Победы над фашистской Германией, мы расскажем вам об учителях- фронтовиках, которые сражались на полях битвы за свободу нашей страны, за её светлое будущее. И о тех, кто в годы военного лихолетья самоотверженно трудились в тылу.


События, пережитые нашим народом в 1941-1945 гг., конечно, не зря с первых дней получили название Великой  Отечественной войны. Отечественная война – это борьба всего народа за свободу и независимость своей Родины, и в борьбу эту каждый вносил свой вклад.

       Учитель и война. Кажется, нет понятий более далеких друг от друга. Учитель – это самая мирная профессия, главная задача его – готовить детей к жизни, созиданию. А война за короткий срок уничтожает все  светлое, созданное веками  и несколькими поколениями...   Учитель всегда был и остается носителем не только знаний и традиций, но и главных человеческих ценностей. Военное время не исключение. Поэтому в страшные годы войны учителя всегда были на переднем крае народной борьбы.

       

        УЧИТЕЛЬ!  В этом слове слились воедино   ум, честь, чистота помыслов, трудолюбие, порядочность, благородство, гуманность, доброта, забота о людях. А сельский учитель, да еще предвоенного  поколения, - это самый уважаемый и авторитетный человек на селе. К нему прислушивались, а  его слово лечило душевные раны, его совет не редко был  главным и последним  аргументом в принятии сложных решений. В школу к учителю тянулись все: и стар и млад. Учитель – это не профессия, это образ жизни. Перефразировав  строку из стихотворения, можно сказать: «Учитель, воспитай ученика, чтобы у него учиться и им гордиться» Вот так и было в то далекое лихолетье. Учитель и ученики были единым целым.

        В тяжелые годины пошли учителя спасать нашу Отчизну, борясь за идеалы, которым учили детей.

Много людей с Курташек и ближайших сел и деревень ушли в годы войны на фронт. Немногие вернулись на родную землю. Среди ушедших на фронт был учитель Жильцов

Александр Михайлович. Родился он в с.Булдыга Атюрьевского района в 1923 году. Александр Михайлович закончил Рязанский пединститут по специальности математика и физика. С самого начала войны оказался на фронте. Прошёл всю войну, был контужен в голову, ранен на Сталинградском фронте. После демобилизации вернулся домой в звании старший лейтенант и начал свою трудовую деятельность в Курташкинской школе. Проработал он в школе 28 лет. С 1948- 1976 год Александр Михайлович работал директором школы. Преподавал математику. Он всегда отличался порядочностью, высоким профессионализмом, умением организовать учебную деятельность и налаживать трудовую деятельность. Затем уехал жить в город Тольятти.

Полькин Павел Филлипович — учитель-фронтовик. Родился он в Курташках. Начал свою трудовую деятельность в 1936 году. Преподавал физкультуру. Нагрянула война, и он вместе с односельчанами ушел на фронт. Во время боев он был ранен в левую руку. Вернувшись домой с победой, он продолжает работу в школе. В 1964 году он был назначен директором вечерней школы.

Чучаев Иван Васильевич родился в1919 году в с. Курташки. Войну он закончил в звании лейтенанта. После окончания З.- Полянского педагогического училища, а затем факультета иностранных языков в Казанском государственном университете, до 1967 года работал учителем немецкого языка в Курташкинской школе. Потом он переехал на новое место жительства в Ковылкинский район с. Мамолаево . Там он жил до 1973 года. Похоронен там же.


Также мне хочется рассказать об учителе-фронтовике с Вольно-Никольска. Авдонин Петр Терентьевич родился 15 февраля 1923 года в с. Шалы Атюрьевского района. Совсем юным он ушёл на фронт. Прошёл офицерскую школу, стал штурманом авиации. Участвовал в боях в районе Керченского пролива. За боевые заслуги он был награжден орденами и медалями. Пройдя всю войну, пришёл инвалидом 1 группы. Пётр Терентьевич до войны с отличием окончил школу. Затем, с отличием окончив Темниковский педагогический институт, начал работать в школе. С 1948 года он в Вольно-Никольской школе преподавал историю, и был директором школы. Умер он 1973 году.

В годы войны В.-Никольскую школу возглавлял Сорокин Федор Илларионович.

Кириллов Константин Гаврилович родился в 1926 году, член КПСС с 1955 года. В марте 1943 года находился в составе 496 отдельного батальона войск МВД в г. Куйбышев. В составе этого же батальона в 1944-1945 годах освобождал Польшу и Германию от немецких нацистов. После окончания войны он продолжает военную деятельность и в 1948 -1949 годах является курсантом школы сержантского состава 53 дивизии МВД в городе Ростове-на Дону. С1949 по 1951 годы - помощник взвода 27 отделения батальона МВД в г. Пятигорске, с 1951 по 1954 – старшина команды 77 отделения дивизии МВД. В 1954 году приезжает в село Курташки. С 1974 года работает учителем физкультуры, начальной военной подготовки. В 1976 году был назначен директором вечерней средней школы, а с1980 по 1984 годы был военруком курташкинской средней школы. Имеет многочисленные награды, награжден орденом Отечественной войны 11 степени



Киселев Иван Кузьмич. Заведующий Курташкинской школой. Осенью 1941 года был призван в Красную Армию. Погиб.


Давайте стоя минутой молчания почтим память тех, кто уже никогда не вернется.

Минута молчания.

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!




В это тяжелое время продолжали работать все учебные заведения. На протяжении долгих лет войны продолжала работать и Курташкинская школа. В те страшные годы войны заведующей Курташкинской школы была Понимасова (Рябова) Елена Никифоровна. Она родилась в с. Малышево Торбеевского района в 1922 году. В 1937 году поступила в Зубово — Полянское педагогическое училище. По окончании училища была направлена на работу в с. Курташки. Первое, что она увидела на селе- это убогий вид домов, а так же разгул болезни глаз – трахома. Трудности Елену Никифоровну не испугали. Она сразу приступила к учебной деятельности. Позже заменила ушедшего на фронт заведующего Курташкинской школы- Киселева И. К. С 1941 по1948 год она являлась заведующей школы. Работала она учителем начальных классов. Вырастила и воспитала восьмерых детей. За многолетний труд она была неоднократно награждена.

Умерла в 2001 году.

Алёшкина Клавдия Андреевна родилась и выросла в с. Сялежей. Торбеевского района. В 1941 году в июне после окончания З. — Полянского педагогического училища, на выпускном балу, им объявили страшную весть о начале войны. На работу она была направлена в Курташкинскую среднюю школу. Работала она учителем начальных классов. Вся её трудовая деятельность прошла здесь. Годы её жизни 1924-1986.


Грачёва Екатерина Макаровна 1925 года рождения, уроженка с. Новочадово. В 1942 году её 17 летнию девчушку направили учителем в Вольно-Никольскую школу. Время бьшо тяжелое. Она закончила заочно Темниковский педагогический институт. В 60-е годы её назначили директором В.- Никольской восьмилетней школы. Всю свою жизнь она отдала школе.

Чтец: Война принесла в каждый дом горе и слёзы. С фронта стали приходить похоронки. Матери оплакивали сыновей, дети – отцов, жёны – мужей, сёстры – братьев. Стон стоял на русской земле. Все сильные, молодые, здоровые мужчины ушли на фронт, защищать Отечество. В городах и сёлах остались старики, женщины и дети.

На хрупкие женские плечи легла тяжёлая, неженская работа. Солдат нужно было накормить, одеть, сделать для борьбы с врагом оружие и боеприпасы. Главное место в деревнях и сёлах заняли женщины! Они распахивали поля, сеяли зерно, убирали урожай, ухаживали за скотом, заготавливали для коров, коз и лошадей сено.

Техники в деревнях было мало. Машины отправляли на фронт, а для комбайнов, тракторов и сеялок, и других механизмов не было запчастей, ни горючего.

«Всё для фронта, всё – для победы!» - эти слова выражают главную суть того лихого времени!

Когда земля от крови стыла,
Когда горел наш общий дом,
Победу труженики тыла
Ковали праведным трудом.
Когда фашизму рвали тело
Отцы, мужья и сыновья,
В тылу бурлило и кипело –
Трудилась Родина моя.
Сильнее стали женщин плечи,
Взрослели дети на глазах.
Горели доменные печи,
Рожь колосилась на полях.
Все для Победы! Все для фронта!
А сами – в поле и к станку,
Чтобы отправить хлеб и танки
На фронт солдату-мужику.
Все отдавали: силы, средства…
Война тащила за собой
Детей, не ведающих детства,
И женщин с горькою судьбой.
Кто был в окопах, те – герои,
Остановившие фашизм,
Но тыл решительным настроем
Не меньший выдал героизм.
Жива еще в потомках память
Тех героических времен –
Советским труженикам тыла
Низкий наш земной поклон!


По воспоминаниям Сургаевой Анны Ивановны, труженицы тыла, учительницы начальных классов Курташкинской средней школы:

Годы учебы в школе у меня совпали с суровым временем войны. ИЗ – за нехватки бумаги школьники писали на полях старых газет, на выструганных дощечках, а школьные учебники заменял рассказ учителя. В школе зимой бывало очень холодно, трудно. Но обучение детей не прекращалось, хотя война коренным образом изменила жизнь и быт людей. Даже в тылу люди работали по законам военного времени. Работали безропотно, порой выбившись из последних сил. Свой вклад в дело победы внесли и мы, дети, подростки. Мы, кто были постарше, трудились наравне с женщинами и стариками. Серпами жали хлеба, косили и лошадьми, и лобогрейками. Женщины вязали снопы, а дети потом отвозили их к скирдам на лошадях. Затем снопы молотили молотилкой или цепами, вручную. Большинство скирд молотили зимой, потому как осенью не всегда справлялись ( было много работы). В годы войны в колхозах сажали много картофеля, за которым нужен был большой уход в течение всего лета, а осенью собрать урожай. Женщины и дети копали больше двух месяцев, копали вручную, но урожай убирали весь. Еще в колхозах сеяли коноплю, полоть которую ходили ученики и младшие дети. Большого ухода требовала махорка, которую сажали в большом количестве в колхозах на нужды армии. С ранней весны заботились о рассаде, потом участки надо было регулярно поливать и мотыжить. Осенью ее срезали, связывали и дети поднимали на чердак, чтобы высушилась. Нарезанную махорку отвозили в Торбеево для отправки на фронт. Конечно, трудно было всем- и взрослым, и детям. Несмотря на все эти трудности, ученики должны были посещать школу, так как в годы войны учеба в школах продолжалась. И если кто из учеников плохо учился, тех, как правило, посылали на торфозаготовки. Одним словом, из года в год нужно было успеть вовремя подготовить поля к посеву, отсеяться, вырастить, собрать урожай, выполнить нормы поставок зерна государству, помочь всем, чем можно, фронту, сохранить поголовье скота, выжить самим.



Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь, 
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.


По воспоминаниям Сорокиной Марии Александровны, учительницы химии и биологии В – Никольской школы:

Родилась я в 1937 году в с. Оброчное, где в семье было 6 детей, из которых я была старшей. Детство мое совпало с грозными военными годами. Тогда было очень трудно всем. Все, что я помню о войне – это постоянное чувство голода и очень холодно…





Мы не стали памяти перечить,
Вспомнив дни далёкие, когда
Упала вам на слабенькие плечи
Огромная, недетская, беда.

Была земля и жесткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У вас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.

И вас большая Родина хранила,
И вам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила
Своих детей для жизни сберегла.

Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И пусть вы были маленькими очень,
Вы тоже победили в той войне



Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,

На пределе сил, но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели,

Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.

Вы несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.

В саду, перед Курташкинской школой, стоит обелиск в память о погибших учениках в годы Великой Отечественной войны. Этот обелиск – напоминание нам, живым, о бессмертном подвиге учеников, наших сверстников, отдавших жизни за наше мирное и счастливое будущее. Мы обязаны помнить их подвиг и сделать так, чтобы никогда не повторились ужасы войны.

Девочки и мальчики войны!

На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!

В этот день и горестный, и светлый,

Поклониться от души должны
Мы живым и не дожившим детям
Той большой и праведной войны!

Мира вам, здоровья, долголетья,

Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!

В 2015 год-юбилейный год в истории нашей страны.

70 лет Великой Победы!

70 лет памяти Великого подвига наших дедов и прадедов!

Так мало осталось тех, кто подарил нам Победу. Стареют и уходят ветераны… Как щемит порой от этой мысли…

Сколько еще слов благодарности за наше светлое будущее хочется сказать им и поклониться…

Мы помним ваш подвиг!

Мы гордимся великими сынами нашей могучей страны!

Мы пронесем эту память и сохраним ее на века!