ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
| |
Полное название темы работы | Учительская династия моей семьи – семьи Нажиповых-Саляховых |
Тип работы | Исследовательская работа |
Направление ^ Возрастная номинация | Краеведение 4 класс |
Фамилия, имя авторов | Шарафутдинова Назгуль Маратовна |
Территория | с.Еланлино |
^Место учебы | Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Еланлино МР Кигинский район РБ |
Класс | 4 |
Место выполнения работы | МОБУ СОШ с. Еланлино МР Кигинский район РБ |
Руководитель | Нигматуллина Алсу Вадимовна |
| |
| |
e-mail Контактный телефон | alsu.nigmatullina.1968@mail.ru сот.8 903-310-74-91 |
ТЕЗИС
Тема: Учительская династия моей семьи - семьи Нажиповых-Саляховых
Цель: 1. Собрать материал для исследовательской работы об учительской династии моей семьи; выяснить, кто в нашей семье по материнской линии работал учителем и сколько лет составляет общий педагогический стаж нашей семьи.
2. Познакомить с историей династии, с их творческими достижениями для составления летописи «Педагогическая династия моей семьи».
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Составить педагогическое древо моей семьи, собрать информацию о своих родственниках старшего поколения.
- Выявить отношение учеников школы к учительскому труду;
- Показать значение учительского труда, вызвать интерес к этой профессии
Объектом данной исследовательской работы является родословная.
Предметом – изучение жизни моих родственников по материнской линии.
Гипотеза моей работы заключается в том, что каждый человек должен знать историю своей семьи, поддерживать семейные традиции.
Планируемый результат:
познакомить учителей, одноклассников и других ребят школы и района со своей исследовательской работой.
Методы:
- Беседы с родственниками.
- Изучение семейного архива (фотографии, документы).
- Подготовка наглядного материала и презентации для исследовательской работы.
- Анкетирование учителей и учеников школы.
Пути исследования:
Семейный архив: фотоальбомы, документы, газетные вырезки, записи. Школьный музей.
Практическая ценность, актуальность работы заключается в том, что работа может быть использована в работе музея школы, для опубликования материалов в СМИ, на уроках, конференциях.
Содержание
I. Цели и задачи работы…………………………………………………….….1
II. Введение. Профессия учителя. Актуальность………….……………….2
III. Учительская династия моей семьи.
Глава 1. Педагогическая деятельность моего прадедушки – Саляхова Миннибая Салахетдиновича и брата прабабушки Нажипова Габдуллы Нажиповича
1.1. Работа учителем начальных классов.………………………………….…....3
1.2. Из солнечного июня — в пекло войны. ……………………………..…..…3
1.4. Свой след в жизни……………………………..……………………..…..…..4
Глава 2.Педагогическая деятельность моей прабабушки Нажиповой Фаризы Нажиповны и её сестёр
2.1. Моя прабабушка – учитель начальных классов……………………......…..6
2.2. Сестры моей прабабушки - учителя ….…………………………...…...…...7
2.3.Дети моей прабабушки- учителя………………………..……………………8
2.4. Моя бабушка Саляхова Фарига Миннихановна- учитель родного языка и литературы ………………………………………………..………………………9
2.5.Моя мама и её брат- тоже учителя…………………………………………10
IV. Заключение, выводы…………………………………………….…..…….11
Приложение.
II. Профессия учителя. Актуальность.
Я знаю много профессий. Каждая профессия по- своему трудна и интересна, важна и необходима. Одной из главных профессий является профессия учителя. 2018 год - Год семьи и мне хочется рассказать о самых близких и дорогих моему сердцу людях – учительской династии моей семьи.
Для любого человека учитель – это память, которая остается на всю жизнь. Профессия учителя мне очень близка. Наверное потому, что я- дочь учительницы, ведь моя мама-учитель, учителями работают тёти и дяди, работали бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Если подумать, то профессия учителя- это древнейшая профессия ( мой прадедушка- учитель старше меня на 90 лет), а с другой самая современная ( моя мама старше меня на 30 лет) . Моя работа посвящена моим предкам, внёсшим свой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения. И я чувствую огромную радость и гордость оттого, что след, оставленный ими, сохранится в памяти многих людей на долгие годы.
Учитель помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Как говорит моя мама, учитель учит быть Человеком. В своей работе я хотела бы рассказать не об одном учителе, а о семейной династии, в которых профессия учителя передавалась из поколения в поколение. Я подробно изучила историю нашей семейной учительской династии, узнала, кто и когда работал, какие получил награды, звания. Они достойны того, чтобы о них узнали. Они гордость не только нашей семьи, нашей школы, нашего Кигинского района, Республики Башкортостан, Челябинской области.
Педагогическая династия семьи — наша гордость. Педагогический стаж нашей династии очень большой. Встречаясь с людьми старшего поколения, которые знают моего прадеда, прабабушку, бабушку, я часто слышу слова благодарности за их работу. Я хочу собрать и сохранить материал для составления данных об учительской династии моей семьи. В этом я вижу актуальность своей работы.
III. Учительская династия моей семьи.
Глава 1. Педагогическая деятельность моего прадедушки – Саляхова Миннибая Салахетдиновича и брата прабабушки Нажипова Габдуллы Нажиповича
1.1. Работа учителем начальных классов.
Мой прадед Саляхов Миннибай Салахетдинович родился 22 марта 1920 года в селе Еланлино в большой и дружной семье. Он учился в школе прилежно, и после окончания семилетки поступил в Троицкое педагогическое училище, которое закончил в 1939 году. Там он познакомился с братом моей прабабушки- Нажиповым Габдуллой Нажиповичем. Учились они хорошо. Оба любили детей, ведь оба родились и выросли в многодетной семье. Они выбрали важную профессию- учителя начальных классов. После училища их направили на работу в Челябинскую область, где они начали преподавать. А в 1939 году их призвали в ряды Советской Армии.
1.2. Из солнечного июня — в пекло войны.
21 июня 1941 года в школах был выпускной вечер, а в 4 часа утра 22 июня началась война.
Прадедушку, который уже отслужил два года и ждал демобилизации, отправили на фронт - в самое пекло войны. Узнав, что он учитель, его отправили отучиться на офицера. Участвовал в боях Северо-восточного фронта, участвовал в обороне Ленинграда. В боях за Польшу получил тяжёлое ранение. Получил контузию. Вернулся из фронта только в 1946 году, ведь он же – офицер. По справке из полевого госпиталя, которую выдали при демобилизации, ему оформили инвалидность пожизненно. После войны он не мог работать учителем из-за своей контузии, работал в школе делопроизводителем, библиотекарем, затем устроился секретарем в Сельский Совет.
Судьба Габдуллы сложилась иначе. Он поучил тяжелое ранение в боях и вернулся в родное село. Был офицером. Вернулся из фронта в 1946 году. В то время не хватало учителей. Его отправили учителем начальных классов в пос. Сулея. Через 2 года он стал директором Сулеинской средней школы Челябинской области. За ответственность и хорошую работу его назначили директором Сулеинского элеватора. После войны Габдулла Нажипович посвятил себя народу. Работал парторгом. Он был Учителем с большой буквы, он был и Человеком с большой буквы.
1.4. Свой след в жизни.
За 45 лет работы у Миннибая Салахетдиновича и Габдуллы Нажиповича не было ни одного взыскания, они гордились своими почётными грамотами. Они им дались нелегко, благодаря безупречной работе. За плодотворную работу Миннибай Салахетдинович награждён медалями «За трудовую доблесть», многочисленными грамотами, а Габдулла Нажипович награждён значком «Отличник народного просвещения». 10 лет подряд избирался депутатом районного совета народных депутатов. У Габдуллы прекрасные сыновья – Виталий, Роман и Валерий и дочери Нина и Вероника. Вероника Габдулловна- глава администрации пос. Сулея. У Миннибая Салахетдиновича- прекрасные дети- сын Леонид, дочери Алия и Азалия. Его дочери осуществили мечту отца- стали учителями.
2.1 Педагогическая деятельность моей прабабушки Нажиповой Фаризы Нажиповны и её сестёр
2.1. Моя прабабушка – учитель начальных классов.
Прабабушка Саляхова (Нажипова) Фариза Нажиповна родилась 2 июня 1924 года. Окончила Белебеевское педагогическое училище. Её отправили на практику в Душанбековскую школу Кигинского района учителем начальных классов. В 1946 году она вышла замуж за моего прадедушку и её перевели учителем начальных классов в Еланлинскую школу. До пенсии работала она учителем, библиотекарем, делопроизводителем, лаборантом. Профессия учителя особая и очень ответственная. Особенности её не только в том, что ежедневно и ежечасно нести знания ученикам, но и быть примером для них во всем. Жители нашего села- ученики моей прабабушки вспоминают про неё интересные истории. Прабабушка Фариза особое внимание обращала на почерки детей. Была очень требовательна. У её учеников был идеальный почерк. Даже ходила после уроков по домам, чтобы заниматься чистописанием со своими учениками. Среди бывших воспитанников есть учителя, врачи, военачальники, летчики, ученые, писатели, счетные работники, юристы, академики и др. За свою плодотворную работу была награждена Почетными грамотами и благодарностями.
2.2. Сестры моей прабабушки – учителя
Родные сестры прабабушки тоже учителя.
Садретдинова (Нажипова) Шура Нажиповна, 1933 года рождения, окончила Месягутовский педагогический институт. Она- учитель русского языка и литературы. Работала учителем в родной школе и в Буздякском районе. Её дети тоже выбрали профессию учителя. Сын Ришат,1963 г.р. закончил Стерлитамакский педагогический колледж физической культуры. Работал учителем физической культуры и технологии. Дочь Фания окончила Месягутовское педагогическое училище ( учитель начальных классов), затем Педагогический институт г. Омска. В данное время работает заведующим интерната в г.Нефтеюганске.
Родная сестра прабабушки Нажипова Сажида Нажиповна, 1930 года рождения, окончила Уфимский библиотечный техникум. Работала всю жизнь библиотекарем. Получила почетное звание «Залуженный библиотекарь РСФСР»
2.3.Дети моей прабабушки- учителя
Дочери прабабушки-мои тети Алия и Азалия- учителя.
Манакова (Саляхова) Алия Миннибаевна 1948г.р.,окончила Стерлитамакский педагогический институт факультет русского языка и литературы. Всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы (в родном селе- 5 лет) и в с. Киргиз-МиякиМиякинского района. За свою плодотворную работу была награждена Почетными грамотами и благодарностями
Шакирова (Саляхова) Азалия, 1953 г.р., окончила Месягутовский педагогический колледж. Работала учителем начальных классов.
2.4. Моя бабушка Саляхова Фарига Миннихановна- учитель родного языка и литературы.
Бабушка Фарига , 1949 г.р., окончила Месягутовское Педагогическое училище (учитель начальных классов), Башкирский педагогический университет, факультет филологии. Всю жизнь она проработала учителем татарского языка и литературы в Еланлинской средней школе. Она- Отличник Образования Республики Башкортостан. Бабушка Фарига награждена Почетными грамотами Министерства образования Российской Федерации, Министерства Республики Башкортостан. Бывшие ученики очень уважительно относятся к моей бабушке. Часто приходят к ней в гости. Я часто бываю у бабушки и восхищаюсь тем, как относятся к ней её ученики, коллеги. Я её очень люблю. Бабушка моя - настоящий учитель.
Дедушка Саляхов Леонид Миннибаевич не был учителем, но его можно назвать Великим педагогом. Он основал в нашем селе социальный приют для детей и подростков. Дети, которые остались без попечительства родителей, стали ему родными. До сих пор эти дети (они уже очень взрослые) приходят в гости к бабушке, поминают дедушку, говорят про него теплые слова. Они благодарны дедушке за то, что он помог найти своё место в жизни.
2.5.Моя мама и её брат- тоже учителя
Моя мама-Шарафутдинова( Саляхова) Гульназ Леонидовна. Родилась в 1972 году. Окончила Месягутовское педучилище, Башкирский государственный педагогический институт. Работает учителем родного и русского языка и литературы.Она- делегат 4 съезда татар Башкортостана, делегат Всемирного 4 конгресса татар (Казань). Призер республиканского конкурса «Учитель года татарского языка и литературы-2013» (2 место) Награждения: почетные грамоты отдела образования Кигинского района, администрации Кигинского района, «Отличник образования Республики Башкортостан», почетная грамота министерства образования Республики Башкортостан, благодарственное письмо министерства образования республики Башкортостан , диплом Президента республики Башкортостан.
Брат моей мамы- Саляхов Рустам Леонидович тоже был учителем. Окончил стерлитамакский физкультурный техникум. Работал учителем физической культуры..
Вывод:
Проведя исследование по изучению нашей педагогической династии, мне удалось выяснить:
1. Педагогической деятельностью в нашей семье занималось, и продолжают заниматься три поколения.
2. Педагогов в нашей семье 15 человек. Это учителя русского языка и литературы, физической культуры, татарского языка и литературы, учителя начальных классов, директора школ.
3. Почти все педагоги нашей семьи только со стороны моей мамы Шарафутдиновой Гульназ Леонидовны
Подводя итог ко всему сказанному об учительской династии моей семьи, можно сделать вывод, что действительно любовь к детям в нашей семье передалась по наследству.
Заключение
Когда моя учительница Алсу Вадимовна предложила мне исследовательскую работу на данную тему, я начала исследование учительской династии своей семьи. Оказалось, что это очень интересно и увлекательно. К работе я привлекла родителей, бабушку, родственников. Я узнала, что несмотря на трудности, люди из поколения в поколение идут работать с детьми. Появляются династии педагогов. Люди, связанные родственными отношениями, выбирают одну и ту же профессию. Почему? Наверное, это в крови - быть Учителем. И я тоже стану учителем. Я решила для себя, что стану учителем математики, продолжу династию учителей. В дальнейшем, я обязательно продолжу исследовательскую работу. Рассказ о педагогической династии дает повод задуматься о том, что Учитель - это больше, чем просто профессия, это великая миссия, вечная и гуманистическая! Я продолжу эту миссию.
Приложение
Учительская династия нашего рода по линии матери:
Поколение | Фамилия, имя, отчество | Место работы, должность | Стаж |
1.Первое поколение | | | | |
| Саляхов Миннибай Салахетдинович | | Учитель начальных классов Делопроизводитель Библиотекарь | 11 лет |
| Нажипов Габдулла Нажипович | Учитель начальных классов Директор школы | 10 лет |
| Нажипова Фариза Нажиповна | Учитель начальных классов Делопроизводитель Библиотекарь | 45 лет |
| Нажипова Шура Нажиповна | Учитель русского языка и литературы | 4 года |
| Нажипова Сажида Нажиповна | Библиотекарь | 45 лет |
II. Второе поколение | | | | |
| Саляхова Алия Миннибаевна | Учитель русского языка и литературы | 42 года |
| Саляхова Азалия Миннибаевна | Учитель начальных классов | 5 лет |
| Садретдинова Фания Сардаровна | Директор интерната | 47 лет |
| Садретдинов Ришат Сардарович | Учитель физической культуры | 10 лет |
| Саляхова Фарига Миннихановна | Учитель татарского языка и литературы | 40 лет |
| Саляхов Леонид Миннибаевич | Директор Еланлинского социального приюта для детей и подростков | 7 лет |
III. Третье поколение | | | |
| Саляхов Рустам Леонидович | Учитель физической культуры | 2 года |
| Шарафутдинова Гульназ Леонидовна | Учитель русского языка и татарского языка и литературы | 26 лет |
Итого | | | 294 года |
Стаж работы по поколениям
С какими родственниками я общалась, у кого брала информацию
Бабушка СаляховаФаригаМиннихановна
Тетя Манакова (Саляхова) АлияМиннибаевна
Тетя Шакирова (Саляхова) Азалия Миннибаевна
Мама СаляховаГульназ Леонидовна
Коллега бабушки Галиуллина Фая Асадулловна
Статья из газеты «Район тормошо»
про прадедушку Саляхова Миннибая Саляхетдиновича
Награды моей прабабушки Саляховой Фаризы Нажиповны и
прадедушки Саляхова Миннибая Саляхетдиновича