СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ударение. Ударные и безударные слоги.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Формировать представление об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов.

Просмотр содержимого документа
«Ударение. Ударные и безударные слоги.»

Тема урока:  Ударение. Ударные и безударные слоги.

Цель: Формировать представление об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Предметные: закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию.  Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; — понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; — оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные:  в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; — составлять целое из его частей;

— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

 Коммуникативные: — адекватно реагировать на обращение учителя;

— использовать в общении правила вежливости;

— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Личностные: Взаимодействовать в паре, проявлять интерес к изучаемой теме;

 знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;

Ход урока

I Организационный момент

Поздороваемся с гостями: «Здравствуйте». Сегодня нас с вами ждут интересные открытия.

Проверка готовности к уроку:

Ноги прямо я поставлю,

Локоточки разведу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

II Актуализация знаний

Минутка чистописания

- Ребята, откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.

- Попробуйте определить, какую букву мы сегодня будем прописывать? (по классу развешана буква «У»). Дайте характеристику букве и её звуку.

Дети прописывают букву УУ уу Уу уУ…..

III. Самоопределение деятельности

- Ребята, вспомните тему прошлого урока. Чему учились? (Как разделить слово для переноса)

(ученики проговаривают алгоритм деления слова для переноса)

Работа в парах.

- У каждого на парте карточка со словами: найти лишнее и объяснить, почему?

Машина, ворона, мост. (1 слог, ударение не ставим, не делим для переноса)

Сорока, огурец, ёлка. (2 слога, ударение не ставим, «ё» всегда ударная)

-Какую работу можно выполнить с другими словами? (разделить на слоги, поставить ударение, разделить для переноса)

Записать слова, разделить на слоги, поставить ударение.

Записать любое слово и разделить для переноса. (проверка по слайду)

1 физминутка

Учитель называет слова. Если слово пишется с маленькой буквы, дети садятся на корточки, если с большой – встают.

Школа, ученик, Москва, портфель, Ева, Тимур, котик, ведро, Тузик, Буратино, ребёнок.

Пальчиковая гимнастика. Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трём, трём. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмём, жмём.

VI. Работа по теме урока.

Учитель стучит указкой по столу.

- Ребята, что я сейчас сделала? (постучала, ударила) Как? (громко, тихо)

- От чего зависит сила звука? (от удара)

- Вспомним, какую букву прописывали? Как думаете, о чём будем говорить на уроке? (об ударении)

- Мы с вами знаем, что в словах ставим ударение. А что не знаем? Дети предполагают и называют вопросы. (если затрудняются, то учитель сам предлагает ответить на вопросы)

1. Что такое ударение?

2. Как называются слоги с большей силой, с меньшей силой?

3. Какой слог может быть ударным?

4. Для чего нужно правильно ставить ударение?

Отгадайте загадку: Стоит дом. Кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа)

- делим слово на слоги (2 слога)

- определим, на какую букву падает ударение (на гласную)

- а согласный звук может быть ударным? (нет)

- в каком слоге ударная гласная ( в 1)

- как произносим ударный слог ( с большей силой)

- а может быть 2 слога ударных? (нет)

Делаем выводы:

1. что такое ударение – выделение голосом одного из слогов

2. слоги произносимые с большей силой называются ударными, с меньшей силой – безударными

На слайде и карточках слова и схемы слов. Задание, соотнести слова и схемы: весна, солнце, ученик, сад.



- что видим? (ударение падает на любой слог)

Вывод: слова бывают односложные (из одного слога), двусложные (из двух слогов), из 3 слогов – трёхсложные.

- А теперь самое интересное, зачем в слове ставить ударение?

- на слайде слова: кружки, кружки, хлопок, хлопок, плачу, плачу.

- запись слов: на одной строчке слова с ударением на 1 слог, на второй строке – на 2 слог.

Проверка. Значение слов.

Вывод: ударение, для правильного произношения слов. В конце учебника есть орфоэпический словарь, словарь для правильного произношения слов.

- Можно ли обойтись без ударения? Почему? (нельзя, не понятен смысл слова)

Учебник с.39 – правило.

V.Закрепление

- разделить на 3 группы: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд. Представители выбирают задание.

- выполнение 1 минуту, кто первый, руки вверх, комментирование.

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

- о чём говорили на уроке?

- что узнали?

- определить, как прошёл урок





































Машина, ворона, мост.

Сорока, огурец, ёлка.





Ма – шина , маши - на

Во – рона, воро - на

Со – рока, соро – ка

Огу - рец



1. Что такое ударение?

2. Как называют слоги с большей и меньшей силой?

3. Какой слог может быть ударный?

ПОВТОРЯЕМ

4. Для чего нужно правильно ставить ударение?


























ВЕСНА


СОЛНЦЕ

УЧЕНИК

САД






ВЕСНА


СОЛНЦЕ

УЧЕНИК

САД






ВЕСНА


СОЛНЦЕ

УЧЕНИК

САД







Речка, урок, колесо, ласточка, стена.




















В, журчат, лесу, ручейки, звонкие.





Подведём итоги

























В лесу

журчат

весёлые

ручейки.