Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.
Цель: Формировать представление об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов.
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Предметные: закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; — понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; — оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Познавательные: в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; — составлять целое из его частей;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Коммуникативные: — адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Личностные: Взаимодействовать в паре, проявлять интерес к изучаемой теме;
знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
Ход урока
I Организационный момент
Поздороваемся с гостями: «Здравствуйте». Сегодня нас с вами ждут интересные открытия.
Проверка готовности к уроку:
Ноги прямо я поставлю,
Локоточки разведу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
II Актуализация знаний
Минутка чистописания
- Ребята, откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.
- Попробуйте определить, какую букву мы сегодня будем прописывать? (по классу развешана буква «У»). Дайте характеристику букве и её звуку.
Дети прописывают букву УУ уу Уу уУ…..
III. Самоопределение деятельности
- Ребята, вспомните тему прошлого урока. Чему учились? (Как разделить слово для переноса)
(ученики проговаривают алгоритм деления слова для переноса)
Работа в парах.
- У каждого на парте карточка со словами: найти лишнее и объяснить, почему?
Машина, ворона, мост. (1 слог, ударение не ставим, не делим для переноса)
Сорока, огурец, ёлка. (2 слога, ударение не ставим, «ё» всегда ударная)
-Какую работу можно выполнить с другими словами? (разделить на слоги, поставить ударение, разделить для переноса)
Записать слова, разделить на слоги, поставить ударение.
Записать любое слово и разделить для переноса. (проверка по слайду)
1 физминутка
Учитель называет слова. Если слово пишется с маленькой буквы, дети садятся на корточки, если с большой – встают.
Школа, ученик, Москва, портфель, Ева, Тимур, котик, ведро, Тузик, Буратино, ребёнок.
Пальчиковая гимнастика. Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трём, трём. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмём, жмём.
VI. Работа по теме урока.
Учитель стучит указкой по столу.
- Ребята, что я сейчас сделала? (постучала, ударила) Как? (громко, тихо)
- От чего зависит сила звука? (от удара)
- Вспомним, какую букву прописывали? Как думаете, о чём будем говорить на уроке? (об ударении)
- Мы с вами знаем, что в словах ставим ударение. А что не знаем? Дети предполагают и называют вопросы. (если затрудняются, то учитель сам предлагает ответить на вопросы)
1. Что такое ударение?
2. Как называются слоги с большей силой, с меньшей силой?
3. Какой слог может быть ударным?
4. Для чего нужно правильно ставить ударение?
Отгадайте загадку: Стоит дом. Кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа)
- делим слово на слоги (2 слога)
- определим, на какую букву падает ударение (на гласную)
- а согласный звук может быть ударным? (нет)
- в каком слоге ударная гласная ( в 1)
- как произносим ударный слог ( с большей силой)
- а может быть 2 слога ударных? (нет)
Делаем выводы:
1. что такое ударение – выделение голосом одного из слогов
2. слоги произносимые с большей силой называются ударными, с меньшей силой – безударными
На слайде и карточках слова и схемы слов. Задание, соотнести слова и схемы: весна, солнце, ученик, сад.
- что видим? (ударение падает на любой слог)
Вывод: слова бывают односложные (из одного слога), двусложные (из двух слогов), из 3 слогов – трёхсложные.
- А теперь самое интересное, зачем в слове ставить ударение?
- на слайде слова: кружки, кружки, хлопок, хлопок, плачу, плачу.
- запись слов: на одной строчке слова с ударением на 1 слог, на второй строке – на 2 слог.
Проверка. Значение слов.
Вывод: ударение, для правильного произношения слов. В конце учебника есть орфоэпический словарь, словарь для правильного произношения слов.
- Можно ли обойтись без ударения? Почему? (нельзя, не понятен смысл слова)
Учебник с.39 – правило.
V.Закрепление
- разделить на 3 группы: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд. Представители выбирают задание.
- выполнение 1 минуту, кто первый, руки вверх, комментирование.
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
- о чём говорили на уроке?
- что узнали?
- определить, как прошёл урок
Машина, ворона, мост. Сорока, огурец, ёлка. |
Ма – шина , маши - на
Во – рона, воро - на
Со – рока, соро – ка
Огу - рец
1. Что такое ударение?
2. Как называют слоги с большей и меньшей силой?
3. Какой слог может быть ударный?
ПОВТОРЯЕМ
4. Для чего нужно правильно ставить ударение?
Речка, урок, колесо, ласточка, стена. |
В, журчат, лесу, ручейки, звонкие.
Подведём итоги
В лесу
журчат
весёлые
ручейки.