Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Закрепление».
Цели:
- закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
- совершенствовать навыки проверки и написания безударных падежных окончаний имён прилагательных;
- развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, совершенствовать навыки грамотного письма, применяя изученные правила;
- учить планировать свою деятельность, формировать навыки самоконтроля и самооценки.
- воспитывать аккуратность при работе в тетради, умение слушать ответы других.
Ход урока
1.Организационный момент.
Начинается урок.
Пусть пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо – не лениться
И старательно трудиться.
- Откройте тетради, запишите дату урока.
Двенадцатое марта
Классная работа.
2. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: смешная, крикливая, золотистый, мягкая
- Прочитайте слова. Что вы о них можете сказать? (это имена прилагательные, с безударной гласной в корне)
-Докажите, объяснив орфограмму (один ученик у доски)
- Какое слово лишнее? ( золотистый – м.р., остальные ж.р.; мягкая- орфограмма парный согласный в корне)
-Цепочку букв составим из букв, обозначающих мягкий согласный звук в тех словах, которые не выбирали «лишними».
- Какие это буквы?
Ммрл Ррлм Ллмр
3.Определение темы и цели урока.
- Над какой темой мы работали на последних уроках? Какую часть речи изучали? (ответы учащихся)
- Чему мы учились? (ответы учащихся)
-Попробуйте определить тему и цели урока.
Учащиеся самостоятельно определяют тему урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных»
Ставят пред собой цели: будем учиться писать и проверять безударные окончания имён прилагательных.
Тест-блиц турнир ( с самопроверкой)
Чтоб отправиться дальше, проверим свои знания об имени прилагательном.
- Ответьте на несколько вопросов: да – ставим +, нет – ставим -.
1.Имя прилагательное это часть речи?
2.Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?
3.Имя прилагательное обозначает действие предмета?
4. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам?
5.Род имени прилагательного зависит от глаголов?
6.Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются?
7.Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже?
+ - - + - + +
- Теперь проверьте правильность своих ответов.
(На доске появляются ответы, учащиеся самостоятельно проверяют, разбирают те вопросы, в которых допустили ошибки.)
Продолжим наш опрос.
Что обозначают имена прилагательные?
На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
Каким членом предложения являются имена прилагательные?
Что значит просклонять прилагательное?
Как определить падеж имени прилагательного?
Как пишутся безударные падежные окончания имен прилагательных?
Прочитайте русскую народную пословицу. (записана на доске)
Чист.. бельем грязн.. души не прикроешь.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы.( Как бы человек не оделся красиво, его характер лучше не станет. Он не изменится в лучшую сторону)
- Восстановите пословицу, запишите. У прилагательных определите падеж, выделите окончание.
Т.п. Р.п.
Чистым бельем грязной души не прикроешь.
- Знаете ли вы другие пословицы с таким же значением?
Рубашка беленькая, а душа серенькая.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Нарядилась, что павлин, а кричит, как ворона.
Встречают по одежке – провожают по уму.
-А сейчас мы продолжим работу с мудрыми высказываниями русского народа.
Запись пословиц под диктовку.
▪ Мал.. слово огромн.. зло творит.
▪ Добр.. правда лучше сладк.. лжи.
▪ Верн.. другу цены нет.
▪ Худ.. слова и сладк.. медом не запьешь.
▪ В согласн.. стаде и волк не страшен.
Проверка
И.п. Добрая правда, малое слово,
Р.п. сладкой лжи,
Д.п. верному другу,
В.п. худое слово, огромное зло,
Т.п. сладким медом,
П.п. в согласном стаде.
4. Работа с текстом.
Прочитайте текст каждый для себя, восстановив слова с пропущенными буквами.
Определите тему и главную мысль текста.
ТЕКСТ: «В каждом (из)нас есть маленьк.. со..нце. Если мы п..м..гаем человеку в б..де, он г..в..рит: «Я согрет вашей д..бротой. Добрый человек всегда дар..т окружающим свет и т..плоту человечност.. . Значит, добротой называют солнце, которое ж..вет в людях.
Это ничего, что ты маленький. Солнце в тебе может жить самое б..льшое».
-Какова тема этого текста?
Этот текст о доброте.
-А какова его главная мысль?
Спешите делать добро.
-Любой человек, даже очень маленький, может и должен совершать добрые поступки.
- Назовите орфограммы. Объясните правописание слов
Подбирайте проверочные слова.
-Подберите синонимы к слову «ДОБРЫЙ».
Сердечный.
Душевный.
Добродушный.
- Выпишите из текста третье предложение. Сделайте полный синтаксический и пунктуационный разбор этого предложения.
прил. сущ. нар. гл. сущ.
Добрый человек всегда дарит окружающим
сущ. с. сущ. сущ.
свет и теплоту человечности.
(Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное).
Человек (какой?) добрый,
дарит (когда?) всегда,
дарит (кому?) окружающим,
дарит (что?) свет,
дарит (что?) теплоту,
свет и теплоту (чего?) человечности.
Объясните постановку знака препинания перед союзом «и».
Союз «и» соединяет однородные дополнения, поэтому перед ним запятая не ставится.
5.Рефлексия
-Чтобы не сделать ошибки в написании безударных окончаний имен прилагательных, как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных? .( 1.. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.2. От существительного задаём вопрос к имени прилагательному.3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.)
-Какие добрые дела можно сделать на уроках?
-Можете ли вы сказать, что сегодня на уроке кто-то сделал доброе дело???
- Не хочется ли вам сказать что-то друг другу в конце урока? (В сердце каждого из нас горит солнце, только нужно зажечь его. А для этого надо делать больше добрых дел.
Ребята! Давайте жить дружно, помогать друг другу, радоваться вместе, чтобы солнце в наших сердцах никогда не погасло.)
Помните, если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не может считаться истинной добротой. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.
Домашнее задание
Написать мини сочинение о доброте или о добром поступке, именно о настоящем бескорыстном добром поступке.