СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удивительный мир космоса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди толь­ко начинали узнавать Землю, они представляли ее пере­вернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством свер­кающих звезд.

Просмотр содержимого документа
«Удивительный мир космоса»

Удивительный мир космоса


С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

Раньше, давным-давно, когда люди толь­ко начинали узнавать Землю, они представляли ее пере­вернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством свер­кающих звезд.

С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кру­госветные путешествия, узнали, что наша Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, враща­ясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг него за год.

Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не останавливались на достигнутом: их манил космос.

Космонавтика. Что это такое? Сегодня по­добный вопрос кажется странным. Ведь любой школь­ник знает, что слово «космонавтика» связано с полетами в космическом пространстве. А до этого у большинства людей с этим словом были связаны представления о полете на Луну. На этом уровне человечество пребыва­ло в течение всей первой половины 20 века, как и столе­тия до этого. А между тем уже в самом начале 20 века были заложены основы космонавтики как науки. И как бы ни были грандиозны свершения космонавтики насто­ящего и в особенности будущего времени, человечество всегда будет благодарно ее основоположнику - замеча­тельному советскому ученому Константину Эдуардовичу Циолковскому, который родился в сентябре 1857 года


Я представляю этих зим калужских

Мохнатый снег и зимний лед,

Детишек на салазках узких,

Дворняжку Жучку у ворот

И то крыльцо, тот домик тихий

И тот, на ветхих лапах, стол,

Где время плавилось, как в тигле,

И космос на сближенье шел.

Еще аэроплан похожим

В те времена глухие был

На птеродактиля без кожи,

На этажерку с парой крыл,

А калужанин крутолобый,

Задув в семилинейке свет,

Сквозь древний потолок Европы

Уже летел в семью планет,

Уже, забыв судьбы обиды,

Под колдовской напев зимы

Рассчитывал всю ночь орбиты,

Чтоб в небе не блуждали мы.

И, слыша грохот реактивный,

Метеоритный свист ракет,

Я вижу дом неприхотливый,

Семилинейки сонный свет,

Бумаги, абажура тени,

Весь домик тот, весь город тот,

Откуда начал русский гений

Свой ослепительный полет.

Работая учителем провинциальной школы, в свободное время он читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком космоса.

Очень много интересных идей выдвинул скромный учитель из Калуги. Им придуманы газовые рули для уп­равления ракетой в космосе. Работами Циолковского интересовались ученые всего мира. Ученики Циолковс­кого и его последователи создали первые в мире кос­мические корабли. Циолковский «научил» ракеты летать в космос. Он рассчитал, сколько нужно ракете топлива. Она должна поднять себя, поднять запас топлива, грузы, приборы, людей, она должна развивать необходимую ско­рость для отрыва от Земли. Циолковский изобрел ракетный поезд - многоступенчатую ракету. В передней ракете находятся приборы и экипаж. Но чтобы человек смог оторваться от Земли и выйти в космическое простран­ство, должен был прийти генеральный конструктор кос­мических кораблей. Таким конструктором был Сергей Павлович Королев

.


За 60 лет жизни замечательный уче­ный Королев много успел сделать не только для нашей родины, но и для всего человечества. Обладая необык­новенным умом, смелостью, он горячо верил в беспре­дельные возможности человека, в то, что освоение кос­моса принесет людям благо и счастье.

В создании ракетно - космической техники участвуют тысячи ученых, инженеров, рабочих, масштабы работ тре­буют объединения усилий людей многих областей науки и техники.

Ракета была известна давно. Очевидно, она появилась много веков назад на Востоке. Возможно, в Древнем Ки­тае - на родине пороха. Ракеты использовали во время народных празднеств, устраивали фейерверки. Ракеты применяли в военном деле. Долгое время ракета была одновременно и оружием, и игрушкой. При Петре Вели­ком была создана и применялась однофунтовая сигналь­ная ракета «образца 1717 года», остававшаяся на воору­жении до конца 19 века. Она могла подняться на высоту до одного километра. Некоторые изобретатели предла­гали использовать ракету для воздухоплавания. Научив­шись подниматься на воздушных шарах, люди были бес­помощны в воздухе.

Ракета была изобретена значительно раньше электро­мотора и паровой машины. В большом семействе ракет у каждой свои обязанности. Самые большие и мощные от­крыли человеку путь во вселенную. Ракеты поменьше, с меньшими скоростями и на меньших высотах выполняют более скромную, но очень полезную работу: они инфор­мируют о состоянии верхних слоев атмосферы, космических лучах, фотографируют облака. Ракеты не только помо­гают предсказать погоду, но и делают ее: грозовые тучи сейчас можно расстрелять ракетами со специальным хи­мическим зарядом, и в нужное время в нужном месте пой­дет, например, вместо губительного града дождь. За ми­нувшие годы в России было создано несколько десятков сложнейших ракетных и космических кораблей.

Со второй половины 70-х годов прошлого века нашей страной были поставлены ракеты во Вьет­нам, Болгарию, Сирию, Индию.

Как устроена ракета?

Корпус, двигатель, топливо, приборы и - главное! - по­лезная нагрузка. Корпуса ракет делаются из легких прочных материалов: дюралюминия, титана, иногда из пластмассы. Двигатели у большинства современных ра­кет жидкостные, реактивные. В камерах жидкостных дви­гателей горят спирт, керосин, а также другие виды топлива. Двигатель - это сила корабля. Разум ракеты - ее приборы. Они строго следят за каждым колебанием, не дают отклониться от расчетной траектории.



4 октября 1957 года считается началом космической эры. В этот день был осуществлен запуск первого кос­мического аппарата - искусственного спутника Земли.

Его вывела на орбиту ракета-носитель, которая, развив скорость 8 километров в секунду, взлетела вертикально. Автоматические устройства по заданной программе уп­равляли движением ракеты. На Земле принимали радио­сигналы из космоса, расшифровывали их. Вслед за пер­вым спутником был запущен второй с собакой Лайкой на борту, потом третий с разными приборами для изучения атмосферы Земли. Последующие спутники сфотографи­ровали обратную сторону Луны, сбросили на Луну вымпел. В настоящее время трудно даже сосчитать, сколько спут­ников запущено в разных странах. Каждый запуск пресле­дует какую-то цель: есть спутники для изучения погоды, для радиосвязи, для передачи телевизионных сигналов, спутни­ки - разведчики. Спутник может вращаться вокруг Земли годами, но в конце концов снизится, войдет в плотный слой атмосферы и сгорит. Некоторые спутники уничтожают сиг­налом с Земли. Некоторые могут быть возвращены назад с помощью других космических аппаратов.


В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ра­кет в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Так появился космодром Байконур.

Байконур - главный космодром начала космической эры.

Решение о создании космодрома было принято в 1955 году, когда в нашей стране работал космодром Ка­пустин Яр, придуманный для запусков целого ряда реак­тивных аппаратов, созданных под руководством С. П. Ко­ролева. На этом же космодроме осуществлены и первые запуски геофизических ракет под руководством акаде­мика А. А. Благонравова. Они дали очень многое в плане исследования космического пространства вплоть до вы­соты 400 километров. Для создания первой межконти­нентальной баллистической ракеты требовалась новая база, которая бы обеспечила соответствующую даль­ность полета. Траекторию полета следовало выбирать так, чтобы она проходила над малонаселенными пункта­ми с запада на восток. Энергетически выгоден запуск ракет именно в этом направлении, так как Земля своим вращением добавляет скорость. Из трех вариантов был выбран Казазстан. Старт отсюда позволял ракетам про­ходить по трассе длиной 6 400 километров через Камчат­ку. Строительство развернулось очень быстро. В тяже­лейших условиях - температура до +45 °С, пыль, грязь, очень много змей - люди строили космодром. Подчас в жуткой жаре отказывала техника, не заводились моторы, а люди выдерживали. Требования к качеству строитель­ства были очень высокие. Конструкции должны быть прочными и долговечными. Основным являлось соору­жение пускового стартового комплекса. С него и начато было строительство, затем были развернуты все работы по строительству пускового минимума, то есть наимень­шего количества сооружений и оборудования, которое необходимо для первого пуска. Сюда входят электро­станция, железная и шоссейная дороги, монтажный корпус, компрессорная, стартовые устройства и прочее.


Перенесемся на 50 лет назад. По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприемников: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское вре­мя - 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое про­странство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе вы­веден на орбиту вокруг Земли первый в мире космичес­кий корабль-спутник «Восток» с человеком на борту».









Рассвет. Еще не знаем ничего.

Обычные «Последние известия»...

А он уже летит через созвездия,

Земля проснется с именем его.

«Широка страна моя родная...»

Знакомый голос первых позывных,

Мы наши сводки начинали с них,

И я недаром это вспоминаю.

Не попросив подмог ни у кого,

Сама восстав из пепла войн и праха,

Моя страна, не знающая страха,

Шлет ныне в космос сына своего.

Мы помним все. Ничто не позабыто.

Но мы за мир. Всерьез! Для всех! Навек!

И, выведен на мирную орбиту,

С природой в бой идет наш человек.

Волненье бьет, как молоток, по нервам.

Не каждому такое по плечу:

Встать и пойти в атаку самым первым!

Искать других сравнений не хочу.

Мир затаил дыхание. Мир слушал голос че­ловека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий». Земля уз­нала простого, обаятельного человека, проложившего до­рогу к звездам. Пилотом-космонавтом космического ко­рабля-спутника «Восток» был гражданин Советского Со­юза летчик Юрий Алексеевич Гагарин.


12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднял­ся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту. Юрий Алексеевич Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе.

Ю. А. Гагарин родился в 1934 году под Смоленском, учился в ремесленном училище, в индустриальном техни­куме, в аэроклубе, затем в авиационном училище. Хорошая теоретическая, практическая и физическая подготовка по­зволила ему войти в отряд космонавтов. Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных.

Казалось бы, космонавтам - совершенно здоровым людям - не нужна медицина. И все - таки она есть - кос­мическая медицина. Врачи участвуют в разработке кос­тюма космонавтов, рациона питания, во всем, что необхо­димо для нормальной работы людей в условиях космо­са. Медики следят за состоянием здоровья членов эки­пажа космического корабля во время полета.

Полет первого космонавта показал, что в условиях не­весомости можно работать, обживать космическое про­странство.

Вместе с Юрием Гагариным осваивал корабль «Восток-1» и 12 апреля 1961 года был готов лететь в космос его дублер Герман Степанович Титов.


Оба космонавта вышли на космодром в скафандрах, полностью готовые к невиданному старту. Только после гагаринского «К старту готов!» Титов снял шлем и превратился в наблюдателя.

Скафандр (от греческих слов «skaphe» - лодка и «andros» - человек) - это индивидуальное снаряжение для человека, который работает в условиях, отличных от нормальных. В комплект снаряжения входят оболочка, шлем, перчатки, ботинки. В скафандре для человека со­здается микроклимат: трубки с дыхательной смесью обеспечивают нормальное дыхание, специальная систе­ма создает нормальную для тела температуру. Ска­фандр защищает от пониженного давления, от излуче­ний. Снабжен он микрофоном и датчиками аппаратуры, находящейся на наблюдательном пункте на Земле.

Потом началась подготовка к полету корабля «Восток-2», с новыми, более сложными задачами. Необходимо было дополнить, проверить данные, полученные в результате полета «Востока-1». Космонавту Титову было поручено в нужное время взять управление кораблем в свои руки. Новый опыт должен был показать, что еще необходимо сделать конструкторам, чтобы жизнь человека на борту во время путешествия большой продолжительности протекала абсолютно нормально, а сам корабль был по­слушен управлению не только с Земли, но и из кабины космонавта. 6 августа 1961 года корабль «Восток-2» стартовал с космодрома Байконур. Полет прошел ус­пешно, все поставленные задачи были выполнены.

После Юрия Гагарина много и других кос­монавтом побывали в космосе: В. Никола­ева - Терешкова, А. Николаев, В. Волков, А. Леонов, Г. Титов, Г. Гречко, В. Савиных, С. Савицкая, Г. Падалка, С. Шарипов, С. Крикалев и другие.

Космонавтика незаметно вошла в нашу жизнь. Мы говорим по телефону с другом из далекого города. Его голос доносится к нам из космоса: это спутник транслирует телефонные переговоры. Мы смотрим телевизор в Средней Азии или на Дальнем Востоке, читаем газеты - все это транслирует спутник. Спутники помогают предсказывать погоду, ориентироваться в океане и при полетах на самолете, просматривать строение земных недр, движение ледников, активность вулканов. Однако, несмотря на столь широкое исполь­зование космонавтики в интересах науки и хозяйства, она еще очень молода, и впереди у нее много побед и открытий. Нам, подрастающему поколению, осваивать звездные миры.