СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удивительный мир природы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Удивительный мир природы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13



РАЗРАБОТАНА И ПРИНЯТА:

на заседании педагогического совета

протокол №___

от «____» _________ 2020г.

Председатель ПС _______________/Е.Г.Скрипель/

УтвержДЕНА:

приказом директора школы

___________ /Е.В.Демкевич/

приказ № _____

от «___» ___________ 2020г.





Рабочая программа внеурочной деятельности

«Удивительный мир природы»

6 класс



Составитель:

Котенко Ольга Викторовна

учитель биологии

высшей квалификационной категории








2023 год





Пояснительная записка

Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени в учебном плане. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков.

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования и ориентирована для возрастной группы 6 класса.

Основные принципы программы:

  1. Принцип научности.

Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль.

  1. Принцип доступности.

Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся.

  1. Принцип систематичности и доступности.

Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности.

  1. Принцип воспитывающего обучения.

Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала.

Новизна курса заключается в том, что в школьной программе 5-7 класса по биологии предложенный ниже материал или не изучается или на его изучение даётся мало времени, за которое невозможно полноценно сформировать практические умения. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.

Программа «Удивительный мир природы» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических занятий, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.

На реализацию программы отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Цель программы: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе.

Задачи:

  • формирование системы научных знаний о живой природе;

  • способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий;

  • развитие общеучебных умений и навыков;

  • формирование навыков использования биологических методов для проведения экспериментов с целью изучения живых организмов;

  • развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;

  • развитие навыков работы с микроскопом

  • развитие навыков работы с лабораторным оборудованием

  • развитие трудовых навыков

  • развитие умений проектной деятельности

  • воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе.

Формы работы: творческая мастерская, игра, практическое занятие, экскурсия, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные

  • сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;

  • развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)

Метапредметные

  • овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;

  • умение работать с различными источниками информации;

  • умения работать с лабораторным оборудованием и микроскопом

  • умения осуществлять проектную деятельность

  • умения работать в группах и парах

  • развитие трудовых навыков

Предметные

  1. Познавательная сфера:

  • выделение отличительных признаков живых организмов;

  • определение роли биологии в практической деятельности человека;

  • умение сравнивать биологические объекты и процессы

  • овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;

  • выделение отличительных признаков в строении клеток разных организмов

  • умения объяснять и сравнивать физиологические процессы растений и животных

  • умения определять растения

  • уметь описывать и объяснять жизнь организмов в разных средах обитания

  1. Ценностно – ориентационная сфера:

  • знание правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

  • знаний мер по защите растительного и животного мира

  1. Трудовая сфера:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • знание правил работы с лабораторным оборудованием;

  • знание правил работы с микроскопом

  1. Эстетическая сфера:

  • умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.


Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Удивительный мир природы»

Тематическое планирование внеурочной деятельности

«Удивительный мир природы»

п/п

Тема

Количество

часов

Форма

Планируемые результаты

6 класс – 34 часа/год (1 час в неделю)

1

Введение. Цели и задачи курса.

1

беседа

Постановка цели и задач курса на год; учить детей учиться

2

Мир растений

1

Экскурсия, составление гербария

Знать особенности и виды растений, а также экологическую обстановке растений пришкольного участка; уметь определять и давать морфологическое описание

3

Что же это за растений

1

Практическое занятие: работа с определителем растений

Знать особенности и виды растений, а также экологическую обстановке растений пришкольного участка; уметь определять и давать морфологическое описание; работать с определителем

4

Что мы знаем о корнях?

1

Практическое занятие

Знать морфологию и особенности внутреннего строения корня, уметь определять типы корневых систем разных растений. Сравнивать, описывать, работать с микроскопом

5

Как растение поднимает воду вверх?

1

Практическое занятие

Знания о физиологических особенностях корня, корневом давлении, какие ткани участвуют, внутреннее строение корня; умения объяснять , описывать, сравнивать, анализировать, работать с микроскопом

6

Побег

1

Творческая мастерская «создание макета растения»

Знать особенности строения побега, функциональной значимости его частей для жизни растения; умения называть, показывать, сравнивать, устанавливать связи строения и функции

7

Строение стебля

1

Практическое занятие «Внешнее и внутреннее строение стебля»

Знать особенности внешнего и внутреннего строения стебля, уметь сравнивать, устанавливать связь строения и функции, определять виды стеблей по внешнему виду растений; работать с микроскопом

8

Лист

1

Практическое занятие «Внешнее и внутреннее строение листа»

Знать особенности внешнего и внутреннего строения листа, уметь определять листья, сравнивать, описывать, объяснять связь строения и функции; работать с микроскопом

9

Растения без органов

1

Творческая мастерская «Водоросли моря. Создание модели Чёрного моря»

Знания водорослей Чёрного моря, особенностей строения и жизнедеятельности водорослей, отличительных особенностях; умения отличать и сравнивать водоросли. Описывать видовой состав водорослей Чёрного моря, работать в парах

10

11

Высшие споровые растения

2

Практическое занятие, просмотр учебного фильма

Знать особенности строения и отличия ВСР; умения отличать ВСР, объяснять их эволюцию и степень зависимости от воды, определять по характерным особенностям

12

Хвоинка – изменённый лист

1

Практическое занятие

Знать особенности строения голосеменных растений, отличительных особенностях, строении хвои и шишек; умения сравнивать женские и мужские шишки, голосеменные с другими растениями, работать с микроскопом и в парах

13

Покрытосеменные растения

1

Практическое занятие. Творческая мастерская «Создание макета покрытосеменного растения»

Знания о строении и отличиях, также о жизнедеятельности растений покрытосеменных, умения определять покрытосеменные, пользоваться определителями, работать в группах

14

Цветок – орган семенного размножения

1

Практическое занятие «Изучение строения тычинки и пестика» Творческая мастерская «изготовление макета цветка»

Знания о строении цветка, умения объяснять и устанавливать связи между строением цветка и функциями, описывать происхождение покрытосеменных и возможность широкого их происхождения

15

Плод

1

Игра-путаница

Знать строение и название плодов, способы их образования и классификации; умения определять плоды, описывать их морфологию

16

Чем занимается наука – физиология растений

1

Игра-путаница

Знания о физиологических процессах, происходящих в растениях: испарение воды, дыхание, фотосинтез, передвижение веществ, влияние удобрений на физиологию; умения объяснять процессы жизнедеятельности, осуществляемые в клетках растений

17

Почему растениям не надо «кушать»?

1

Практическое занятие

Знания о процессе фотосинтезе, особенностях его протекания и результатах; умения доказывать фотосинтез и образование крахмала в зелёных листьях опытным путём

18

Растения дышат!

1

Практическое занятие

Знания о процессе дыхания в растительных и животных клетках (сходства и отличия), протекании и результатах; умения – объяснять и доказывать процесс дыхания

19

Испарение воды листьями

1

Практическое занятие

Знания о процессе испарения воды листьями, умения доказывать этот процесс и ставить опыты

20

Транспорт веществ в растении

1

Практическое занятие

Знания о строении и функциях проводящих тканей в растении; умения доказывать передвижение веществ в растении опытным путём

21

Зачем растению навоз?

1

Творческая мастерская «описываем наблюдения за изменением роста комнатного растения»

Знания о видах, значении разных удобрений для роста растений; умения подбирать удобрения в зависимости от желаемого результата, подбирать сроки их внесения в почву

22

Сезонные изменения в жизни растений

1

экскурсия

Знания о сезонных изменениях растений; умения оформлять экскурсию, наблюдать, объяснять причины таких изменений и экологическую обстановку произрастания

23

Экологические особенности произрастания

1

Творческая мастерская

Знания о экологических особенностях произрастания растений вокруг школы, дома; умения объяснять и описывать экологическую обстановку растений, разрабатывать меры по её улучшению

24

Географический аоеал распространения

1

Творческая мастерская

Знания о географических условиях и ареале распространения растений по земному шару, умения описывать и обяснять, сравнивать места обитания

25

Строение растительных клеток с хлоропластами

1

Практическое занятие

Знания о строении и жизнедеятельности растительных клеток с хлоропластами, уметь объяснять и описывать процессы жизнедеятельности, сравнивать с другими растительными клетками

26

Строение растительных клеток с хромопластами

1

Практическое занятие

Знания о строении и жизнедеятельности растительных клеток с хромопластами, уметь объяснять и описывать процессы жизнедеятельности, сравнивать с другими растительными клетками

27

Строение растительных клеток с лейкопластами

1

Практическое занятие

Знания о строении и жизнедеятельности растительных клеток с лейкопластами, уметь объяснять и описывать процессы жизнедеятельности, сравнивать с другими растительными клетками

28

Роль растений в природе

1

Творческая мастерская

Знания о необходимости и высокой значимости растений для природы, умения объяснять описывать

29

Роль растений для человека

1

Творческая мастерская «Изготовление рецептов»

Знания о значении растений в жизни человека, умения использовать растительные ресурсы

30

Пословицы, сказки и загадки о растениях

1

Викторина

Знания о пословицах, загадках и т.п. народных высказываниях о растениях; умения объяснять их с т.зр. биологии

31

Растения гиганты и карлики

1

Творческая мастерская «Создание макетов растений»

Знания о разнообразии необычных по размеру растений; умения создавать макеты используя полученные знания о строении и жизнедеятельности растений

32

Хищные растения

1

Творческая мастерская «Создание макетов растений»

Знания о разнообразии необычных по размеру растений; умения создавать макеты используя полученные знания о строении и жизнедеятельности растений

33

Оформление проекта

Создание мультимедийной презентации

1

Творческая мастерская

Знания о строении и жизнедеятельности выбранного растения, экологии, географии и значения; умения предоставить эту информацию в виде проекта, навыки работы с программой Microsoft Power Point

34

Защита проекта

1

Мини-конференция

Систематизация материалов курса





7