Цель урока: высветить красоту темы, раскрыть значимость электричества для
человека , приоткрыть учащимся окно в истории открытий в науке об
электричестве, вовлечь учащихся в активную работу на уроке.
9. Задачи урока:
- обучающая: формирование самостоятельности в мыслительной деятельности учащихся;
- развивающая: развитие представлений о процессе электризации, взаимодействии электрических зарядов, о теории электрического поля, о свойствах электропроводности у различных тел;
- воспитательная: формирование чувства удивления, интереса к данной теме;
формирование умений осуществлять самоконтроль.
10. Тип урока: урок изучения нового материала
Просмотр содержимого документа
«"Удивительное электричество"»
Учитель физики средней школы с.Шеми
АТМОСФЕРНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Георг Рихман
М.В.Ломоносов
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ
УЧЕНЫЙ ФАЛЕС
ήλεκτρο
ЯНТАРЬ
ЭЛЕКТРОН
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ЯНТАРЯ!
Как можно определить, заряжено ли тело?
по притяжению к
нему легких
незаряженных
тел
По взаимодействию
с другими заряженными
телами
При электризации заряд возникает у двух тел
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗАРЯД – q - [ Кл ]
Французский ученый
Шарль Кулон
Э Л Е К Т Р И З А Ц И Я
Соприкосновение тел,
трение
Передача заряда незаряженному
телу от заряженного тела
На расстоянии под действием
электрического поля
Виды зарядов
( ввел американский ученый
Бенджамин Франклин )
положительный
отрицательный
(стекло,
потертое о шелк)
(эбонит,
потертый о мех)
Одноименные заряды отталкиваются
Разноименные заряды притягиваются
На взаимодействии одноименно заряженных тел основано
действие прибора, обнаруживающего электризацию тел
электроскоп
Изобрел итальянский ученый
Алессандро Вольта
Э
Л
Е
К
Т
Р
О
П
Р
О
В
О
Д
И
М
О
С
Т
Ь
проводники
диэлектрики
Металлы
Человек
Вода
Растворы солей
Воздух
Резина
Пластмасса
Стекло, эбонит
Электрическое поле –
особый вид материи
( не вещество),
который возникает
вокруг заряда и
действует на другой
заряд с некоторой силой.
(Джеймс Максвелл)
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СИЛА
зависит
Заряда, создающего электрическое поле - Q
Заряда, внесенного в это поле - q
Расстояния между ними - r
Электрическая сила тем больше, чем больше Q и q ,
и тем меньше, чем больше r .
Работа с двухцветными карточками. Учитель высказывает
утверждение, ученики соглашаются (зеленый цвет) или не
соглашаются (красный цвет)
- Слово «электричество» произошло от янтаря.
- При электризации у двух тел возникает заряд.
- В природе существуют три вида зарядов.
- Эбонит при трении о мех электризуется «-».
- Положительный и отрицательный заряды взаимно отталкиваются.
- Большой шар имеет заряд «+».
7. Тело человек – диэлектрик.
- Резина – диэлектрик.
- Электрическое поле – невидимо .
10. Если к положительно заряженной гильзе из фольги, подвешенной на нити, поднести эбонитовую палочку, потертую о мех, то гильза и эбонитовая палочка притянутся .
На рисунке изображены пары шариков,
подвешенные на нитях.
Как заряжены шарики на рисунке 1,
на рисунке 2,
на рисунке 3.
Ответ обоснуйте.
1
2
3
Используемая литература:
- 1. А.В.Перышкин «Физика-8»;
- 2. А.Е.Гуревич «Естествознание – 5-6. Физика-
химия»;
- 3. Приложение к газете «1 сентября» «Физика»
№ 7(2004г), №8 (2004г), №43 (2000г), № 33 (2000г);
- 4. С.В.Дендебер, Л.В.Зуева, Т.В.Иванникова
«Электив 9. Физика.Химия. Биология»;
- 5. С.В.Боброва «Физика 7-10. Нестандартные
уроки»;
- 6. И.Я.Ланина «Внеклассная работа по физике»;
- 7. В.П.Синицкин, О.П.Синицкин «Внеклассная
работа по физике».