Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
г.Билибино
Чукотского автономного округа
Удивление – как один из внутренних механизмов формирования положительной мотивации младших школьников
на уроке английского языка
Колесникова Юлия Анатольевна,
учитель английского языка
2018
Билибино
Удивление – как один из внутренних механизмов формирования положительной мотивации младших школьников
на уроке английского языка
«Познание начинается с удивления»
Аристотель.
Цивилизационные изменения общепланетного масштаба в совокупности с переменами, произошедшими в последние десятилетия внутри нашей страны, привели к возрастанию роли иностранного языка в жизни личности, общества и государства. Изучение ИЯ в современном мире - это один из самых важных составляющих моментов современного, успешного человека.
На первый взгляд, учителя английского языка вряд ли могут пожаловаться на отсутствие мотивации у детей и их родителей знать и изучать язык. Действительно, на первых занятиях у младших школьников есть огромное желание уметь общаться с носителями языка во время заграничных поездок, через Интернет, понимать тексты любимых иностранных песен, компьютерных игр. Однако, как только начинается сам процесс овладения ИЯ, многие обучающиеся сталкиваются с разного рода трудностями. Ведь этот процесс предполагает накопление объемного «строительного материала» – будь то лексика, или грамматика. Решение данной проблемы предполагает отбор наиболее эффективных приемов работы учителя, а также знание им психологических особенностей младших школьников.
Любовь к предмету в младшем возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта и радости, которые испытывает ребенок на уроке. Успех обучения и отношение обучающихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит занятия.
Любой учитель, в той или иной степени, способен удивить учеников на своих уроках.
Я сама, как учитель часто удивляюсь некоторым фактам, которые получаю посредством изучения английского языка.
Удивление - как реакция на новое – один из механизмов формирования устойчивой мотивации обучения.
С точки зрения психологии, удивление – когнитивная эмоция. Способность удивляться позволяет расширить горизонт видения и решать задачи на метапредметном уровне, пропуская информацию через призму личностного восприятия человека.
Таким образом, удивление на уроке может стать механизмом для формирования внутренней положительной мотивации к обучению.
Итак, зачем и как удивлять учеников?
Педагогика удивления – особое направление педагогики, которое описывает систему методов и приемов обучения и воспитания, основанных на эмоции удивления. Оно опирается на принципы активности, проблемности и свободы творчества.
Концептуальность состоит в том, что ученик должен быть удивлен, у него появляется интерес, что в итоге приводит к высоким результатам.
Актуальность состоит в том, что современных детей очень сложно удивить из-за избытка информации. И, чтобы поддержать интерес к познании., учителю приходится много изучать и придумывать.
На первый взгляд, учителя английского языка реже, чем другие, могут пожаловаться на отсутствие мотивации. Сначала у изучающих есть огромное желание научиться общаться с носителями языка, понимать тексты любимых иностранных песен, компьютерных игр. Однако, когда начинается сам процесс изучения, многие сталкиваются с трудностями.
Решение данной проблемы предполагает отбор наиболее эффективных приемов работы учителя. Я приведу примеры того, как можно использовать удивление а) методом; б) фактом; в) собственными силами; г) учебной .
Удивление методом
Метод подачи материала вызывает удивление, потом перерастает в интерес.
Помните ли вы, какой в школе для вас был самый сложный вид деятельности на уроке английского языка?По моим наблюдениям, чаще всего трудности возникают с грамматикой.
Так вот, чтобы было понятнее и проще, на уроках мы с учениками играем в грамматический морской бой. Прием «немое кино»- метод, когда видеоролик включается без звука и учащиеся догадываются о происходящей ситуации и называют тему.
То, как учитель представляет сложный для понимания школьников грамматический материал, может вызвать удивление и восторг. Так, для объяснения общего и специального вопросов можно использовать собственную руку, где каждый палец – это отдельный член вопросительных предложений.


Специальный вопрос Общий вопрос
Большой палец – самый короткий палец, как маленький ребенок, задающий вопросы when? where?what? why?
Указательный палец – вспомогательный глагол, указывающий на время в предложении;
Средний палец – самый длинный палец, главный член предложения, подлежащее;
Безымянный палец – идет всегда за подлежащим, сказуемое;
Мизинец – остальная часть предложения.
Метод проектов среди моих учащихся пользуется большой популярностью.
Удивление фактом
Знакомство с культурой других стран происходит при помощи изучения интересных фактов. Например, о традиции англичан пить чай в 5 часов. Ведь вы наверняка слышали об этом в школе. Такие факты мотивируют к дальнейшему изучению материала, самостоятельному поиску слов, которые знакомы, но значение их не понятно. Можно удивить и обратить внимание обучающихся на слова, с которыми они сталкиваются в жизни и имеют свои определенные значения:
А)жевательная резинка eclipse. Слово “eclipse” имеет значение “ затмение”,
Б) фирма косметики или шоколада “Dove” переводится как “голубь”,
В)чистящее средство “ Fairy” имеет перевод“ фея, волшебница” (см. приложение 3)
Или учитель может подобрать на первый взгляд несовместимые слова dove, Firefox, puma, Red Bull и попросить учащихся назвать тему, которая их объединяет. Необычно, но в столь разных терминах можно найти названия животных.
Необычная подача материала привлекает учащихся и они с удовольствием изучают тему.
Удивление образовательной средой
Удивление образовательной средой – этой мой кабинет английского языка, грамотно оформленный: с интересными таблицами, фактами, работами учащихся.
«Познание начинается с удивления» говорил Аристотель.
Удивление – признак небезразличного отношения к информации, это- радость и интерес.
Каждый год стараюсь внедрять в свою работу новые интересные методики, оптимизировать процесс обучения, делать его увлекательным, эффективным и полезным.
На основании моего опыта могу уверенно сказать, что педагогика удивления приводит к качественным знаниям и результатам и может использоваться учителем любого предмета.
Важно отметить, что по-настоящему принять педагогику удивления и применить ее может тот учитель, который сам способен удивляться окружающему миру и своим ученикам. При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится освоения деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае знания становятся следствием усвоения способов деятельности. Таким образом, комбинируя элементы разных педагогических технологий на уроках английского языка, приучая учащихся к самостоятельной работе, обращаясь к мыслям и чувствам каждого ребенка, можно сформировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка.