Конспект открытого урока по русскому языку
по теме «Удвоенные согласные в корне слова»
Цель: Формировать знания, умения, навыки в написании слов с удвоенными согласными.
Задачи:
Обучающие: совершенствовать знания о правописании слов с удвоенными согласными, формировать орфографические навыки;
учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, каллиграфическое письмо, словесно- логическое мышление, устойчивое внимание, словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уважение друг к другу.
Оборудование: учебник, карточки для работы сигнальные карточки, проектор, презентация, отрывок песни «Голубой вагон».
Ход урока
1. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята, доброе утро, родители. Ребята, давайте повернемся к нашим гостям и поздороваемся с ними. Надеюсь, что больше вы не будете отвлекаться на них.
2. Минутка чистописания.
пп мм сс бб лл жж рр нн кк фф (Слайд № 1)
Запишите эти сочетания букв в тетрадь.
- Что общего в цепочках букв вы видите?
- Обозначают согласные звуки, все строчные.
- Что это за буквы?
- Удвоенные согласные.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- О словах с орфограммой «удвоенные согласные в корне слова» (Слайд № 2)
- Как можно проверить написание слов с удвоенными согласными?
- Проверить нельзя. Нужно запомнить или обратиться к орфографическому словарю.
3. Работа по теме урока.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня, мы отправимся в путешествие на поезде. А как называется наш поезд - отгадайте.
На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два СС,
Называется (экспресс). (Слайд № 3) (Можно подключить родителей, если дети не смогут назвать)
- Прочитайте название I станции. (Заглавная) (Слайд № 4)
-Вспомним, какие слова пишутся с заглавной буквы?
- Имена собственные (ФИО людей, клички животных, географические животные)
- Почему у вас названа так станция? Что мы видим на слайде? (Слайд № 5-8).
- Лица ребят.
Давайте дадим им имена. У вас есть подсказка, удвоенные согласные в середине или в конце слова.
Римма, Элла, Филипп, Инна (Анна)
- Что необычного в этих словах?
- Во всех словах есть орфограмма «удвоенная согласная в корне слова»
- Запишем эти имена сразу с переносом двойных согласных. Но для этого вспомним правило.
- При переносе слов с удвоенной согласной нужно одну букву оставить на строке, а другую согласную перенести.
Рим-ма, Эл-ла, Филипп, Ин-на, Ан-на (Слайд № 9) (Можно вспомнить – устно – какие еще имена есть с удвоенной согласной: Эмма, Анна, Алла, Геннадий, Кирилл, Иннокентий, Сюзанна)
- Молодцы отправляемся на II станцию «Спортивная». (Слайд № 10)
ФИЗКУЛЬТИНУТКА
Поехали дальше. Следующая остановка «Математическая». (Слайд № 11).
Из группы слов выбрать и записать все математические термины (Слайд № 12).
мусс килограмм
грамм шоссе
русский класс
кросс миллион
масса сумма
тонна аллея
Проверка. (Слайд № 13)
- Составьте с одним «математическим» словом предложение и запишите его.
- Но здесь встречаются и другие слова. Вспомните, откуда пришли к нам слова с удвоенной согласной. А давайте расскажем нашим гостям, что мы знаем о происхождении слова кросс.
- Слово «кросс» произошло от английского слова. Кросс – это вид спортивного бега.
- Какое слово произошло от слова «кросс»?
- Слово «кроссовки».
- Что можно сказать про эти 2 слова?
- Они однокоренные.
- Если слова «тонна», «килограмм», «грамм», «миллион», «сумма», «килограмм» - математические слова, то как мы можем назвать слова «кросс» и «кроссовки»?
- «Спортивные».
- А какие еще «спортивные» слова с орфограммой удвоенные согласной вы знаете?
- Хоккей, теннис, бассейн.
Следующая станция «Грамотная» (Слайд № 14)
- На слайде текст. Вам нужно списать его грамотно, выделяя орфограммы.
Наш класс.
Я учусь во втором класе. У нас дружный коллектив. Всубботу мы ходим в бассейн
Все слова даны не зря,
Их запомните, друзья!
Очень много слов подобных,
Обращайся к словарю!
- Молодцы вы справились с заданиями и приехали в Страну Знаний. (Слайд № 15)
- Что нам помогло добраться до этой Страны? ( Знания).
4.Рефлексия. (Слайд № 16)
У вас лежат сигнальные карточки.
Зелёная - мне всё было понятно, я многое узнал.
Жёлтая - не все задания мне были понятны.
Красная - мне было всё непонятно.
Дополнительная карточка (можно дать домашнее задание)
Х | П | Л | Л | Щ | А | А | З | Д |
О | Н | Ы | Б | А | Л | Л | А | Ж |
К | Е | С | Р | О | О | Д | Л | Е |
К | Л | Ю | Ь | Т | К | И | Л | К |
Е | Г | Р | И | П | П | М | Е | У |
Й | Ж | Й | Б | А | К | В | Я | З |
И | З | В | К | Л | А | С | С | Ц |
Х | П | Л | Л | Щ | А | А | З | Д |
О | Н | Ы | Б | А | Л | Л | А | Ж |
К | Е | С | Р | О | О | Д | Л | Е |
К | Л | Ю | Ь | Т | К | И | Л | К |
Е | Г | Р | И | П | П | М | Е | У |
Й | Ж | Й | Б | А | К | В | Я | З |
И | З | В | К | Л | А | С | С | Ц |
Х | П | Л | Л | Щ | А | А | З | Д |
О | Н | Ы | Б | А | Л | Л | А | Ж |
К | Е | С | Р | О | О | Д | Л | Е |
К | Л | Ю | Ь | Т | К | И | Л | К |
Е | Г | Р | И | П | П | М | Е | У |
Й | Ж | Й | Б | А | К | В | Я | З |
И | З | В | К | Л | А | С | С | Ц |
Х | П | Л | Л | Щ | А | А | З | Д |
О | Н | Ы | Б | А | Л | Л | А | Ж |
К | Е | С | Р | О | О | Д | Л | Е |
К | Л | Ю | Ь | Т | К | И | Л | К |
Е | Г | Р | И | П | П | М | Е | У |
Й | Ж | Й | Б | А | К | В | Я | З |
И | З | В | К | Л | А | С | С | Ц |
Х | П | Л | Л | Щ | А | А | З | Д |
О | Н | Ы | Б | А | Л | Л | А | Ж |
К | Е | С | Р | О | О | Д | Л | Е |
К | Л | Ю | Ь | Т | К | И | Л | К |
Е | Г | Р | И | П | П | М | Е | У |
Й | Ж | Й | Б | А | К | В | Я | З |
И | З | В | К | Л | А | С | С | Ц |
Х | П | Л | Л | Щ | А | А | З | Д |
О | Н | Ы | Б | А | Л | Л | А | Ж |
К | Е | С | Р | О | О | Д | Л | Е |
К | Л | Ю | Ь | Т | К | И | Л | К |
Е | Г | Р | И | П | П | М | Е | У |
Й | Ж | Й | Б | А | К | В | Я | З |
И | З | В | К | Л | А | С | С | Ц |