УДК 372.87
УГЛУБЛЕННОЕ ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Иванова Е. Д.,
Курский государственный университет
г. Железногорск Курской области, Россия
Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,
Курский государственный университет
г. Курск, Россия
Аннотация. В условиях вариативности современного образования актуализируется вопрос эффективной организации процесса углубленного изучения музыки в школе, направленного на достижения повышенного уровня освоения данного предмета и ранней профилизации обучающихся в области музыкального искусства и творчества. Автор статьи освещает эту проблему, апеллируя к накопленному в музыкально-педагогической науке и практике опыту ее реализации.
Ключевые слова: музыкальное искусство, общеобразовательная организация, углубленное изучение музыки в школе.
Abstract. In the conditions of variability of modern education, the issue of effective organization of the process of in-depth study of music at school is actualized, aimed at achieving an increased level of mastering this subject and early profiling of students in the field of musical art and creativity. The author of the article highlights this problem, appealing to the experience of its implementation accumulated in music pedagogical science and practice.
Key words: musical art, general education organization, in-depth study of music at school.
Способность умно наполнить свободное время
есть высшая ступень личной культуры.
Б. Рассел
Благодаря музыке, вы найдете в себе
новые неведомые вам прежде силы.
Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Д. Д. Шостакович
Зачем детям нужна музыка? Казалось бы, странный вопрос, но ответ на него очевиден, как от лица родителей, так и от лица педагогов. Мы уверены в том, что они обязательно скажут, что хотят видеть детей духовно богатыми людьми. По давней традиции в эстетическом воспитании принято расценивать музыкальное образование детей, как «средство формирования разносторонне развитой, гармоничной личности» [Тютюнникова]. Но как понимать эту уже давно ставшей обыденной фразу, которая превратилась в словесный штамп? Думаем, что каждый подсознательно понимает смысл этого сочетания слов, но все толкуют его по-разному. Самое главное, что должны понимать все, – это какой результат должен получиться в конце того самого «процесса формирования гармоничной личности».
Предмет «Музыка» в общеобразовательной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства, как духовного наследия человечества. Но, каким образом следует воспитывать в детях музыкальную культуру как основу культуры духовной при одном часе музыки в неделю в начальной и основной школе? Решением этой проблемы стала возможность создания гибкой и динамичной системы всеобщего образования, основанной на интеграции общего и дополнительного образования. Эта идея в 90-е годы ХХ века подтолкнула к созданию общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов искусства, в том числе музыки. В таких школах очень органично используются ресурсы дополнительного образования, которое за многие десятилетия своего существования накопило ценный опыт художественно-эстетического воспитания и обучения детей.
Являясь широким и благодатным фоном для углубленного освоения содержания общего образования, дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей. Поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению, реализация способностей в других сферах деятельности положительно сказывается на результатах общего образования.
«Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества» [Логинова]. Именно в системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации.
Программы художественной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитание творческой личности, получение учащимися основ будущего профессионального образования. Их основной целью является раскрытие творческих способностей обучающихся и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка. Внедрение таких программ в систему общего музыкального образования (с их реализацией в условиях внеурочной деятельности) позволяет создать благоприятные условиях для осуществления углубленного освоения музыкального искусства и формирования опыта музыкального творчества, для возможного выбора обучающимися в будущем музыкальной сферы как области профессиональной деятельности.
Современная молодежь неравнодушна к музыкальному образованию, но хотелось бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое общее образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать потенциальные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученики действительно получают возможность самостоятельно выбирать предпочтительный для них вид деятельности и определять свой собственный образовательный путь в сфере культуры и искусства [Губа, с. 1].
Музыкальное воспитание и образование в школе наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеурочной работы. При этом урок выступает, как основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в форме материальной и духовной культуры. Внеурочная работа, которая, будучи избирательной, дополнительной формой обучения, является действенной частью целостного процесса музыкального образования школьников, направленной на достижение планируемых результатов повышенного уровня.
«Внеурочная работа открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечёт, а педагог-музыкант имеет возможность шире (на более профессиональном уровне) приобщать их к музыке, формируя самостоятельность и творческую активность» [Дмитриева].
Ценность этой работы состоит в том, что «она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных на уроках, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное, в условиях внеурочной деятельности дети могут развивать свой творческий потенциал, способность адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени» [Киреев].
Своеобразие внеурочной деятельности по направлениям музыкального образования в школе проявляется:
в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
в свободе выбора направлений деятельности и образовательной программы;
в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку) [Цит. по: Губа, с. 2].
Исходя из перечисленных особенностей внеурочной работы, можно выделить ее основные функции в общеобразовательной школе:
1) образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам;
2) воспитательная – обогащение и расширение культурной составляющей общеобразовательного учреждения;
3) креативная – создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования;
5) рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
6) профориентационная – формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;
7) интеграционная – создание единого образовательного пространства школы;
8) функция социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
9) функция самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие [Музыкальное воспитание].
Для того чтобы углубленное музыкальное образование в школе могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому учителям, задействованным в этом процессе, важно понимать, что только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного музыкально-образовательного пространства.
Резюмируя все вышесказанное, еще раз отметим, что углубленное освоение музыкального искусства в условиях общеобразовательной школы дает возможность создания гибкой и динамичной системы всеобщего образования, основанной на интеграции разных форм приобщения детей к музыкальному искусству и музыкально-творческой деятельности в условиях взаимодополняющей урочной и внеурочной деятельности.
Литература:
Губа Л. И. Функции дополнительного музыкального образования в школе URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/03/09/funktsii-dopolnitelnogo-muzykalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.12.2022).
Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 2001.
Киреев А. К. Развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению посредством вокально-хорового пения URL: https://infourok.ru/publichnoe-predstavlenie-sobstvennogo-innovacionnogo-pedagogicheskogo-opita-uchitelya-muziki-2471712.html (дата обращения: 01.12.2022).
Логинова Л. Г. Контроль качества образовательных программ в учреждении дополнительного образования детей // «Методист», 2005. № 3, стр. 52.
Музыкальное воспитание в школе. URL: https://infourok.ru/muzikalnoe-vospitanie-v-shkole-433394.html (дата обращения: 01.12.2022).
Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М. Издательство АСТ-Астрель, 2000. 96 с.