Мотивация (самоопределение) к деятельности | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности | Проверяет готовность класса. Приветствует учащихся. Резюмирует результаты работы по определению настроения класса. Организует проверку домашнего задания | И | Оформляют «дерево настроения»: зеленые листочки – «хорошее настроение», желтые – «не очень», красные– «плохое». Осуществляют самопроверку домашнего задания по готовому образцу | Оформить «дерево настроения». Проверить домашнюю работу по готовому образцу и сдать тетрадь на проверку |
Актуализация и пробное учебное действие | Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | Организует устный счет. Озвучивает тему урока. Организует самостоятельную работу, самопроверку по готовому образцу с фиксацией полученных результатов | Ф–И | Отвечают на вопрос. Выполняют предложенные задания; самопроверку своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок) | – Почему тема урока осталась прежней? (Приложение 1.) Математический диктант. (Приложение 2.) |
Локализация индивидуальных затруднений | Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | Организует работу по осознанию места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | И | Заполняют таблицу. Уточняют алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке. Анализируют свое решение. Выявляют и фиксируют способы действий (правила) для устранения допущенных ошибок | Проанализировать свое решение в заданиях, где допустили ошибки. (Приложение 3.) Определить место ошибок. Выявить и зафиксировать способ действий (правила), с помощью которого будут исправляться ошибки |
Построение проекта выявленных затруднений | Постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации | Организует работу по формулировке целей коррекционной деятельности. Корректирует ответы обучающихся | Ф | После заполнения таблицы и анализа ошибок формулируют цель своей коррекционной деятельности. Планируют проект коррекции выявленных затруднений: понятия и способы действий | – Суммируя всю работу, которую мы проделали на предыдущем этапе, скажите, пожалуйста, о чем будет идти речь на этом уроке? Какие задачи стоят перед нами? Как будем выходить из создавшейся ситуации? |
Реализация построенного проекта | Осмысленная коррекция обучающимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий | Организует самостоятельную работу. Оказывает помощь при затруднениях | И–П | Самостоятельно исправляют ошибки, используя определения понятий и правила. Соотносят свои результаты исправленных ошибок с эталоном для самопроверки. Придумывают задания, похожие на те задания, в которых сделали ошибки | Работа с учебником. Работа с заданиями, где сделаны ошибки. Составить задания, похожие на те, в которых сделали ошибки. Предложить выполнить задание соседу по парте. При проверке при расхождении ответов обратиться за помощью к классу |
Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать продуктивные задания или выступают в качестве консультантов | Задания из дополнительной литературы |
Обобщение затруднений во внешней речи | Закрепление способов действий, вызвавших затруднения | Организует работу по закреплению способов действий, вызвавших затруднения | Г | Одна группа – «учителя» – задает вопросы, вторая группа – «ученики» (обучающиеся, сделавшие ошибки в заданиях) – отвечает. Затем обучающиеся меняются ролями | Игра «Ты – мне, я – тебе» |
Физкультурная пауза |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха | Организует самостоятельную работу. Оказывает помощь в случае затруднений | И | Учащиеся, допустившие ошибки, выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки, проводят самопроверку своих работ по эталону и фиксируют в знаковой форме результаты | Набор карточек с заданиями, аналогичными заданиям математического диктанта из дидактических материалов |
Остальные обучающиеся выполняют задания повышенного уровня | Задания из дидактических материалов |
Включение в систему знаний и повторения | Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих тем | Организует работу на применение действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала | И | Выполняют задания | Задания из учебника. (Приложение 4.) |
Информирует о домашнем задании | И | Записывают домашнее задание | Вопросы: _____. Базовый: № ___. Повышенный: № ___. Повторение: № ___. Подготовить карточки с заданиями по данной теме |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Осознание обучающимися метода преодоления затруднений и самооценка результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности | Организует работу учащихся | И | Выполняют задание на разноцветных листах, соответствующих настроению к концу урока. Прикрепляют листочек к дереву | Оформить «дерево настроения». Выбрать листочек, соответствующий настроению в конце урока, на котором написать продолжение следующих предложений: 1. На уроке научился (научилась) 2. Оценка моей самостоятельной работы… 3. Я доволен (довольна) своей работой на уроке… 4. Ставлю себе за работу на уроке оценку… |