УГРОЗЫ СОЦИУМА И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Уникальность текста: 100.0%
УДК 37.012
ОКСО 050711
Тесленко Антонина Георгиевна
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27»
г. Пятигорск
Аннотация: в статье раскрываются проблемы противостояния угрозам социума на современном этапе. Какими качествами должен обладать учитель, чтобы использовать свои знания для успешного обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовить детей к жизни в социуме и предотвратить негативное влияние окружающей среды на психологическое состояние ребенка.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профилактика, знание, методы, факторы, риск.
Профессиональная деятельность педагога во многом зависит от состояния окружающей среды, того самого социума, которого нужно остерегаться и нужно знать, чтобы уметь противостоять негативным воздействиям его влияния на педагога, поскольку именно педагог сталкивается с этим социумом в лице своих учеников, а ученики, как известно, все разные, все из разных семей: благополучных и неблагополучных. В настоящее время педагогу необходимо обладать не только знаниями психологии, но и самому хорошо ориентироваться в социальном пространстве, знать тонкости его жизнедеятельности. болевые точки.[1] Мало быть специалистом своего предмета, необходимо уметь взаимодействовать , используя знания, с тем социальным пространством, который с разных сторон влияет на становление личности человека в современном обществе. Значит – необходимо понять воспитанника, знать психологию общения, знать особенности речи и языка в целом, уметь выразить свое личное отношение к человеку, его поступкам. В то же время необходимо обладать навыками самоконтроля, самоанализа, иметь самообладание. Это своего рода объективные факторы.
Есть также факторы и субъективные. А это те качества, которые характеризуют уникальность и индивидуальность личности.
А поэтому педагог, чтобы противостоять и преодолевать угрозы социума должен обладать такими качествами, как :
- иметь профессиональное мышление;
- профессиональное самосознание;
- адекватно понимать задачи и цели профессиональной деятельности, анализировать свое мотивы, склонности, взгляды на тог или иное событие.
То есть, успешного преодоление угроз социума кроется именно в профессиональной компетентности педагога, его общекультурной подготовке и в целом развития профессионального мастерства, не только как педагога, но и личности , прежде всего. Педагог не умеющий применять свои профессиональные умения и навыки на практике. не сможет противостоять всем трудностям, которые предлагает нам сегодня социальное общество. Для этого необходимо знание методики, применения на практике с использованием новейших технологий. Это должно обеспечить эффективность профессиональной деятельности педагога. Поскольку хорошо известно, что методика способна воздействовать на практику только благодаря внедрению передового опыта. Только тогда педагог способен осуществить самозащиту, самосохранение, самореализацию. А основными направлениями технологий, которые совершенствуют социальную жизнь – являются:
- технология согласия;
-технология конфликта;
-технология переговоров; своего рода компромисс;
А профессиональные знания учителя проявляются и в такой особенности, как его личностная характеристика. Учитель -это показатель знаний науки, культуры.[3,4] Педагог, увлеченный своей профессией всегда воспринимается как личность, имеющая свою собственную и, причем, обязательно справедливую позицию. Мастерство педагога заключается в его человечности, его душевной составляющей . Это те знания, которые не просто передаются теоретически из книг в класс или в аудиторию, а преподносятся как свой собственный взгляд на окружающий мир. Знания учителя, как профессионала, направлены как к науке, так и к учащимся.
Необходимо заметить, что трудность обучения учителя, сложность приобщения к профессиональной компетентности еще и в том, что эти самые профессиональные знания проявляются сразу на всех уровнях: творческом, методологическом, методическом, духовном, технологическом.
Немаловажное значение имеет психолого-педагогическая профилактика, так как известно, что лучше предупредить, чем потом опоздать. Поэтому ряд мер, поступков и дел принимается задолго до их возникновения проблемных вопросов. Семья, в которой есть дети-инвалиды особый объект внимания. Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, составляются программы, которые включили бы ребенка в окружающий мир.
Мы также составляем такие программы [2], которые включают в себя весь аспект необходимых тем, профилактических мер, для того, чтобы подготовить ребенка соответствующим образом к общению в социуме. Трудность здесь заключается в том, что дети –инвалиды, если говорить о детях с недостатками слуха, сталкиваются с трудностями усвоения лексики тематического плана и разговорно-обиходного, зачастую отсутствием практических навыков во всем, поскольку родители мало объясняют ребенку как надо себя вести в общественных местах, отмахиваясь от этой проблемы, считая, что всем этим должна заниматься школа. Забота о таких детях часто сводится лишь к тому, чтобы ребенок в лучшем случае был одет ,обут и накормлен, поскольку родители знают, что поступив в коррекционную школу, его ребенок школу эту все равно закончит. Но проводить определенную работу с родителями все равно необходимо. Так у нас в учреждении вот уже несколько лет учителями-дефектологами и психологами школы выпускается электронный журнал для родителей в рамках проекта «Мы вас любим» под названием «Родник речи! «Рекомендации и советы, которые родители могут получить благодаря журналу, оказывают несомненную позитивную пользу для проведения профилактической работы детьми в домашних условиях. Кроме того, постоянно мы проводим семинары для родителей, родительские собрания консультации. Разумеется, только благодаря совместным усилиям учителей и родителей, можно предотвратить негативное влияние окружающей среды на ещё неокрепшую психику детей- инвалидов, и не только ,и воспитать их достойными и полноценными гражданами нашего общества.
Литература
http://www.dgr.ru/psychology/otvety/35Социальная педагогика.
2.Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства: Учебное пособие для вузов. – М.: Педагогическое о-во России, 2004.
3.Василькова Ю.В., Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2008.
4.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2009.