Особенности сметного нормирования в строительстве.
Объект строительства – отдельно-стоящее здание или со всеми относящимися к нему обустройствами, оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также, при необходимости, с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами. Объектом строительства может быть и совокупность зданий и сооружений, имеющих общее технологическое или другое назначение (блок цехов, котельная вместе со складом топлива).
Сметная стоимость строительства - это сумма денежных средств, требующихся для осуществления строительства, определенная на основании сметной документации.
Сметная стоимость, определяемая в составе сметной документации, является основой для: планирования капитальных вложений; финансирования строительства; расчётов за выполненные подрядные работы; оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки; возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:
проект (включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости на оборудование, основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства, пояснительные записки к проектным материалам);
действующие сметные нормативы (нормы и цены).
К строительным работам относятся: работы по возведению зданий и сооружений; работы свайные; устройство водопровода, канализации, отопления, газоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха; работы, выполняемые при специализированном строительстве (автомобильные и железные дороги и т.д), строительство наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения; газопроводов; озеленение; подготовка территории строительства; работы по устройству оснований, фундаментов и опорных конструкций под оборудование; геологические и гидрогеологические работы, связанные со строительством зданий и сооружений.
К стоимости оборудования, мебели и инвентаря относятся стоимость приобретения (изготовления) и доставки на приобъектный склад комплектов всех видов монтируемого и немонтируемого оборудования, в том числе: оборудования электронно-вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов и т.д
К прочим затратам относятся расходы, сопутствующие строительству, в т.ч. связанные с отводом территорий под строительство; проектно-изыскательские работы и прочие затраты.
Сметно-нормативная документация (СП 81-01-94)
В соответствии с общей экономической и единой ценовой политикой Российской Федерации, ценовых соотношений, отражающих спрос и предложения на рынке инвестиций, основным направлением ценовой политики в строительстве является определение объективной стоимости строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения), в том числе свободных (договорных) цен на строительную продукцию.
Оценка строительной продукции в условиях рынка осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в ходе заключения и исполнения договора подряда (контракта) на строительство или капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений.
Сметные нормативы в соответствии со СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» подразделяются на следующие виды: • государственные федеральные; • производственно-отраслевые; • территориальные; • фирменные (собственная нормативная база пользователя).
В совокупности с правилами применения сметных нормативов и определения стоимости строительства все сметные нормативы образуют Систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
К государственным федеральным сметным нормативам (ГФСН) относятся сметные нормативы, входящие в состав свода правил (СП) и вводимые в действие Минстроем России. Они применяются при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации.
К производственно-отраслевым сметным нормативам (ПОСН) относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления для производственного строительства, осуществляемого а пределах соответствующей отрасли и, как правило, в отдельных районах, для которых они разработаны.
К территориальным сметным нормативам (ТСН) относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для строительства, осуществляемого на территории соответствующего региона. Эти нормативы не должны противоречить государственным федеральным сметным нормативам или дублировать их.
К фирменным сметным нормативам (ФСК) или собственной нормативной базе пользователя относятся индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации - исполнителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного федерального, производственно-отраслевого или территориального уровня.
Сметные нормативы должны отвечать требованиям, имеющим прямое отношение к определению стоимости строительства. Они должны:
• соответствовать основным задачам системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, обеспечивая определение стоимости на различных стадиях проектирования и для различных видов проектно-сметной документации;
• быть технически и экономически обоснованными (в них должна быть исключена возможность повторного учета соответствующих затрат), обеспечивая оптимальный расход различных ресурсов, рациональное использование окружающей природной среды, правильное и достоверное определение стоимости строительства;
• учитывать достижения строительной техники и передовых технологий строительного производства, стимулируя научно-технический прогресс в строительстве;
• обладать максимальной простотой и удобством в применении, давать возможность широкого использования компьютеров и других средств автоматизации, а также сокращения объема сметной документации.
Сметно-нормативная документация:
ГЭСН - государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы. Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительно-монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ.
ФЕР - федеральные единичные расценки – это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ. Данные сметные нормативы регламентируют выраженные в натуральной форме отдельные элементы прямых затрат, приходящиеся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов: 1. расход строительных материалов, 2. затраты труда строительных рабочих, 3. времени работы строительных машин.
ТЕР - территориальные единичные расценки. ТЕРы созданы на основании сборников элементных сметных норм для различных видов строительных работ и конструктивных элементов зданий и сооружений и предназначены для составления смет по рабочим чертежам, а также для разработки прейскурантов на строительство зданий и сооружений. При составлении смет на основе ТЕР дополнительно учитывают районные коэффициенты по заработной плате. Эти коэффициенты начисляются на основную заработную плату рабочих и заработную плату рабочих, обслуживающих строительные машины.
МДС - Методическая документация в строительстве. Основным методическим документов является Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Методика имеет в своем составе общие положения по составлению сметной документации и определению сметной стоимости строительства, выполнения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, формированию договорных цен на строительную продукцию и проведение расчетов за выполненные работы.