«Самовольные» уходы детей и подростков из дома
Памятка для учителей и родителей
МОБУ «ОШ № 5»
педагог - психолог Ю.Е. Беляева
По открытым статистическим данным в последние годы «самовольные» уходы детей и подростков из дома совершаются достаточно часто. В России зарегистрировано более 50 тыс. детей. «Самовольно» покидают дом дети любого возраста, убегают девочки и мальчики. Дети убегают как от благополучных родителей, из семей, которых можно отнести к семьям «группы риска», убегают из детских приютов и реабилитационных центров, уходят из школы и летних лагерей.
Побег из дома – это всегда попытка бегства от проблемы, крик о помощи, способ обратить на себя внимание. Очень редко встречаются побеги из дома без причин, когда дети и подростки под влиянием друзей или из-за скуки уходят из дома на пару дней в поисках новых ощущений.
Наиболее часто сами подростки называют такие причины самовольных уходов: родители уже «достали», все хотят контролировать; страх наказания за проступок; потребность обратить на себя внимание; скука и тоска. Желание избавиться от опеки и контроля взрослых наиболее характерно для 12–15-летних. Обычно на побег толкает не страх перед взрослыми, а желание освободиться от надзора. В этом случае подростки могут убежать достаточно далеко, для них важно не быть обнаруженными. Опека взрослого над ребёнком воспринимается подростками как чрезмерный контроль и подавление свой личности. И в таком случае побег из дома – это попытка жить по своим правилам. Потребность иметь личное пространство естественна и необходима для взрослеющего человека.
Чуткость и внимательное отношение к ребенку поможет понять, что стоит за его «самовольным» уходом, и как мы, взрослые, можем наилучшим способом создать для ребенка здоровую эмоциональную среду, в которой он сможет полноценно развиваться и взрослеть.
В чем нуждается ребенок? Что ему крайне необходимо каждый день своей жизни? Без чего его развитие, рост, взросление начинают искажаться, потому что большую часть внутренней энергии и ресурсов ребенок начинает тратить не на собственное развитие, а на приспособление к суровым окружающим условиям и защиту от опасностей?
Главные потребности ребенка:
в прикосновениях (заботливых, любящих, уважительных)
чтобы о нем думали, о нем помнили
за ним внимательно и с восхищением следили значимые взрослые
чтобы его видели и замечали, в нем нуждались
в защищенном пространстве и достаточных ресурсах для развития
Как вести себя, если ребенок совершил «самовольный» уход?
не паникуем
не ругаем ребенка
ждем, ищем, встречаем
кормим и поим
анализируем, что может стоять за уходами ребенка
делаем выводы и начинаем действовать
Своими действиями даем возможность ребенку пережить опыт, в котором:
«Ты нужен!» (ребенок слышит и чувствует – на словах, во взглядах, в прикосновениях, улыбках, интонации голоса)
персональное внимание и интерес доходят до ребенка и ощущаются им
определены четкие, простые, понятные правила и нормы поведения
предоставлен опыт равных, уважительных, поддерживающих отношений
безоценочное общение, возможность пробовать, экспериментировать, совершать ошибки при доброжелательном сопровождении взрослых
ребенок получает поддержку в развитии самостоятельности, инициативы, ответственности
ребенку помогают осваивать новые навыки обращения со своими эмоциональными состояниями, навыки коммуникации, поведения в кризисных и конфликтных ситуациях.
Обязанности родителей:
1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в любое время суток;
2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов;
3. Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;
4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;
5. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:
- безопасность на дороге;
- что необходимо делать, если возник пожар;
- безопасность в лесу, на воде, болотистой местности;
- безопасность при террористических актах;
- общение с незнакомыми людьми и т.п.
Что делать если всё-таки подросток ушел:
При задержке ребенка более часа от назначенного времени возращения:
- обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок;
- уточнить в администрации образовательного учреждения, в котором обучается ребенок;
- обзвонить близлежащие лечебные учреждения, справочную «Скорой помощи».
В случае не обнаружения ребенка:
1. Ведите себя спокойно и уравновешено.
2. Заявите в полицию о пропаже ребенка, сразу же, как только вы поняли, что ребенок не просто задержался, а действительно ушел из дома. Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников полиции.
Помните! Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!