СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уходы детей из дома

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уходы детей из дома»

«Самовольные» уходы детей и подростков из дома

Памятка для учителей и родителей

МОБУ «ОШ № 5»

педагог - психолог Ю.Е. Беляева

По открытым статистическим данным в последние годы «самовольные» уходы детей и подростков из дома совершаются достаточно часто. В России зарегистрировано более 50 тыс. детей. «Самовольно» покидают дом дети любого возраста, убегают девочки и мальчики. Дети убегают как от благополучных родителей, из семей, которых можно отнести к семьям «группы риска», убегают из детских приютов и реабилитационных центров, уходят из школы и летних лагерей.

Побег из дома – это всегда попытка бегства от проблемы, крик о помощи, способ обратить на себя внимание. Очень редко встречаются побеги из дома без причин, когда дети и подростки под влиянием друзей или из-за скуки уходят из дома на пару дней в поисках новых ощущений.

Наиболее часто сами подростки называют такие причины самовольных уходов: родители уже «достали», все хотят контролировать; страх наказания за проступок; потребность обратить на себя внимание; скука и тоска. Желание избавиться от опеки и контроля взрослых наиболее характерно для 12–15-летних. Обычно на побег толкает не страх перед взрослыми, а желание освободиться от надзора. В этом случае подростки могут убежать достаточно далеко, для них важно не быть обнаруженными. Опека взрослого над ребёнком воспринимается подростками как чрезмерный контроль и подавление свой личности. И в таком случае побег из дома – это попытка жить по своим правилам. Потребность иметь личное пространство естественна и необходима для взрослеющего человека.

Чуткость и внимательное отношение к ребенку поможет понять, что стоит за его «самовольным» уходом, и как мы, взрослые, можем наилучшим способом создать для ребенка здоровую эмоциональную среду, в которой он сможет полноценно развиваться и взрослеть.

В чем нуждается ребенок? Что ему крайне необходимо каждый день своей жизни? Без чего его развитие, рост, взросление начинают искажаться, потому что большую часть внутренней энергии и ресурсов ребенок начинает тратить не на собственное развитие, а на приспособление к суровым окружающим условиям и защиту от опасностей?

Главные потребности ребенка:

  • в прикосновениях (заботливых, любящих, уважительных)

  • чтобы о нем думали, о нем помнили

  • за ним внимательно и с восхищением следили значимые взрослые

  • чтобы его видели и замечали, в нем нуждались

  • в защищенном пространстве и достаточных ресурсах для развития

Как вести себя, если ребенок совершил «самовольный» уход?

  • не паникуем

  • не ругаем ребенка

  • ждем, ищем, встречаем

  • кормим и поим

  • анализируем, что может стоять за уходами ребенка

  • делаем выводы и начинаем действовать

Своими действиями даем возможность ребенку пережить опыт, в котором:

  • «Ты нужен!» (ребенок слышит и чувствует – на словах, во взглядах, в прикосновениях, улыбках, интонации голоса)

  • персональное внимание и интерес доходят до ребенка и ощущаются им

  • определены четкие, простые, понятные правила и нормы поведения

  • предоставлен опыт равных, уважительных, поддерживающих отношений

  • безоценочное общение, возможность пробовать, экспериментировать, совершать ошибки при доброжелательном сопровождении взрослых

  • ребенок получает поддержку в развитии самостоятельности, инициативы, ответственности

  • ребенку помогают осваивать новые навыки обращения со своими эмоциональными состояниями, навыки коммуникации, поведения в кризисных и конфликтных ситуациях.

Обязанности родителей:

1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в любое время суток;

2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов;

3. Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;

4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;

5. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:

- безопасность на дороге;

- что необходимо делать, если возник пожар;

- безопасность в лесу, на воде, болотистой местности;

- безопасность при террористических актах;

- общение с незнакомыми людьми и т.п.

Что делать если всё-таки подросток ушел:

При задержке ребенка более часа от назначенного времени возращения:

- обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок;

- уточнить в администрации образовательного учреждения, в котором обучается ребенок;

- обзвонить близлежащие лечебные учреждения, справочную «Скорой помощи».

В случае не обнаружения ребенка:

1. Ведите себя спокойно и уравновешено.

2. Заявите в полицию о пропаже ребенка, сразу же, как только вы поняли, что ребенок не просто задержался, а действительно ушел из дома. Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников полиции.


Помните! Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!