муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 149» городского округа Самара
ул. Аминева, д. 17, г. Самара, 443125, тел./факс. (846) 994-81-49/(846) 994-69-53, mbdou149@mail.ru
Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста по теме
«Украсим пасхальное яйцо»
(Художественное творчество. Лепка)
Воспитатель: Аракелян А.В.
г.о. Самара
«Украсим пасхальное яйцо»
Образовательная область: Художественное творчество. Лепка.
Интеграция образовательных области: (коммуникация, социализация, музыка, безопасность)
Тип: Интегрированный
Возраст детей: 5-6 лет
Форма организованной деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, продуктивная-лепка)
Задачи:
Развивать воображение, интерес к процессу и результату лепки.
Продолжать учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы лепки. Развивать творчество, самостоятельность.
Закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его по поделке.
Материал: Пластилин, стека, дощечка для пластилина, влажная салфетка, набор злаков для украшения.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Воспитатель: Кто знает, какой религиозный праздник скоро будем праздновать?
Дети: Пасха.
Рассказ воспитателя.
Рассказ воспитателя: Вот наступает Светлое воскресенье - главный православный праздник года.
На Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость. А народные обряды, обычаи внесли в религиозные праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. Это наша культура, история, а православие - основа духовной жизни русской нации.
Святая Пасха празднуется торжественным образом во всех христианских странах. В ряду знаменательных праздников пасху можно без преувеличения назвать торжеством торжеств, к тому же длящихся целую неделю!
Однако подготовка к Пасхе начинается и продолжается всю Страстную неделю. К концу недели – в Великий четверг – самым тщательным образом моют и украшают дом. Потом обязательно нужно вымыться и самим. Не зря этот день в народе прозвали «чистым четвергом». В пятницу готовят угощение, ставят куличи, а в Великую субботу красят яйца.
На Пасху принято одаривать всех знакомых и родственников. И хотя одаривать ближних можно всем, чем угодно, все-таки предпочтение отдается яйцами в любом виде.
Искусство декоративного оформления яйца красивым орнаментом относят к языческому культу прославления солнца и весеннего пробуждения весны.
Яйцо - символ возрождения природы, бесконечности жизни, воспевания солнца, как источника жизни на Земле.
Послушайте стихотворение Плещеева:
Повсюду благовест гудит
Из всех церквей народ валит
Заря гладит уже с небес
Христос. Воскрес! Христос. Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближайший лес
Христос. Воскрес! Христос. Воскрес!
Физкультминутка.
Цветок.
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним открыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки, (движения выполняются в соответствии с текстом).
3. Основная часть. Лепка яиц и украшение их.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите сделать своими руками праздничные яйца.
Воспитатель приглашает детей пройти к рабочему месту.
Сегодня яйца мы с вами будем лепить из слоеного теста. А украшать различными зернышками : пшеница, рис, горох, фасоль, разноцветные макароны, семечки подсолнечные и тыквенные.
4.Рефлексия
Полюбуйтесь на ваши работы.
-У кого получилась самое нарядное яйцо?
-У кого самое аккуратное?
-Какие вам нравятся больше всего?
-Почему?
Молодцы! Ваши работы мы поместим на нашу праздничную выставку.
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за ветром»
Татьяна Хомягина
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за ветром»
Цель: Формирование представлений детей о ветре, как о явлении неживой природы; о его роли в жизни человека.
Задачи: Создавать условия для формирования умения определять направление ветра. Побуждать детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями. Познакомить детей с причиной возникновения ветра. Способствовать развитию памяти, внимания, речи, познавательной активности детей. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность.
Ход прогулки:
Дети с восторгом идут на прогулку.
Воспитатель: Ребята, Послушайте внимательно загадку, которую я вам сейчас загадаю:
Хоть сама и снег, и лёд, а уходит слёзы льет (Зима)
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, ребята, это зима. А какие признаки зимы вы знаете?
(Ответы детей).
Воспитатель: Все верно, молодцы! А сейчас послушайте внимательно еще одну загадку:
Сам не видит и не слышит.
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто на встречу попадется,
Обнимает и дерется.
(Ветер).
Воспитатель: Что это?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Молодцы, правильно, конечно же, это ветер. Ребята, а кто из вас мне скажет, как называется погода с ветром?
Дети: Ветреная.
Воспитатель: Хорошо, а без ветра?
Дети: Безветренная.
Воспитатель: Правильно! Ребята, посмотрите внимательно вокруг, есть ли сегодня ветер? Ребята, а знаете ли вы, как определить есть ветер сегодня или нет? Как узнать, с какой стороны он дует?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: Это можно определить с помощью вертушки.
(Воспитатель показывает детям вертушку и демонстрирует, как она крутится на ветру).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, с какой стороны вертушка крутится, такой и ветер:южный, западный, восточный, северный. Вертушка крутится и мы видим, что ветер северный.
Воспитатель: Как мы определили, какой ветер?
Дети: С помощью вертушки.
Воспитатель: Правильно! А кто мне скажет, как определить сильный ветер или нет.
Дети: По тому, как крутится вертушка – быстро или медленно. Сейчас вертушка крутится медленно, значит ветер слабый, легкий.
Дети, ветер – это свободное перемещение воздуха. Солнце по – разному, нагревает Землю и горячий, и холодный воздух меняются местами. Поэтому образуется ветер. Помните, как А. С. Пушкин в сказке говорил:
«Ветер, ветер ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Гордо веешь на просторе…»
Итак, ребята, ветер – это движение теплого и холодного воздуха. А какой бывает ветер?
Дети: Ветерок, ураган, буран, метель, вихрь, хиус, смерч, циклон,
Воспитатель: Верно, молодцы! Ребята, а как вы думаете, ветер – это хорошо?
Дети: Да, он дает людям прохладу, крутит мельницы.
Воспитатель: Верно ребята! Ветер нужен людям. Совсем недавно ученые придумали ветряные установки, которые с помощью ветра вырабатывают электричество (свет). А что плохого от ветра?
Дети: Пыль, ломает цветы, деревья, срывает крыши домов.
Воспитатель: Молодцы дети! Марина, повтори ещё раз, что такое ветер.
(Марина повторяет).
Воспитатель: Молодец Марина!
Труд: Сгребание снега для построек.
Цель: Формировать умение работать сообща, добиваться поставленной цели совместными усилиями.
Индивидуальная работа: Бросание снежков на дальность.
Подвижные игры:
«Северный и южный ветер».
Цель игры: упражнять в ориентировке в пространстве.
«Снежинки и ветер»
Цель игры: развивать двигательные навыки.
«Не заморозь руки»
Цель: развить ловкость, волю.
Свободная деятельность детей с выносным материалом.
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за ветром»
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за ветром»
Цель: Формирование представлений детей о ветре, как о явлении неживой природы; о его роли в жизни человека.
Задачи: Создавать условия для формирования умения определять направление ветра. Побуждать детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями. Познакомить детей с причиной возникновения ветра. Способствовать развитию памяти, внимания, речи, познавательной активности детей. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность.
Ход прогулки:
Дети с восторгом идут на прогулку.
Воспитатель: Ребята, Послушайте внимательно загадку, которую я вам сейчас загадаю:
Хоть сама и снег, и лёд, а уходит слёзы льет (Зима)
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, ребята, это зима. А какие признаки зимы вы знаете?
(Ответы детей).
Воспитатель: Все верно, молодцы! А сейчас послушайте внимательно еще одну загадку:
Сам не видит и не слышит.
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто на встречу попадется,
Обнимает и дерется.
(Ветер).
Воспитатель: Что это?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Молодцы, правильно, конечно же, это ветер. Ребята, а кто из вас мне скажет, как называется погода с ветром?
Дети: Ветреная.
Воспитатель: Хорошо, а без ветра?
Дети: Безветренная.
Воспитатель: Правильно! Ребята, посмотрите внимательно вокруг, есть ли сегодня ветер? Ребята, а знаете ли вы, как определить есть ветер сегодня или нет? Как узнать, с какой стороны он дует?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: Это можно определить с помощью вертушки.
(Воспитатель показывает детям вертушку и демонстрирует, как она крутится на ветру).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, с какой стороны вертушка крутится, такой и ветер:южный, западный, восточный, северный. Вертушка крутится и мы видим, что ветер северный.
Воспитатель: Как мы определили, какой ветер?
Дети: С помощью вертушки.
Воспитатель: Правильно! А кто мне скажет, как определить сильный ветер или нет.
Дети: По тому, как крутится вертушка – быстро или медленно. Сейчас вертушка крутится медленно, значит ветер слабый, легкий.
Дети, ветер – это свободное перемещение воздуха. Солнце по – разному, нагревает Землю и горячий, и холодный воздух меняются местами. Поэтому образуется ветер. Помните, как А. С. Пушкин в сказке говорил:
«Ветер, ветер ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Гордо веешь на просторе…»
Итак, ребята, ветер – это движение теплого и холодного воздуха. А какой бывает ветер?
Дети: Ветерок, ураган, буран, метель, вихрь, хиус, смерч, циклон,
Воспитатель: Верно, молодцы! Ребята, а как вы думаете, ветер – это хорошо?
Дети: Да, он дает людям прохладу, крутит мельницы.
Воспитатель: Верно ребята! Ветер нужен людям. Совсем недавно ученые придумали ветряные установки, которые с помощью ветра вырабатывают электричество (свет). А что плохого от ветра?
Дети: Пыль, ломает цветы, деревья, срывает крыши домов.
Воспитатель: Молодцы дети! Марина, повтори ещё раз, что такое ветер.
(Марина повторяет).
Воспитатель: Молодец Марина!
Труд: Сгребание снега для построек.
Цель: Формировать умение работать сообща, добиваться поставленной цели совместными усилиями.
Индивидуальная работа: Бросание снежков на дальность.
Подвижные игры:
«Северный и южный ветер».
Цель игры: упражнять в ориентировке в пространстве.
«Снежинки и ветер»
Цель игры: развивать двигательные навыки.
«Не заморозь руки»
Цель: развить ловкость, волю.
Свободная деятельность детей с выносным материалом.
Конспект прогулки «Наблюдение за рябиной»
Цель: научить детей выделять рябину среди множества других деревьев.
Задачи: познакомить детей с внешним строением рябины, строением ее листьев, ягод.
Образовательные : Учить детей сравнивать несколько деревьев, находить сходство и различия
Обогатить и активизировать словарь за счет слов: разноцветный убор, гроздь, пурпурный, резной.
Развивающие: развивать связную речь, учить делать обобщение, развивать наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать умение любоваться красотой окружающих деревьев, бережное отношение к растениям.
Ход наблюдения
Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости к чудесному, красивому дереву.
Послушайте загадки;
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Платье потерялось, а пуговки остались.
Висят на ветке подружки,
Прижавшись тесно друг к дружке.
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка?
Воспитатель: посмотрите, какое красивое дерево.
Воспитатель: Дети, что можно сказать о внешнем виде этого дерева?
Какая у нас рябина? (тонкая, кудрявая, красная, пышная, румяная)
Воспитатель: Рябина очень красивое дерево. Все деревья осенью одеваются в разноцветные одежды: желтые, красные, оранжевые, бардовые.
Воспитатель: Какого цвета и формы листья у рябины? (ответы детей)
Воспитатель: Лист у рябины состоит из нескольких симметрично расположенных листиков овальной формы.
Воспитатель: Что мы видим на рябине кроме листьев?
Воспитатель: На тонких веточках, которые прогибаются от тяжести, висят оранжево-красные ягодки, которых очень много. Они мелкие, сочные с маленькими семечками внутри.
Воспитатель: С чем можно сравнить грозди рябины? (с бусами, как шарики, как сережки, как драгоценные камешки)
Воспитатель: В августе кисти рябины начинают краснеть, а потом постепенно одевается в осенний наряд и все дерево. Ярко горят алые кисти рябины или листья. В эту пору спешит к рябине шумная птичья стая. Дрозды, свиристели, тетерева кормятся ягодами рябины. Рябина - любимое лакомство медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси я зайцы. Косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
Воспитатель: Рябинка – люди так ласково называют это дерево.
Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов. Древесина используется в столярном и мебельном деле. Из коры получают краску красно-бурых тонов, которой окрашивают ткань, из веток - черного цвета, а листья дают коричневую краску.
С глубокой древности рябину использовали в медицинских целях. Народные лекари считали рябину одним из главных растений-целителей.
Листья рябины обладают сильным дезинфицирующим действием. На Севере больных летом выносили под рябину, так как верили, что «дух рябиновый отгоняет болезни».
Листья рябины использовали для хранения овощей и фруктов. Наши предки для того, чтобы сохранить длительное время воду годной для питья, они бросали в нее ветку рябины, после чего вода приобретала приятный привкус и не портилась довольно долго. В походах в наше время рекомендуют с помощью листьев рябины обеззараживать воду.
Осенью можно собрать спелые алые ягоды, которые после первых заморозков становятся вкусными и сладкими.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины? (ответы детей)
Воспитатель: Из ягод рябины варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет.
Ягоды рябины очень богаты витаминами, их сушат и замораживают, из них делают компоты и витаминный чай.
Сколько радости и пользы приносят ягоды рябины взрослым и детям.
Рефлексия:
С каким деревом мы познакомились на прогулке?
Какие звери любят ягоды рябины?
Какие птицы клюют ягоды рябины?
Как рябина используется в народном хозяйстве?
С рябиной свежей вазу
Поставили на стол.
Ее заметил сразу
Лишь в комнату вошел.
Есть рябину я не стану,
Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки-
Влажные и яркие,
В каплях - бусинки росы
Удивительной красы.
Исследовательская деятельность
Посчитать ягодок в грозде рябины.
Предложить детям сравнить красную рябину с черной. Найти сходство и отличия.
Хороводная игра «Рябинка»
Дети, взявшись за руки, ходят по кругу вокруг ребенка, который изображает рябинку, и говорят:
Всех мы за руки возьмем
И к рябинке подойдем,
Ты, рябинка красная, подскажи,
Что ребятам делать покажи.
Ребенок - рябинка показывает различные движения, имитирующие шелест листьев, раскачивание ветвей от ветра, рост растений, полет насекомых и т. д.
Индивидуальная работа
«Поймай мяч».
Цель: учить ловить и передавать мяч.
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке;
После прогулки в группе предложить детям нарисовать рябинку.