Тема: Уменьшение значения величины в несколько раз (деление на однозначное число)
Тип урока: КОМБИНИРОВАННЫЙ
Цели урока:
-
обучающие:
-
создавать условия для самостоятельного «открытия» учащимися алгоритма деления величины на однозначное число, для формирования умений использовать алгоритм при выполнении математических заданий;
-
способствовать закреплению алгоритма письменного деления многозначного чисел на однозначное, умений преобразовывать величины;
-
развивающая:
-
содействовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, развитию математической речи учащихся, возможности высказывать свое мнение;
-
воспитывающая:
-
содействовать воспитанию положительной мотивации к ученью, интересу к предмету;
-
создавать условия для формирования интереса к жизни животных, воспитания бережного отношения к ним.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент. Самоопределение к деятельности. (1 мин.)
Здравствуйте, ребята!
На уроке не зевайте,
Думайте и рассуждайте.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (5 – 6 мин.)
1) Устный счёт.
- Первые рассуждения на этом уроке мы начнём уже при работе над чистописанием.
– Назовите записанное число. Дайте ему характеристику. 3900. (трёхзначное, круглое, чётное) Сколько всего сотен?
Всего десятков? Прибавьте наименьшее четырёхзначное число, уменьшите в 10 раз. При письме цифр обращайте внимание на наклон, на правильность написания элементов.
3900 4900 49
Учитель:
- Ребята, мир животных очень разнообразен, необычен
Длина тела бегемота составляет 4 м 50 см. А карликовый бегемот вырастает до 1 м 50 см. На сколько меньше карликовый бегемот своего крупного сородича. Во сколько раз крупный бегемот длиннее карликового?
38 : 5 =
22 : 4 =
53 : 7 =
19 : 2 =
43 : 5 =
Назовите самый большой остаток при делении на 5? На 6?
Интересный факт:
Среди любителей прокатиться на дармовщинку широкую известность получила рыба-прилипала. Эти не очень крупные рыбы, от 30 до 90 сантиметров в длину, оснащены присоской. Она у них находится на темечке, изредка захватывая и переднюю часть спины. Присоска образована первым спинным плавником. Его лучи превратились в пластины. Их бывает от 10 до 30, и расположены они поперёк головы. Снаружи присоска окружена мягкими тканями. С помощью своей присоски прилипалы прикрепляются к различным «хозяевам» — акулам, марлинам, скатам, черепахам, дельфинам, а также к морским судам.
-
Рубрика «Телеграммы». Я сообщаю вам разные факты, где указаны величины (рост, вес, длина животных). Ваша задача - выразить крупные единицы измерения в более мелких. Запишите правильный ответ. Если выполните верно, то узнаете секрет - кто именно из животных прислал телеграмму.
Зовут меня Большой Билл, и вес мой составляет 1т 158 кг.
На доске:
10158 кг 1158 кг 11580 кг
Имя моё - Тоби III. Имею самые длинные уши - их длина составляет 75 см 6 мм
756мм 7506 мм 7560 мм
- Длина одного моего шага жирафа - до 8 м. А сколько это дм?
80 дм 800 дм 8000 дм
- У меня хватит сил за одну ночь прорыть 76-метровый туннель
760 см 7600 см 76000 см.
- Обменяйтесь с товарищами тетрадями. Проверьте друг друга по образцу. Взаимопроверка.
А теперь мне почему-то вспомнились факты о змеях. За секунду змея может проползти до 1 метра 60 см. Вырази в сантиметрах. Так же, как змейка, наверно, от радости, будут шевелиться правильно составленные равенства:
Проверьте, верно ли записаны равенства
8 010 кг = 8 т 10 кг
5 200 м = 5 км 20 м
530см = 5 м 30 см
610 кг = 61 ц
Какие случаи неверны? Почему?
-
Изучение нового материала.
-
Сообщение цели урока.
- Что общего в записях, которые вы записали?
- Записаны величины. Какие действия над величинами мы уже научились
выполнять? Догадались, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
- Будем учиться делить величины на однозначное число.
2. Создание проблемной ситуации. Поиск решения проблемы.
- Слон просит учеников выслушать его просьбу. Его сын весит 1т 116 кг. При рождении он весил в 9 раз меньше. Определите массу слонёнка при рождении. Помогите слону, не может заполнить альбом «Я родился». Каким действием узнаете массу слонёнка? Почему делением?
(на доске работает ученик): 1 т 116 кг : 9=
Будет ли порядок выполнения деления величин похож на умножение величин?
- Чем? Помогайте выстроить цепочку алгоритма.
3.Определение алгоритма деления величины на число.
-
Выразить крупные единицы измерения в более мелких.
-
Выполнить деление.
-
Выразить мелкие единицы в крупных.
-
Записать ответ.
- Встречались ли мы на уроке с таким заданием - преобразованием в мелкие единицы измерения и наоборот?
-Выразите тонны в килограммах.
- Чтобы меньше допускать ошибок, вспомните правило деления многозначного числа на однозначное.
Сегодня мы его повторим, обобщая ранее изученное (на слайде игра «Восстанови слова»):
-
Находим неполное делимое;
-
Определяем, сколько цифр в частном;
-
умножаем, узнаём, сколько разделили;
-
находим остаток;
-
сравниваем остаток с делителем.
У доски ученик объясняет деление, выражает крупные единицы в мелких,
записывает ответ.
Физкультминутка.
-
Работа по закреплению нового материала.
- Выполнив деление величин на однозначное число, 1 группа узнает длину прыжка тигрёнка (3 м 59 см)
10 7 дм 7 см : 3
вторая - длину голубого китёнка при рождении (7м 12 см )
35м 60 см : 5 =
Проверяем : сигнальные карточки, экран с данными.
Вывод (делают ученики + учитель):
- Без каких знаний и умений невозможно правильно выполнить эти действия?
1) умений выражать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот
2) алгоритм выполнения деления
3) знаний таблицы вычитания, умножения
За неделю слон в зоопарке съедает 1т 43 кг растительного корма: травы, веток, фруктов. Сколько понадобится приобрести корма на 20 дней, если ежедневный аппетит слона не изменится? (за один день слон съедает одинаковое количество корма)
- Что известно в задаче?
- Что надо найти?
- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? - Как можно узнать? Каким действием?
- Повторите вопрос задачи.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия
- Чем был интересен урок? Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы ее? Было ли вам на уроке трудно? Вы преодолели трудность? Что вам помогло ее преодолеть? Вы довольны своей работой? А кто попробует словесно оценить свою работу? А класса? А я довольна всеми вами. Но особенно меня порадовал ….. /Учитель оценивает работу отдельных учащихся на уроке/
-
Домашнее задание