«УМК по физике А.В. Перышкина для 7-9 классов как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процессе»
Автор:
Асеев Игорь Григорьевич
Учитель физики и математики
ГОУ «Свердловский лицей №1 имени сестер-подпольщиц Лидии и Светланы Бабарицких
г. Свердловск, Луганская область (ЛНР)
июль, 2022 г.
План:
- Теория по проблематике выступления УМК и принципы их выбора в условиях введения ФГОС;
- «Визитная карточка» УМК;
- Актуализация проблематики через соотнесение УМК с требованиями ФГОС
- Рассмотрение примеров использования УМК в образовательном процессе.
УМК и принципы их выбора в условиях введения ФГОС
От учебно-методических комплектов (УМК) нового поколения требуются новые подходы к овладению материалом обучающимися и его применению.
Принципы выбора УМК :
1.Соответствует ФГОС
2.Отражает специфику региональной системы образования.
3.Обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей, ОО, учредителя ОО.
Ключевые идеи, заложенные в предметное содержание, дидактическое обеспечение и методическое сопровождение УМК, соответствующие ФГОС:
Воспитание гражданина
Формирование ценностных ориентиров
Обучение в деятельности
Синтез традиций и инноваций
Направленность на результат
Вариативность
Центральное место в современной
информационно образовательной
среде принадлежит
учебно-методическому комплекту
«Визитная карточка» УМК
Линия учебно-методических комплексов (УМК) по физике А.В. Перышкина и др. 7-9 классы.
В состав УМК входят:
- рабочие программы
- учебники
- рабочая тетрадь
- тетрадь для лабораторных работ
- дидактические материалы
- тематические тесты
- самостоятельные и контрольные
работы
- методическое пособие
- подготовка к ВПР
- электронное приложение
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ
Учебники доработаны в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для основной школы, включают весь необходимый теоретический материал для изучения курса физики в общеобразовательных учреждениях.
В доработанную версию УМК в конец каждой главы был добавлен обобщающий итоговый материал, включающий краткую теоретическую информацию и тестовые задания для самопроверки. Учебники также были дополнены заданиями разных типов, направленных на формирование метапредметных умений: сравнение и классификацию, формулирование аргументированного мнения, работу с разнообразными источниками информации, в том числе электронными ресурсами и интернетом, решение расчетных, графических и экспериментальных задач.
Применение на уроках электронной формы учебника расширит возможности организации индивидуальной и групповой работы, даст возможность использования дополнительных интерактивных материалов.
Рассмотрение примеров использования УМК в образовательном процессе
При доработке в учебники добавлен обобщающий материал «Итоги главы», включающий краткое теоретическое повествование «Самое главное» и тестовые задания на знание теоретического материала «Проверь себя».
Рассмотрение примеров использования УМК в образовательном процессе
Методический аппарат дополнен заданиями разных типов, способствующими формированию метапредметных умений: на формирование определений и понятий, сравнение и классификацию, на умение давать собственные оценки и работать с различной информацией, включая электронные ресурсы и Интернет, а также расчетные, графические и экспериментальные задачи. Материал для дополнительного чтения перенесен по месту изучения темы в рубрику «Это любопытно».
Рассмотрение примеров использования УМК в образовательном процессе
- Материал для дополнительного чтения перенесен по месту изучения темы в рубрику «Это любопытно».
- Представлены различные способы выполнения лабораторной работы
Рассмотрение примеров использования УМК в образовательном процессе
Электронная форма учебников, рабочие тетради, тетради для лабораторных работ, сборник вопросов и задач, тесты, дидактические материалы и методические рекомендации для учителя позволят эффективно организовать процесс обучения. Использование электронной формы учебника в процессе обучения позволяет организовать индивидуальную и групповую форму работы, а также общеклассную форму проведения занятий с применением информационных объектов (видео, анимации, слайд-шоу), проецируемых на экран или интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора
Практические задания позволяют отработать теоретические знания в индивидуальном темпе, а контрольные тесты – самостоятельно оценить степень усвоения материала. Надо отметить, что электронная форма учебника является высокоэффективным инструментом мотивации учащихся.