СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умники и умницы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Умники и умницы»


Математическая игра для старшеклассников

«Умники и умницы» (9-10кл.)



Цели занятия:

Методические: закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках математики.

Психолого-педагогические : создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению:

  • умственных и творческих действий;

  • помочь развитию интереса у учащихся к процессу овладения знаниями;

  • повысить общую культуру учащихся;

  • расширить умственный кругозор учащихся, помочь им лучше понять роль математики в общем развитии человека, в истории общества;

  • воспитывать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать свои знания не только на уроке, но и на других формах занятий.

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование:

  • Иллюстративный материал:

  • плакаты «Клуб Весёлых Математиков»;

  • высказывания о математике и о её роли;

  • Наглядный материал:

  • необходимые карточки для проведения конкурсов, кубики трёх цветов ( зелёные, красные, синие – по два каждого цвета);

  • грамоты победителю и участнику КВМ, листы бумаги для записи ответов.

Продолжительность мероприятия: 40-45 минут.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  • Формирование команд, выбор капитанов.

  • Вступительное слово ведущего.

  • Соревнования:
    1 конкурс. Разминка команд (проверяется избирательность внимания, быстрота мышления).
    2 конкурс. Конкурс шифровальщиков (вычислительные навыки, межпредметные связи с литературой, исторические сведения об единицах измерения длины).
    3 конкурс. Конкурс счётчиков (скорость вычислений, логическое мышление).
    4 конкурс. Конкурс капитанов «Вспомним детство золотое» (умение слушать и слышать, ориентироваться в пространстве).
    5 конкурс. Умеешь ли ты логически мыслить? (умение определять закономерности)
    6 конкурс. Эстафета команд.

  • Подведение итогов. Награждение.

  • Фото на память.



Учитель:

О, математика земная, гордись прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.

Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,

Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!

В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.

Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела

Твоя не меркнувшая слава в веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!

Ведущий 1.

Привет, друзья! Сегодня у нас заседание КВМ. КВМ – соревнование в остроумии и знании.


Чтобы этот КВМ 
Вам по душе пришёлся всем,
Нужно знания иметь прочные
Быть весёлым и находчивым.


Ведущий 2.

Этот КВМ сейчас
Науке посвящается
Что математикой у нас,
С любовью называется.


Ведущий 1.

Она поможет воспитать
такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни всё познать,
Измерить и исчислить.


Ведущий 2.

 Время, в которое мы живём, называют эрой математизации знаний. Без математики, без её законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.


Ведущий 1. Итак, заседание в КВМ начинается. Участвуют…

Ведущий 2. … команда «Квадрат» из учащихся _________________ классов

У этого квадратика
Все стороны равны.
Ребята этой команды
Дружбой сильны.


Ведущий 1. И команда «Круг» из учащихся ____________________классов

В кругу друзей
Лучше считать,
Легче решить
И победить!


Ведущий 2. Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри

  • Вишнякова С.Л. – учитель математики

  • Родногуруева О.В. – учитель математики

  • Моисеева Г.В. – учитель информатики и математики

Ведущий 1.

И пусть сильней кипит борьба, 
Острей соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.


1. Конкурс. Разминка команд.

Ведущий 2. 

А сейчас посмотрим, как команды подготовились, добились ли они слаженности, чёткости. Командам предлагаются карточки: каждый участник команды подчёркивает в своей строчке две рядом стоящие цифры, сумма которых равна десяти. Учитывается правильность и скорость выполнения


48756394678831234567

654321987654314216217

456789123456716317461

673829145673491291231

827746757353709880283

637708957497455055335

289763782093824328427

637444666888313451789

321123123543543782382

978786826728676570198



2 . Конкурс шифровальщиков

Ведущий 1.

Командам предлагаются карточки, на которых записаны примеры. Их необходимо решить, все ответы записать в строчку один за другим и затем каждую цифру заменить буквой по указанному коду.

82 + 56 
198 - 136
136 + 289
146 - 67

(Ответ: Дюймовочка.«Дюйм»:

  • дольная единица длины в системе английских мер: 1дюйм=1/12 фута = 0,0254м;

  • русская дометрическая единица длины: 1дюйм=1/28 аршина = 1/12 фута = 10 линиям = 2,54см).

  • Конкурс счётчиков.

Ведущий 2.

По одному представителю от команды вписывают в любые клетки квадрата 3х3 в произвольном порядке по очереди цифры от 1 до 9. Затем первый счётчик находит произведение чисел столбцов, второй – строчек. А потом их сумму.


  • Конкурс капитанов «Вспомним детство золотое».

Ведущий 2.

Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари и до зари. 
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь весёлым покоряется жюри.


Капитаны получают по три кубика: красного, синего и зелёного цветов и выполняют задания ведущего.

Ведущий 1.

Построить башню так, чтобы:

  • Красный кубик был выше синего, а зелёный между ними. (К, С, З)

  • Зелёный кубик был не нижний и не верхний, а синий выше красного. (С,З, К)

  • Синий кубик был в середине, а красный ниже зелёного. (З, С, К)

Положи кубики в ряд так, чтобы:

  • Синий кубик был между красным и зелёным, красный слева от синего (КС З)

  • Красный кубик был правее синего, а зелёный между ними. (С, З, К)

  • Зелёный кубик был в середине, а красный слева от него. (К, З, С)


5 Конкурс. Умеешь ли ты логически мыслить?

Ведущий 2.

(т.е. определять логику, закономерности, правила в предложенных заданиях)

Вот пример одного такого задания: Детей Ивана Петровича зовут Вася и Саша.

Ситуация первая: Саша не брат Васе. Кем приходится Саша Васе? (сестрой)

Ситуация вторая: Как будут звать Васю и Сашу, когда они вырастут? (Василий Иванович и Александра Ивановна)

Ситуация третья: Как звали дедушку Васи и Саши? ( Пётр)


6 Конкурс. Эстафета команд.

Ведущий 1.

Команды выстраиваются в колонну друг за другом. На доске изображены часы, но вместо цифр на циферблате буквы. Нужно решить примеры, но вместо числового ответа записать букву, соответствующую этому числу на циферблате.

(В результате у обеих команд должно получиться слово «МОЛОДЦЫ». Эстафетной палочкой будет служить кусок мела).

Ведущий 1.

Вот закончилась игра, 
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в КВМе отличился?


Жюри объявляет результаты встречи. Награждение.


Ведущий 2.

Вы сидели и считали,
И, надеюсь, не скучали.
Но закончилась игра –
Расставаться нам пора,
И давайте на прощание
Скажем дружно…

Все. ДО СВИДАНИЯ!