Математическая игра для старшеклассников
«Умники и умницы» (9-10кл.)
Цели занятия:
Методические: закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках математики.
Психолого-педагогические : создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению:
умственных и творческих действий;
помочь развитию интереса у учащихся к процессу овладения знаниями;
повысить общую культуру учащихся;
расширить умственный кругозор учащихся, помочь им лучше понять роль математики в общем развитии человека, в истории общества;
воспитывать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать свои знания не только на уроке, но и на других формах занятий.
Место проведения: учебный кабинет.
Оборудование:
Иллюстративный материал:
плакаты «Клуб Весёлых Математиков»;
высказывания о математике и о её роли;
Наглядный материал:
необходимые карточки для проведения конкурсов, кубики трёх цветов ( зелёные, красные, синие – по два каждого цвета);
грамоты победителю и участнику КВМ, листы бумаги для записи ответов.
Продолжительность мероприятия: 40-45 минут.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Формирование команд, выбор капитанов.
Вступительное слово ведущего.
Соревнования:
1 конкурс. Разминка команд (проверяется избирательность внимания, быстрота мышления).
2 конкурс. Конкурс шифровальщиков (вычислительные навыки, межпредметные связи с литературой, исторические сведения об единицах измерения длины).
3 конкурс. Конкурс счётчиков (скорость вычислений, логическое мышление).
4 конкурс. Конкурс капитанов «Вспомним детство золотое» (умение слушать и слышать, ориентироваться в пространстве).
5 конкурс. Умеешь ли ты логически мыслить? (умение определять закономерности)
6 конкурс. Эстафета команд.
Подведение итогов. Награждение.
Фото на память.
Учитель:
О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела
Твоя не меркнувшая слава в веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!
Ведущий 1.
Привет, друзья! Сегодня у нас заседание КВМ. КВМ – соревнование в остроумии и знании.
Чтобы этот КВМ
Вам по душе пришёлся всем,
Нужно знания иметь прочные
Быть весёлым и находчивым.
Ведущий 2.
Этот КВМ сейчас
Науке посвящается
Что математикой у нас,
С любовью называется.
Ведущий 1.
Она поможет воспитать
такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни всё познать,
Измерить и исчислить.
Ведущий 2.
Время, в которое мы живём, называют эрой математизации знаний. Без математики, без её законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.
Ведущий 1. Итак, заседание в КВМ начинается. Участвуют…
Ведущий 2. … команда «Квадрат» из учащихся _________________ классов
У этого квадратика
Все стороны равны.
Ребята этой команды
Дружбой сильны.
Ведущий 1. И команда «Круг» из учащихся ____________________классов
В кругу друзей
Лучше считать,
Легче решить
И победить!
Ведущий 2. Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри
Вишнякова С.Л. – учитель математики
Родногуруева О.В. – учитель математики
Моисеева Г.В. – учитель информатики и математики
Ведущий 1.
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
1. Конкурс. Разминка команд.
Ведущий 2.
А сейчас посмотрим, как команды подготовились, добились ли они слаженности, чёткости. Командам предлагаются карточки: каждый участник команды подчёркивает в своей строчке две рядом стоящие цифры, сумма которых равна десяти. Учитывается правильность и скорость выполнения
48756394678831234567
654321987654314216217
456789123456716317461
673829145673491291231
827746757353709880283
637708957497455055335
289763782093824328427
637444666888313451789
321123123543543782382
978786826728676570198
2 . Конкурс шифровальщиков
Ведущий 1.
Командам предлагаются карточки, на которых записаны примеры. Их необходимо решить, все ответы записать в строчку один за другим и затем каждую цифру заменить буквой по указанному коду.
82 + 56
198 - 136
136 + 289
146 - 67
(Ответ: Дюймовочка.«Дюйм»:
дольная единица длины в системе английских мер: 1дюйм=1/12 фута = 0,0254м;
русская дометрическая единица длины: 1дюйм=1/28 аршина = 1/12 фута = 10 линиям = 2,54см).
Конкурс счётчиков.
Ведущий 2.
По одному представителю от команды вписывают в любые клетки квадрата 3х3 в произвольном порядке по очереди цифры от 1 до 9. Затем первый счётчик находит произведение чисел столбцов, второй – строчек. А потом их сумму.
Ведущий 2.
Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари и до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь весёлым покоряется жюри.
Капитаны получают по три кубика: красного, синего и зелёного цветов и выполняют задания ведущего.
Ведущий 1.
Построить башню так, чтобы:
Красный кубик был выше синего, а зелёный между ними. (К, С, З)
Зелёный кубик был не нижний и не верхний, а синий выше красного. (С,З, К)
Синий кубик был в середине, а красный ниже зелёного. (З, С, К)
Положи кубики в ряд так, чтобы:
Синий кубик был между красным и зелёным, красный слева от синего (КС З)
Красный кубик был правее синего, а зелёный между ними. (С, З, К)
Зелёный кубик был в середине, а красный слева от него. (К, З, С)
5 Конкурс. Умеешь ли ты логически мыслить?
Ведущий 2.
(т.е. определять логику, закономерности, правила в предложенных заданиях)
Вот пример одного такого задания: Детей Ивана Петровича зовут Вася и Саша.
Ситуация первая: Саша не брат Васе. Кем приходится Саша Васе? (сестрой)
Ситуация вторая: Как будут звать Васю и Сашу, когда они вырастут? (Василий Иванович и Александра Ивановна)
Ситуация третья: Как звали дедушку Васи и Саши? ( Пётр)
6 Конкурс. Эстафета команд.
Ведущий 1.
Команды выстраиваются в колонну друг за другом. На доске изображены часы, но вместо цифр на циферблате буквы. Нужно решить примеры, но вместо числового ответа записать букву, соответствующую этому числу на циферблате.
(В результате у обеих команд должно получиться слово «МОЛОДЦЫ». Эстафетной палочкой будет служить кусок мела).
Ведущий 1.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в КВМе отличился?
Жюри объявляет результаты встречи. Награждение.
Ведущий 2.
Вы сидели и считали,
И, надеюсь, не скучали.
Но закончилась игра –
Расставаться нам пора,
И давайте на прощание
Скажем дружно…
Все. ДО СВИДАНИЯ!