СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умножение 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Умножение 4 класс»

К уроку допущена. .2023 г.

Руководитель практики _______ (Лупандина О.И.)





КОНСПЕКТ

Урока математики по теме:

«Умножение на числа, оканчивающихся нулями»,

проведённого в 4 классе

студенткой 21 НК группы

Скребцовой Лерой Сергеевной



Дата проведения:24.03.2023

________ Учитель:

Руководитель практики: Лупандина О.И.

Оценка __________



Белгород 2023

Предмет

Математика

Класс 4

Скребцова Лера Сергеевна

Тема урока

«Умножение на числа, оканчивающихся нулями»

УМК

«Школа России»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель

Создание условий для формирования умений учащихся выполнять приём умножения на числа, оканчивающихся нулями .

Задачи урока

Образовательные: Изучить приём умножения на числа, оканчивающихся нулями.

Корректировать умения учащихся применять приём умножения на числа, оканчивающихся нулями, в ходе нахождения значения числовых выражений в самостоятельной работе; при выполнении фронтальных заданий.

Повторить единицы измерения массы, длины, времени.

Развивающие: Развивать внимание при выполнении задания на нахождение недостающих цифр в записи выражений; развивать мышление при решении текстовой задачи; совершенствовать вычислительные навыки при выполнении заданий устного счета и нахождения значений выражений; развивать культуру речи при выполнении фронтальных заданий.

Воспитательные: Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и сотрудничества с помощью заданий, требующих беседу, рассуждение, групповой работы.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умеют применять приём умножения на числа, оканчивающихся нулями, для нахождения значений числовых выражений; применяют приём умножения на числа, оканчивающихся нулями, при решении текстовой задачи, выполнения фронтальных заданий и самостоятельной работы.

Познавательные УУД: отличают новое от уже известного с помощью учителя; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; умеют работать с учебником; умеют воспринимать, осознавать и анализировать полученную информацию.

Регулятивные УУД: умеют ставить цели и задачи урока; умеют принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; умеют оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД: умеют формулировать собственное мнение и позицию; слушают и понимают речь других; умеют договариваться относительно способов действий.


Продолжают формировать учебно-познавательный интереса к учебному материалу; проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование

Презентация, учебник, доска совместного доступа, работа по карточкам.

Методы и приёмы

Словесный, практический, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, дедуктивный, «Дерево успеха».

Формы обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы контроля

Самоконтроль, взаимоконтроль.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические примечания

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Долгожданный дан звонок!

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Сергеевна, я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Я предлагаю вам посмотреть на экран.

На слайде у вас представлено высказывание русского полководца Александра Васильевича Суворова.

"Математика – гимнастика ума"

Как вы понимаете данное высказывание?

Много дает математика для умственного развития человека - заставляет думать и искать решения, помогает развить логическое мышление, тренирует память, внимание, формирует учебные навыки и умения, закаляет характер.

Вот и мы пополним наши умственные способности в течение урока, поэтому активно и внимательно работайте.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по островам в поиске клада. Тяжело добраться до него, нелёгкий путь нам предстоит. Нам нужно будет преодолевать препятствия и выполнять задания, но применяя наши знания, мы обязательно с ними справимся. На помощь к нам пришли добрый Пират Джек и его друзья, чтобы нас сопровождать по островам.

За каждое верное выполненное задание вы будете получать фрагмент карты, с помощью которой мы и сможем узнать, где же спрятан наш сундук с кладом. Готовы трудиться?

Отлично.


Готовятся и настраиваются к уроку.


Приветствуют учителя, мотивируются.



-Математика помогает тренировать ум.














-Готовы!













2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Начинаем нашу работу. Мы прибываем с вами на первый остров, под названием «Вспоминайка», нас приветствует здесь попугай Кеша, давний друг Пирата Джека, и он нам предлагает вспомнить единицы измерения величин. Они представлены на экране. Ваша задача определить, какие единицы измерения массы, какие длины, а какие времени ?

Правильно, также у попугая Кеши для вас есть следующее задание. Вам необходимо сравнить величины:

2 кг 427 г _ 2427 г

225 с _ 2 мин 25 с

1 ч 59 мин _ 159 мин

178 см _ 1 м 68 см

Проверим, верно ли вы ответили. На экране представлен правильный ответ.

Умницы! Сейчас проведём устный счёт, который подготовил нам попугай Кеша. Ваша задача назвать правильный ответ, найти его на слайде и соотнести с буквой. В итоге у вас получится слово. Итак, начинаем с (имя) и продолжим по цепочке.

1) Увеличьте 55 в 8 раз.

2) Число 520 уменьшите на 14 десятков.

3) Частное чисел 135 и 15 увеличить на 5 раз.

4) Какое число нужно умножить на 17, чтобы получить в частном 85?

5) Число 460 увеличить на 11 десятков.

6) Из числа 560 вычтите произведение чисел 25 и 5.

7) Разность чисел 200 и 93 увеличьте в 6 раз.

8) Первый множитель 800, второй - 7. Чему равно произведение?

Итак, какое же слово получилось?

Верно, вы молодцы ребята, мы повторили единицы измерения массы, длины, времени, а также потренировались в навыке устного счёта. Данные задания помогли нам вспомнить полученные раннее знания и настроиться на дальнейшую нашу с вами работу! Ребята, вы получаете за ваши старания первый фрагмент карты.

-К единицам измерения массы относят килограммы, граммы, тонны, центнеры, к единицам измерения длины – метры, дециметры, сантиметры и миллиметры, а к единицам времени - сутки, часы, минуты и секунды.

Ответы:

2 кг 427 г = 2427 г

225 с 2 мин 25 с

1 ч 59 мин

178 см 1 м 68 см


Находят значение выражений устно.






Ответы:

1) 440 - М

2) 380 - О

3) 14 - Л

4) 5 - О

5) 570 -Д

6) 435 -Ц

7) 42 - Ы

8) ? (затрудняются ответить)


-Молодцы.













3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Ребята, я заметила, что при устном счёте у вас возникли сложности с последним выражением? Вы нашли его значение?

Давайте те же разберёмся, в чём возникло затруднение. Почему вы не смогли дать ответ?

Какое действие выполняется в данном выражении?

Чем отличается данное выражение от остальных, которые вы выполняли ранее? Какова его особенность?


Как вы думаете, а какие действия вам нужно выполнить, чтобы найти значение этого выражения?



Предлагаю как можно лучше разобраться в данной теме, выясним, как же находить значения подобных числовых выражений.

-Мы не смогли найти значение выражения.

-У нас не хватает знаний, чтобы найти значение данного выражения.

-Умножение.

-Первый множитель оканчивается на нули.


-Мы должны найти произведение данных множителей, но мы испытываем трудность, ведь один из них оканчивается на нули, поэтому, чтобы получить ответ нужно изучить способ решения подобных выражений.







4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Итак, изучению какой темы мы посвятим наш урок?

Да, а какую цель мы можем поставить перед собой?

Отлично! Давайте же скорее приступим к получению новых знаний.

Ребята, я предлагаю вам сформулировать план нашего путешествия, который поможет нам реализовать поставленную цель. Дополните, пожалуйста, высказывания, которые вы видите на слайде:

Мы сегодня на уроке:

Узнаем...

Потренируемся…

Проверим...



План нашего путешествия составлен, если вы готовы осуществить его, получить все фрагменты карты и найти спрятанный клад, поднимите руки. Скорее же приступим.

Тема: «Умножение на числа, оканчивающихся нулями»»

Цель: Научиться выполнять умножение на числа, оканчивающихся нулями.

По очереди озвучивают план:

- Мы сегодня на уроке узнаем, как умножать на числа, оканчивающимися нулями.

- Мы сегодня на уроке потренируемся в применении полученных знаний.

- Мы сегодня на уроке проверим, как усвоили новый материал, выполняя различные задания.



Свою готовность ученики показывают путем поднятия руки.





5. Этап реализации построенного проекта.

Ребята, откроем учебник на странице 13 и рассмотрим образец :

Мы с вами видим, чтобы найти произведение чисел 243 и 20, нужно представить число 20, как произведение двух и десяти, тогда при умножении 243 на 2 получим число, к которому просто припишем нуль, то есть умножим на 10. Для нахождения значения данного выражения решение записывается в столбик, где множители один под другим подписываем так, чтобы нули остались в стороне. Выполняем умножение, не обращая внимания на нули, то есть умножаем единицы 3 и 2, получаем ответ 6 и записываем его под единицами, дальше умножаем 4 десятка на 2 и записываем ответ 8 под десятками, после умножаем две сотни на 2 и записываем ответ 4 под сотнями. К полученному результату приписываем столько нулей, сколько их было всего в конце каждого множителя. Получаем ответ 4860.

Теперь, скажите мне, смотря на образец, как же находилось значение второго выражения?

532 ∙ 300 = 532 ∙ (3 ∙ 100) = 532 ∙ 3 ∙ 100














Молодцы! Давайте с вами на основе данных образцов построим алгоритм умножения на числа, оканчивающихся нулями, чтобы в будущем нам было проще находить значение выражений, пользуясь им. Для этого отсканируйте QR- код, представленный на экране и перейдите по ссылке на доску совместного пользования на 1 страницу, расставим краткий алгоритм в правильной последовательности, а затем сделаем вывод.

https://jamboard.google.com/d/1HvueNxRB6__iUsM2hmdGDPbw4EN9N-ca_hDmNofguvI/viewer?f=0

Прочитайте, получившийся алгоритм:

1) Записываем первый множитель.

2) Второй множитель под первым записываем так, чтобы нули остались в стороне.

3) Выполняем умножение чисел, не обращая внимания на нули.

4) К полученному результату приписываем столько нулей, сколько их было всего в конце каждого числа.

5) Читаем ответ.

Всё верно, молодцы! За это вы получаете второй фрагмент от карты. Он виден на слайде. Пользуйтесь данным алгоритмом, чтобы правильно находить значение выражений.

Открывают учебник и смотрят образец.

















- Чтобы найти произведение чисел 532 и 300, нужно представить число 300 в виде произведения трех и сотни, тогда, умножив 532 на 3, мы получим число, к которому в конце прибавим два нуля, то есть умножим на 100. Выполняем умножение в столбик, не обращая внимания на нули, то есть умножаем единицы 3 и 2, получаем ответ 6 и записываем его под единицами, дальше умножаем 3 десятка на 3 и записываем ответ 9 под десятками, после умножаем пять сотен на 3 и записываем ответ 15 под сотнями. К полученному результату приписываем столько нулей, сколько их было всего в конце каждого множителя. Получаем ответ 159600.






Проговаривают получившийся алгоритм.













































6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Прошу вас открыть свои тетради и записать сегодняшнюю дату, 24 марта и классная работа.

Рассмотрим выражение, с которым возникли трудности при нахождении значения в начале урока, запишем его: 800 ∙ 7. Воспользуемся алгоритмом умножения на числа, оканчивающихся нулями, чтобы найти значение выражения. Записываем первый множитель 800 цифрами. Каждая цифра занимает отдельную клетку. Как мы записываем второй множитель 7? Верно.

Выполняем умножение, не обращая внимания на нули, умножаем 8 на 7, сколько же получаем? Правильно!

Теперь к полученному результату приписываем столько нулей, сколько их было всего в конце каждого множителя. Сколько нулей мы приписываем? Верно.

Какой же ответ мы получаем? Умницы.

Ребята, мы продолжаем наше путешествие и на острове «Соображайка» нас приветствует подруга Джека Лика , она хочет проверить насколько хорошо вы усвоили алгоритм умножения на числа, оканчивающихся нулями. Для этого она предлагает найти значение выражений, представленных на экране:

900 * 8 = 220 * 300 =

73* 200 =

































Правильно, молодцы! Это задание помогло нам закрепить алгоритм умножения на числа, оканчивающихся нулями. За вашу активность вы получаете ещё один фрагмент от карты. Он представлен на экране.

Я думаю наши глазки устали работать с презентацией, давайте сделаем разминку для глаз.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

Немного с вами расслабились

Продолжать активно работать отправились.

Следующий остров, который мы посетим называется «Цифрайка», на нём нас встречает приятельница нашего друга Джека Черепашка Луна. Она предлагает вам поработать в группах в документе общего доступа. Но перед этим давайте вспомним, какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?

Верно. (Называю участников каждой группы)

Каждая пара выполняет задание на своём слайде. 2 слайд– 1 группа, 3 слайд – 2 группа, 4 слайд– 3 группа.

Необходимо вписать недостающие цифры в выражения. При выполнении задания будьте внимательны. Всем ясна задача? Приступаем.

-Давайте проверим. Мы устроим взаимопроверку. Первая группа проверяет ответы второй. Вторая ответы третьей. Третья ответы первой группы. У кого-то есть ошибки?

Здорово! Молодцы! Вы работали дружно и слаженно, за это вы получаете ещё одну часть фрагмента карты.

Записывают классная работа и дату в тетрадях.




- Второй множитель 7 записываем под первым так, чтобы нули остались в стороне.

-56.




-Два нуля.

-5600.





- Воспользуемся алгоритмом умножения на числа, оканчивающихся нулями, чтобы найти произведение чисел 900*8. Записываем первый множитель 900 цифрами. Каждая цифра занимает отдельную клетку. Записываем второй множитель 8 под первым так, чтобы нули остались в стороне.

Выполняем умножение, не обращая внимания на нули, умножаем 9 на 8, получаем 72, записываем. Теперь к полученному результату приписываем столько нулей, сколько их было всего в конце каждого множителя. Приписываем два нуля. Получаем ответ 7200.

- Найдём произведение чисел 73 и 200. Записываем первый множитель 73 цифрами. Каждая цифра занимает отдельную клетку. Записываем второй множитель 200 под первым так, чтобы нули остались в стороне. Выполняем умножение в столбик, не обращая внимания на нули, то есть умножаем единицы 3 и 2, получаем ответ 6 и записываем его под единицами, дальше умножаем 7 десятка на 2 и записываем ответ 14 под десятками. К полученному результату приписываем столько нулей, сколько их было всего в конце каждого множителя. Получаем ответ 14600.

- Найдём произведение чисел 220 и 300. Записываем первый множитель 220 цифрами. Каждая цифра занимает отдельную клетку. Записываем второй множитель 300 под первым так, чтобы нули остались в стороне. Выполняем умножение в столбик, не обращая внимания на нули, то есть умножаем единицы 2 и 3, получаем ответ 6 и записываем его под единицами, дальше умножаем 2 десятка на 3 и записываем ответ 6 под десятками. К полученному результату приписываем столько нулей, сколько их было всего в конце каждого множителя. Получаем ответ 66000.














Выполняют разминку для глаз.



Слушать и слышать собеседника, учитывать его точку зрения, не перебивать, договариваться.






-Да.


Выполняют взаимопроверку.


Ошибок нет.


























































ОТВЕТЫ:

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Ребята, следующий остров это «Самостояйка», здесь нас встречает товарищ нашего Пирата Джека Ник, он предлагает вам поработать самостоятельно. Вам нужно найти значения выражений, представленных на экране, записать свои действия в тетрадь. Затем мы проверим ваши ответы и исправим ошибки, если они появятся. Как только будете готовы, дайте мне об этом знать.

642*40 = 560*70 =

235*300 = 180*200 =

Я предлагаю вам провести самопроверку по эталону. Ответы у вас представлены на слайде презентации.

Если вы нашли значение числового выражения верно поставьте над ним знак « +.» Если допустили ошибку поставьте над выражением знак «?» .

Сколько у вас получилось плюсов?

А вопросы у кого- нибудь есть?

(Если есть вопросы: давайте вместе найдём значение выражения)

Молодцы, за свою активную работу вы получаете ещё один фрагмент от карты. А чтобы не допускать ошибок, дома обязательно выучите алгоритм.

Алгоритм умножения на числа, оканчивающихся нулями, вы можете найти в документе общего доступа. Он представлен у вас в виде памятки на 1 слайде. Вы можете эту памятку распечатать себе или открыть её в любое время при необходимости в документе.

Выполняют самостоятельно задание с самопроверкой по эталону.



642*40 =25680

560*70 =39200

235*300 =70500 180*200=36000


Проверяют свои ответы.




Отвечают.








8. Этап включения в систему знаний и повторения.



Итак, мы прибываем на остров «Решайка», нас на нём встречает Мартышка Зита, которая хочет проверить насколько хорошо вы усвоили полученные знания и предлагает вам решить задачу. Давайте же прочитаем её.

На пасеке 20 ульев дали за лето по 210 кг мёда и 10 ульев – по 150 кг. Сколько всего килограммов мёда получили с этих ульев за лето?

Давайте проанализируем задачу. Скажите, что нам известно?


Что необходимо найти?


Можем ли мы сразу узнать ответ на вопрос, сколько всего килограммов мёда получили с этих ульев за лето?

Верно. Сразу узнать ответ мы не можем. Я предлагаю вам составить таблицу, занеся в неё главные условия задачи. Для этого перейдите на страницу доски совместного доступа. На ней вы видите условия задачи. С помощью них заполните таблицу. Умницы!

Давайте составим план решения задачи. Что нам нужно найти сначала? Верно. Как мы это найдём?


Правильно. Что мы должны найти после? Как мы это найдём?


Верно. И как же найти сколько всего кг мёда с ульев получили за лето?


Молодцы. Перерисуйте таблицу себе в тетрадь, запишите решение и ответ.

Давайте проверим. Какое же решение и ответ у вас получились?



Молодцы, вы правильно выполнили задание. За вашу активную работу вы получаете ещё один фрагмент карты. Продолжаем наше путешествие по острову «Решалкина».

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах в документе общего доступа. Но перед этим давайте вспомним, какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?

Верно. (Называю участников каждой группы)

Каждая группа выполняет задание на своём слайде. 6 слайд – 1 группа, 7 слайд – 2 группа, 8 слайд – 3 группа.

Вам необходимо преобразовать данные величины:

4 кг 125 г + 47 кг 80 г = _ кг _ г

1 ч 10 мин + 2 ч 30 мин = _ ч_ мин

5 м – 3 м 60 см = _ м _ см

3 мин 20 с – 1 мин 30 с = _ мин _ с

Давайте проверим. Мы устроим взаимопроверку. Первая группа проверяет ответы второй. Вторая ответы третьей. Третья ответы первой. У кого-то есть ошибки?

Здорово! Молодцы! Вы работали дружно и слаженно, за это вы получаете последний фрагмент от карты. Ребята, в документе общего доступа на слайде 9 соберите карту, по которой мы найдём сундук с кладом.

Я вижу, что вы справились, умницы! Давайте же скорее узнаем, какой клад хранится в сундуке. Для этого перейдите на 10 слайд доски совместного использования и откройте сундук (отодвиньте его) и посмотрите, какой же клад он в себе хранил. Что же в нём , ребята?

Почему же книга – клад? Как вы думаете?

Верно, книга является драгоценным кладом, благодаря ей мы получаем новые знания и узнаём много интересного и нужного.



Читают задачу.




-Нам известно, что 20 ульев дали за лето по 210 кг мёда и 10 ульев – по 150 кг.

- Сколько всего килограммов мёда получили с этих ульев за лето.

-Нет.



Составляют таблицу задачи на доске совместного доступа.


-Сначала определим, сколько всего собрали кг мёда с 20 ульев: 210 * 20 =4200 кг.

- Затем знаем, сколько всего собрали кг мёда с 10 ульев:150*10=1500 кг.

-Узнаем, сколько всего килограммов мёда получили с этих ульев за лето, для этого сложим полученные результаты в первых двух действиях.

Записывают решение в тетрадь:

1)210* 20 = 4200 (кг) мёда с 40 ульев

2)150*10=1500 (кг) мёда с 30 ульев

3)4200 +1500=5700 (кг) всего мёда

Ответ: 5700 кг мёда собрали со всех ульев.



-Слушать и слышать собеседника, учитывать его точку зрения, не перебивать, договариваться.


Ответы:

47 кг 205 г

3 ч 40 мин

1 м 40 см

1 мин 50 с



Выполняют взаимопроверку.

















-Книга!

-Книга – клад знаний, поскольку в ней содержится много необходимой информации.




























9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Итак, наш урок уже подходит к концу. Давайте вспомним.

-Какая у нас сегодня была тема?


-А какая была цель?


-Удалось ли нам её выполнить?


- А реализовали мы план? Давайте вспомним его.




Наш добрый Пират Джек предлагает вам оценить свою работу на занятии. Для этого выберите подходящий вам остров, среди предложенных эмоциональных «островов». Ребята, какие же эмоции вы испытали в ходе урока? Какой остров это характеризирует?

Остров «Счастья»,

Остров «Уныния»,

Остров «Радости»,

Остров «Непонимания»,

Остров «Злости»,

Остров «Удивления».

Ребята, вы сегодня молодцы, отлично справились с заданиями! Я была рада с вами работать. До новых встреч!


- «Умножение на числа, оканчивающихся нулями»

- Научиться выполнять умножение на числа, оканчивающихся нулями.

-Да.

- Да. Мы сегодня на уроке узнали, как умножать на числа, оканчивающимися нулями, потренировались в применении полученных знаний и проверили, как усвоили новый материал, выполняя различные задания.

Предполагаемые ответы:

Остров «Счастья»,

Остров «Радости»,

Остров «Удивления»,

Остров «Восторга».







До свидания!













Резервное задание:

Задание 1

Ответ:

  1. Неверно;

  2. Верно;

  3. Неверно;

  4. Неверно;

  5. Неверно.

Задание 2.

Ответы: 13+63=76; 93:3=31; 120-21=99; 17*2=32; 24*3=72; 45:5=9