Урок математики в 4 классе
Тема урока. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.
Цели урока: научить умножать два многозначных чисел, оканчивающихся нулями, закреплять умение анализировать и решать задачи, отрабатывать вычислительные навыки;
развивать логическое мышление, математическую речь, внимательность, смекалку;
воспитывать трудолюбие и дружелюбие.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь доказывать свою точку зрения, проявлять самостоятельность, личную ответственность.
Метапредметные: формулировать познавательную цель; находить и выделять необходимую информацию; создавать алгоритм деятельности; строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, сравнивать, делать выводы.
уметь слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражать свои мысли в речи, аргументировать свою точку зрения, при этом уважать в общении и сотрудничестве, как партнеров, так и самих себя.
Предметные: уметь выполнять умножение многозначного числа на однозначное в столбик, когда в записи множителей есть нули, определять разрядный состав многозначных чисел, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Оборудование: мультимедиа-проектор, магнитофон, презентация, предметные картинки, карточки для игры «Пылесос», разноуровневые карточки для игры «Стирка», веревки, карточки-цветы для рефлексии.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Ход урока.
I. Организация класса.
Сегодня я предлагаю вам провести генеральную уборку. Начнем со своих рабочих мест.
(Проверка готовности к уроку.)
II. Мотивация цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
-Что нужно для уборки?
Презентация. Слайд 1.
Выберите рисунки с изображением предметов, необходимых для уборки класса.
Презентация. Слайд 2.
Карточки у нас волшебные, могут превратиться в слова.
Презентация. Слайд 3.
Сформулируйте тему урока, используя карточки.
Презентация. Слайд 4.
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.
Какие задачи поставим перед собой?
Презентация. Слайд 5.
Какие примеры здесь не подходят к теме?
III. Устный счет.
-Начнем уборку. Пропылесосим.
Игра «Пылесос». Дети выстраиваются по рядам в команды. У капитана (карточки не выбирает, только проверяет) в руках конверт с рисунком пылесоса. На доске разноцветные карточки с примерами. Часть примеров (по количеству участников) решена не верно. Последний участник команды (начиная с последнего) должен взять только один неправильно решенный пример и по цепочке передать в «пылесос». Участник остается первым. (Правильность выполнения задания проверяется по цвету карточек. Остаются голубые и синие).
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
86:2=44 | 9*11=90 | 88:2=46 | 7*11=70 | 66:2=32 | 8*11=80 |
2ц=20кг | 40*20=80 | 2кг=200г | 20*20=40 | 2ц=2000кг | 30*20=60 |
23*20=230 | 2мин=120с | 43*20=830 | 3мин=180с | 43*20=430 | 2ч=120мин |
1000:20=5 | 7*9=63 | 100:20=50 | 7*8=56 | 1000:50=2 | 8*9=72 |
25*4=90 | 12*10=120 | 25*4=150 | 17*10=170 | 20*4=90 | 15*10=150 |
-Проверяем.
IV. Математический диктант.
Открываем тетради. Запишем число.
4 декабря.
Классная работа.
Минутка чистописания.
А теперь внимательно послушайте загадки о чистоте в доме.
Он, особенно свежий, нужен всему живому для существования (воздух). Сколько гласных в слове воздух? Запишите цифру.
Она приходит после уборки помещения (чистота). Сколько сколько в этом слове? Запишите цифру.
Её постоянно надо открывать, чтобы проветривать помещение (форточка). Сколько букв в этом слове? Запишите. Пропишите полученное число.
238 238 238
Я предлагаю назначить ответственного за работу.
(Подготовлен учащимся). Игра «Верю – не верю».
6300 :100 = 63 - да
50 · 9 = 450 – да
999 + 1 = 10000 - нет
300 : 100 = 30 – нет
1000 – 1 = 999 – да
20 дм = 200 см –да
1 мин = 100 с –нет
98 · 10 = 9800 -нет
+, +, -, -, +, +, -, -.
Взаимопроверка и оценивание.
V. Новая тема.
Каждый из вас дежурит по классу. Каждую перемену вы моете доску. Площадь классной доски 300 квадратных дециметров, дежурные мыли ее вчера 4 раза. Сколько квадратных дециметров они вымыли за весь день?
Ребята, давайте вспомним, как решить пример вида:
300*4=8сотен*4=24сотни=2400 2400 квадратных дециметров
У нас в классе 12 парт. После урока изобразительного искусства каждую парту отмываем за 40 секунд. Сколько времени нужно, чтобы вымыть все парты одному человеку.
12*40=12*4десятка=48десятков=480 480 секунд=8 минут
Подобные примеры можно решать в столбик.
Кто может объяснить?
342
* 30
10260
- Что интересного вы заметили в записи примера?
- Чтобы решать правильно такие примеры, нужно знать алгоритм решения.
Давайте его составим, наведя порядок в наших конвертах. Для этого возьмите карточки, внимательно прочитайте и разложите их в нужном порядке. Работаем в паре.
АЛГОРИТМ
Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.
Умножаю многозначное число на число, не обращая внимание на нули.
К полученному результату приписываю нули.
Читаю ответ.
Проверяем.
VI. Первичное закрепление.
Попробуем навести порядок в примерах с числами, которые оканчиваются нулями, правильно их записать и решить.
Игра «Перекати поле».
5880 х 7 = 41160 647 х 300 = 194 100 340х20=6800
2790 х 6 = 16 740 175 х 900 = 157 500 674х50=33700
VII. Физминутка.
Под музыку («Чударики» песня «Самолет»).
VIII. Закрепление.
-Если у нас генеральная уборка, вычистить нужно все.
-Мальчики накануне измерили наш кабинет и подготовили задачу для вас.
Определите, сколько сантиметров плинтуса нужно вычистить в конце четверти, если длина нашего кабинета 36 линеек, а ширина на 8 линеек меньше. Длина линейки 20см.
Что нужно найти в этой задаче? (Периметр.)
Задача 1.
1. 36-8=28(линеек)-ширина
2.28+28+36+36=134(линеек)-периметр
3.134*20=2680(см)=268(дм)
Ответ: Р=26метров 80 сантиметров.
Если каждый сантиметр будем отмывать за 10 секунд, сколько времени уйдет?
Поработаем устно.
Ваня 10 минут наводил порядок в парте. Сколько это секунд?
Валя собрала по дому 2 кг черновиков. Сколько это граммов.
Зина убирала 3 часа. Сколько это минут?
Работа с учебником: стр. 79 задача 352.
80*3=240(т) - привезли.
240:6=40(т)
80*3:6=40(т)
Ответ: 40 т сахара изготовили.
Все убрали, осталось запустить стиральную машинку.
Игра «Стирка». Участвуем по рядам. Выбираем «ветер», ребенок, который проверяет правильность решения и «срывает» работы, которые выполнены неправильно. Участники на карточках решают примеры и развешивают на веревках. Образец карточки (задания разноуровневые):

420
*8_
840 х 8 = 6720 307 х 60 = 18420 430*20=8600
1090 х 5 = 50450 799 х 200 = 159800 4560*2=9120
Капитан команды («Ветер») отчитывается о работе.
IX. Итог урока.
Чему научились на уроке?
Что повторяли на уроке?
Встаньте, кто дома самостоятельно справится с заданием.
X. Домашнее задание.
Страница 79 примеры №350 (1-3 столбики письменно, третий - по действиям), задача 352.
XI. Рефлексия.
В классе порядок навели. Давайте украсим его цветами.
Цветы с разными лепестками – вы хорошо потрудились, у вас не будет дома проблем с домашним заданием.
Цветы с одинаковыми лепестками – тревожность, вам не понятен сегодняшний материал.

Я поставлю семицветик, мне понравилась ваша работа на уроке. Вы сегодня молодцы