Урок математики в 4 классе
Тема урока: Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.
Цели: Продолжать формировать умения учащихся письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.
Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивать логическое мышление, внимание, речь.
Воспитывать интерес к математике.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
общеучебные – работать с числовой и текстовой информацией, выделять опорные слова;
логические – умение анализировать,
проблемные - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; построение алгоритма.
Регулятивные УУД:
целеполагание - принятие, сохранение и удержание учебной задачи;
контроль и коррекция - выявление места затруднения, нахождение и исправление ошибок;
оценка - соотнесение собственного результата решения с эталоном.
Коммуникативные УУД:
умение работать в группе, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
речевая деятельность - формулирование математически грамотных высказываний.
Оборудование урока: раздаточный материал (тесты). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть2.
Ход урока
Организационный момент.
Начинается урок.
К новым знаниям он зовет.
Постарайтесь все понять,
И ответы полные давать.
2.Устный счет.
1).Проверим, умеете ли вы решать задачи. (работа по карточкам)
Работа над задачами.
Покажите знак действия, которым решается задача.
Оле 12 лет. Она на 5 лет моложе Тани. Сколько лет Тане? (+)
На столе было 8 слив. Лена съела четвертую часть всех слив. Сколько слив она съела? (:)
Во сколько раз 1 м больше, чем 1 см? (:)
Петя решил 8 примеров. Это третья часть всего задания. Сколько примеров нужно решить Пете? (*)
Сегодня Вера прочитала 14 страниц книги, что на 5 страниц больше, чем вчера. Сколько страниц Вера прочитала вчера? (-)
-Поднимите руки, кто каждый день читает книги. Молодцы, ведь кто много читает, тот много знает!
На сколько минут 1 ч больше, чем половина часа? (—)
Сколько минут Коля делал уроки, если математику он делал 40 мин, а русский язык — 30 мин? (+)
3.Арифметический диктант.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
1. 320 уменьшить в 8 раз. (40)
2. Найдите произведение чисел 250 и 0. (0)
3. Произведение чисел 900 и 9?(8100)
4. Первый множитель 800, второй множитель 3. Найдите произведение.(2400)
5. Найдите частное чисел 720 и 9.(80)
6. Делимое 450, делитель 5. Найдите частное.(90)
7. Найдите разность чисел 500 и 8.(492)
8. Уменьшаемое 940, вычитаемое 50. Чему равна разность? (890)
9. 70 увеличить в 8 раз.(560)
У.- А сейчас, если вы решили верно, то, пользуясь ключом к шифру, который вы видите на доске, назовите тему урока.
На доске: 40-У, 0-М, 8100-Н, 2400-О, 80-Ж, 90-Е, 492-Н, 890-И, 560-Е (УМНОЖЕНИЕ).
Сегодня на уроке мы научимся умножать многозначные числа на однозначные, когда в записи первого множителя есть нуль.
4. Объяснение нового материала.
1. Подготовительная работа.
Ученики решают на доске и в тетрадях примеры с развернутой записью:
По ходу решения даются пояснения: 500 - это 5сот, 5сот. умножим на 6, получим 30сот. - это 3000.
2. Прием письменного умножения чисел, оканчивающихся нулями.
- Надо умножить 7400 на 8. Объясните, как это можно сделать. (Умножить 74 сот. на 8 , получится 592 сот.- это 59 200).
Запись: 7400 х 8 = 74 сот.х 8 = 59 200
- Решение таких примеров тоже можно записывать столбиками: если в первом множителе на конце записаны нули, то второй множитель подписывается не под единицами, а под первой цифрой справа, отличной от нуля так, чтобы нули остались справа. (Записывает учитель):
Запись:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/13/s_5cd99b689e199/1156994_1.png)
- Умножим 74 сот. на 8. Объясняем кратко: четырежды восемь - 32; 2 пишем, 3 запоминаем; семью восемь - 56 да 3, это 59, пишем 59; и приписываем справа еще два нуля. Читаю ответ: 59 200.
Решение примеров на доске: 380*4; 410*8; 4700*9; 20700*9;
У: Мы с вами хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
5.Самостоятельная работа.
Вычисли, записывая решение столбиком.
420 · 8 = 3360
4700 · 5 = 23500
30700 · 9 = 276300
390 · 3 = 1170
6800 · 6 = 40800
20080 · 7 = 140560 (Проверка, ответы на доске)
6. Работа над пройденным материалом
Дети решают в тетрадях примеры по новой теме разного уровня сложности. Каждый ребенок получает свою карточку в зависимости от способностей. Учитель наблюдает за работой, при необходимости помогает.
1 уровень сложности.
Запиши в столбик и реши.
800 x 6
120 x 7
220 x 6
1250 x 5
Реши задачу.
У Коли было 110 марок, а у Саши в 4 раза больше.
Сколько марок было у Саши?
2 уровень сложности.
Запиши в столбик и реши.
1240 x 6
9 x 7200
410340 x 2
6 x 80700
(500-340) x 4
Решить задачу № 375
7.РЕФЛЕКСИЯ
Урок сегодня был удачный,
Не прошел для вас он зря.
Все вы очень постарались,
Вам понравилось, друзья?
-Ваше трудолюбие и тяга к знаниям приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.
-Какая тема нашего урока?
-Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
-Чему научили?
-Достигли мы успеха?
-Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодится в жизни?
8.Подведение итогов.
Чему научились на уроке?
Научились решать примеры, запись которых оканчивается нулями. Повторяли соотношение между единицами времени, решали задачи.
4