СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умножение и деление именованных чисел. «Старинные меры длины».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на расширение кругозора обучающихся путем знакомства их со старинными мерами длины.

Просмотр содержимого документа
«Умножение и деление именованных чисел. «Старинные меры длины».»

Тема урока: Умножение и деление именованных чисел.

«Старинные меры длины».

Цели: Образовательная: формировать умения умножать и делить, складывать и вычитать числа, полученные при измерении длины; Развивающая: способствовать коррекции недостатков психофизического развития обучающихся; Воспитательная: воспитывать положительные личностные качества, эмоциональную чуткость обучающихся.

Задачи: Образовательные: - закреплять знания о величинах и общем принципе их измерения; - закреплять знания и умения по нумерации в пределах 1000000; - формировать умение решать задачи в два действия с элементами самоконтроля и самоанализа.

Оборудование: Мультимедийный проектор, индивидуальные карточки, рабочие тетради, измерительные принадлежности (линейки, рулетка, метр), индивидуальные карты самоконтроля, таблица старинных мер, наглядные карточки.

Ход урока.

I. Подготовительная часть:

1.1. Организационный момент:

  • Готовность обучающихся к уроку

  • Рапорт дежурного

1.2.Нервно-психологический настрой обучающихся на урок: Учитель: Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

1.3.Актуализация опорных знаний обучающихся по теме:

3км = ….. м 5000м = ….. км

8м = ….. дм 20дм = ….. м

6дм = …. см 150см = ….. дм

5см = ….. мм 560мм = …. см

70м = ….. дм 60дм = ….. см

10м = ….. см 5дм = ….. мм

1.4. Проверка домашнего задания/

II. Основная часть:

Девиз урока: Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным. Б.Паскаль

2. «Старинные меры длины»

Сегодня я вам предлагаю отвлечься от нашего беспокойного, быстроменяющегося времени и отправиться в мир, когда у людей не было привычных для нас приборов для измерения длины. Отправимся в мир старины. Итак, тема нашего урока «Старинные меры длины».

3. Послушайте стихотворение:

Можно измерять локтями.

И линейкой, и веткой,

Сантиметром и рулеткой.

Папа говорил мне так:

- Пусть нашей мерой будет шаг.

Шаг у людей – примерно метр

- А километр, - воскликнул я.

Отец сказал: - Ну, что ж,

Стань великаном и, шутя,

На километр шагнешь.

В шутливом стихотворении перепутаны старинные и современные меры длин. На нашем уроке мы поведем разговор о старинных русских мерах длины. В 16 – 17 веках на Руси установилась система мер длин и весов. Она была уточнена указом Петра I и пользовались ею до 1918 года. Древними русскими мерами длины были: аршин, локоть, сажень, верста, вершок, пядь и т.д.(использование таблицы старинных русских мер длины).

4. Объяснение материала учителем ( с опорой на презентацию)

  • Шаг средняя длина человеческого шага - 71см. Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Руси.

  • Ш аг как мера длины используется и в настоящее время. Существует специальный прибор – шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных шагов. Шагомеры часто встроены в современные мобильные телефоны или в электронные часы.





Немного истории - (рассказывает ученик, который подобрал материал в библиотеке). Шагами измерялось расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли. Так, с расстояния в 10 шагов на Черной речке под Петербургом 27 января 1837 года на дуэли Дантес стрелял в А.С. Пушкина и смертельно ранил его. В 1841 году 15 июля недалеко от Пятигорска Мартынов произвел свой роковой выстрел с расстояния 15 шагов и убил М.Ю. Лермонтова.

5.Пословицы и поговорки: -

Шагнул и царство покорил.
Ни шагу назад!
Идти семимильными шагами. Коломенская верста. (шутливое название очень высокого человека)
Москва верстой далека, а сердцу рядом.
Любовь не верстами меряется.

6.Решение занимательных задач: Задача 1.Расстояние между дворцом государя и боярским поместьем равно 40 верст Из поместья выехал приказчик со скоростью 8верст/ч. Сколько часов он ехал? Решение: 1) 40 • 1,066 = 42,64(км) Справка: 1верста =1,066км=1,1км 2) 8 • 1,066 = 8,528(км) 3)42,64 : 8,528 = 5(час) Ответ: приказчик ехал 5 часов. Задача 2. Расстояние от Донецка до Москвы 1038км. Рассчитайте это расстояние в верстах. 1)1038км : 1,1км=944версты Ответ: расстояние от Донецка до Москвы 944версты

7.Закреплание материала – работа в тетрадях - заполнение таблицы старинных мер данными, полученными при измерении. Индивидуальная работа со слабыми обучающимися по карточкам

8.Проверка выполненного задания

III. Заключительная частью:

1.Подведение итогов работы на уроке с опорой на листы самоконтроля

2.Задание на самоподготовку: - Измерить и заполнить личные табличные данные, рассчитать среднее арифметическое длины шага для класса.