Тема урока: Умножение и деление именованных чисел.
«Старинные меры длины».
Цели: Образовательная: формировать умения умножать и делить, складывать и вычитать числа, полученные при измерении длины; Развивающая: способствовать коррекции недостатков психофизического развития обучающихся; Воспитательная: воспитывать положительные личностные качества, эмоциональную чуткость обучающихся.
Задачи: Образовательные: - закреплять знания о величинах и общем принципе их измерения; - закреплять знания и умения по нумерации в пределах 1000000; - формировать умение решать задачи в два действия с элементами самоконтроля и самоанализа.
Оборудование: Мультимедийный проектор, индивидуальные карточки, рабочие тетради, измерительные принадлежности (линейки, рулетка, метр), индивидуальные карты самоконтроля, таблица старинных мер, наглядные карточки.
Ход урока.
I. Подготовительная часть:
1.1. Организационный момент:
1.2.Нервно-психологический настрой обучающихся на урок: Учитель: Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
1.3.Актуализация опорных знаний обучающихся по теме:
3км = ….. м 5000м = ….. км
8м = ….. дм 20дм = ….. м
6дм = …. см 150см = ….. дм
5см = ….. мм 560мм = …. см
70м = ….. дм 60дм = ….. см
10м = ….. см 5дм = ….. мм
1.4. Проверка домашнего задания/
II. Основная часть:
Девиз урока: Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным. Б.Паскаль
2. «Старинные меры длины»
Сегодня я вам предлагаю отвлечься от нашего беспокойного, быстроменяющегося времени и отправиться в мир, когда у людей не было привычных для нас приборов для измерения длины. Отправимся в мир старины. Итак, тема нашего урока «Старинные меры длины».
3. Послушайте стихотворение:
Можно измерять локтями.
И линейкой, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Папа говорил мне так:
- Пусть нашей мерой будет шаг.
Шаг у людей – примерно метр
- А километр, - воскликнул я.
Отец сказал: - Ну, что ж,
Стань великаном и, шутя,
На километр шагнешь.
В шутливом стихотворении перепутаны старинные и современные меры длин. На нашем уроке мы поведем разговор о старинных русских мерах длины. В 16 – 17 веках на Руси установилась система мер длин и весов. Она была уточнена указом Петра I и пользовались ею до 1918 года. Древними русскими мерами длины были: аршин, локоть, сажень, верста, вершок, пядь и т.д.(использование таблицы старинных русских мер длины).
4. Объяснение материала учителем ( с опорой на презентацию)
Шаг средняя длина человеческого шага - 71см. Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Руси.
Ш
аг как мера длины используется и в настоящее время. Существует специальный прибор – шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных шагов. Шагомеры часто встроены в современные мобильные телефоны или в электронные часы.
Немного истории - (рассказывает ученик, который подобрал материал в библиотеке). Шагами измерялось расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли. Так, с расстояния в 10 шагов на Черной речке под Петербургом 27 января 1837 года на дуэли Дантес стрелял в А.С. Пушкина и смертельно ранил его. В 1841 году 15 июля недалеко от Пятигорска Мартынов произвел свой роковой выстрел с расстояния 15 шагов и убил М.Ю. Лермонтова.
5.Пословицы и поговорки: -
Шагнул и царство покорил.
Ни шагу назад!
Идти семимильными шагами. Коломенская верста. (шутливое название очень высокого человека)
Москва верстой далека, а сердцу рядом.
Любовь не верстами меряется.
6.Решение занимательных задач: Задача 1.Расстояние между дворцом государя и боярским поместьем равно 40 верст Из поместья выехал приказчик со скоростью 8верст/ч. Сколько часов он ехал? Решение: 1) 40 • 1,066 = 42,64(км) Справка: 1верста =1,066км=1,1км 2) 8 • 1,066 = 8,528(км) 3)42,64 : 8,528 = 5(час) Ответ: приказчик ехал 5 часов. Задача 2. Расстояние от Донецка до Москвы 1038км. Рассчитайте это расстояние в верстах. 1)1038км : 1,1км=944версты Ответ: расстояние от Донецка до Москвы 944версты
7.Закреплание материала – работа в тетрадях - заполнение таблицы старинных мер данными, полученными при измерении. Индивидуальная работа со слабыми обучающимися по карточкам
8.Проверка выполненного задания
III. Заключительная частью:
1.Подведение итогов работы на уроке с опорой на листы самоконтроля
2.Задание на самоподготовку: - Измерить и заполнить личные табличные данные, рассчитать среднее арифметическое длины шага для класса.