МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « НОВОКОСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Х. ИСМАИЛОВА»
Разработка открытого урока
по теме:
«Умножение и деление степеней»
(алгебра 7 класс)
Выполнила учитель математики
Даудова Лаура Гусейновна
Дата: 20.11.19
Класс: 7
УМК: Ю.Н Макарычев и др. «Алгебра 7 класс»
Тема урока. Умножение и деление степеней
Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок из четырех.
Цель: вывести свойства степени с натуральным показателем для упрощения выражений, вычисления рациональным способом значений выражений.
Задачи урока:
- способствовать актуализации и получению ЗУН по выведению свойств степеней;
- развитие навыка устного счета, мобильности и творческой самостоятельности учащихся, - развитие мыслительных действий: анализ, сравнение, обобщение, классификация; - развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке;
- привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД: помнить, что каждый ребенок – индивидуален, помочь раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения, учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика.
Познавательные УУД: учить мыслить системно, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться, учить ребенка применять свои знания, развивать творческое мышление через познавательные и творческие задачи. Использовать схемы, задания с самопроверкой, взаимопроверкой, чтобы обеспечить усвоение темы.
Коммуникативные УУД: учить ребенка слушать собеседника, учитывать его мнение, вступать в речевое общение, эффективно сотрудничать, владеть устной и письменной речью, в достаточной степени уметь выражать точно свои мысли, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные УУД: учить ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по теме урока, учить контролировать свою работу на уроке, адекватно оценивать выполненную работу, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, учить видеть и исправлять ошибки.
Предметные: выполнять вычисление значения степени при делении, умножении и возведении в степень, совершенствовать вычислительные навыки.
Средства обучения: учебник «Алгебра 7 класс» Ю.Н.Макарычев, разрезные карточки с заданиями для групповой работы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока:
1. Организационный момент. (1 мин.)
2 Устный счет (3 мин)
3. Актуализация знаний (5 мин)
4. Постановка темы и цели урока (5 мин)
5. Изучение нового материала (10 мин)
6 Первичное закрепление(13 мин)
7 Самостоятельная работа(4 мин)
8.Рефлексия (2 мин)
9. Информация о домашнем задании(2 мин)
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодня на уроке вы вновь ощутите радость новых открытий.
II. Устный счет.
-1,8-2,3 =
-4,8:1,2 =
0, 5×3, 2 =
1,4- 5 =
16,4:0,41 =
(Учащиеся выполняют устные вычисления. Затем открывают карточки с полученными ответами, на обратной стороне которых написаны буквы. Из них они составляют слово: успех.)
- Я желаю каждому из вас успеха на сегодняшнем уроке.
Откройте, пожалуйста, тетради, подпишите в них число, классная работа.
III. Актуализация знаний
- Ребята, какую тему мы с вами начали изучать на предыдущем уроке?
- Степень с натуральным показателем.
- Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем. (Оба задания выполняются одновременно)
1. Выполните вычисления. Работа в парах. Заполните таблицы буквами, учитывая найденные ответы, прочитайте текст ( записывают в таблицу, заранее подготовленную на карточке)
Н 0,42 = 1,16 А (-1,1)3 =1,331 Р ( -1,4)2 = 1,96
Т (2/7)2 = 4/49 К (-1/2)2 =0,25 Д (-2/3)3 = -8/27 Е (1,3)2 =1,69
1,96 | 1, 69 | 1,16 | 1,69 | | -8/27 | 1,69 | 0,25 | 1,331 | 1,96 | 4/49 |
Р | е | н | е | Д | е | к | а | р | т |
(Рене Декарт) слайд №1
В XVII Рене Декарт ввел современные обозначения степени числа (типа: а 4, а 5)
Историческая справка. Рене́ Дека́рт — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики. Особо следует отметить переработанную им математическую символику. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные — x, y, z.
2.Математический диктант
I Вариант
1. Запишите выражение 3 4 . Укажите основание и показатель степени.
2. Запишите произведение в виде степени
0,4×0, 4×0,4× 0,4.
3. Представьте степень в виде произведения: (-а) 5 .
.4. Найдите значение степени:(-3) 4 .
5. Найдите значение выражения: 7 2 +33 .
II Вариант
1. Запишите выражение 2 5 . Укажите основание и показатель степени.
2. Запишите произведение в виде степени
(-7)(-7)(-7)(-7).
3. Представьте степень в виде произведения: (-b) 4 . 4. Найдите значение степени: (-2) 5 .
5. Найдите значение выражения: 2 4 -3 2 .
IV. Постановка темы и определение целей урока.
- Ребята, какие действия с числами вы умеете выполнять?
- Сложение, вычитание, умножение и деление.
- А как вы думаете, какие из этих действий можно выполнять со степенями? ( перечисляют)
- Давайте попробуем поэкспериментировать. Слайд №2
Работа в группах:
Используя таблицу степеней, найдите значение выражения .
1 группа: 35 + 33 35 × 33
2 группа: 24 + 22 24:22
(Ответы фиксируются на доске)
- Что вы заметили?
- При умножении и делении степеней значение также является степенью исходного числа, а при сложении и вычитании так не получается.
- рассмотрим действия умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями
- сформулируйте тему нашего урока.
- Умножение и деление степеней.
- Запишите в тетради тему урока « Умножение и деление степеней».
- Какую цель мы перед собою ставим?
- Научиться умножать и делить степени.
V. Изучение нового материала слайд №3
Вернемся к выражению 3
×3
Запишем, что получается в результате вычислений 3
×3
=3
Ребята, посмотрите внимательно, что произошло с основанием степени и что произошло с ее показателем?
- Основание не изменилось, показатель равен сумме показателей степеней.
- Молодцы! Покажем это свойство для степеней для любых степеней с одинаковым основанием.
Работаем в тетради:
Для любого числа а и произвольных натуральных чисел m и n a
a
= a
.
Доказательство: a
a
= (ааа…аа)×(ааа…а) = аааа…..ааа = a
.
раз
раз
раз
Таким образом, a
a
=a
слайд №4
Это равенство выражает основное свойство дроби. Оно распространяется на произведение трех и более степеней.
Помогите мне сформулировать правило умножения степеней. Я начну, а вы продолжите.
При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели складывают.
Приведите по одному примеру на это правило.
VI. Первичное закрепление
Решение упражнений: № 403 (1 и 2 ст.), стр. 94 (ведется работа в тетрадях и на доске)
Умножать степени вы научились. Чему еще нам осталось сегодня научиться? (Делить степени)
Давайте посмотрим на пример 24:22=22. Кто попытается самостоятельно сформулировать правило деления степеней?
При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.
Работа с учебником
- Хорошо, а теперь откройте учебник на странице 94 и прочитайте правило. Запишите свойство частного степеней в тетрадь, приведите пример.
№ 414 (1 и 2 ст.) стр. 95 (ведется работа в тетрадях и на доске)
Для тех, кто решил быстрее остальных: № 408(а, в, д); № 416 (а, г).
VII. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой слайд№4
1 вариант 2 вариант
Представьте произведение в виде степени
a
×a
= c
× c
=
a
×a =
c
: c
=
a
:a
= c × c
=
2
×2
×2
= 5
×5
×5=
a
× a
: a
= c
: c
× c
=
Карточки для самопроверки:
1 вариант 2 вариант
а
×а
= а
= а
c
×c
= c
= c
а
× а = а
= а
c
:c
=c
=c
а
: а
= а
= а
c×c
=c
= c
2
×2
×2
=2
=2
2
×2
×2=2
=2
а
× а
:а
= а
= а
c
:c
×c
= c
= c
Оцените работу своего товарища: «5» -верно все, «4»-допущена одна ошибка, «3»- допущены две ошибки
VIII. Рефлексия слайд №5
Давайте подведем итог. Какую цель мы с вами ставили сегодня на уроке? Смогли ли мы ее достичь? Поделитесь своими мыслями по данному уроку. Выскажите свое мнение одним предложением, взяв за начало следующие фразы:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне…
Мне захотелось…
IX. Информация о домашнем задании. Инструкция по выполнению домашнего задания.
Запишите задание на дом: выучить свойства умножения и деления степеней, п.19, стр. 99 – 101. Решить № 409 (в, г, д, е) 415 (в, г, д, е). №418*( для успевающих учащихся)
Выставление отметок за урок.
-Спасибо за урок!
Работа в паре. Заполните таблицы буквами, учитывая найденные ответы, прочитайте текст
1,96 | 1, 69 | 1,16 | 1,69 | | -8/27 | 1,69 | 0,25 | 1,331 | 1,96 | 4/49 |
| | | | | | | | | |
Н 0,4
= А (-1,1)3 = Р ( -1,4)
= К (-1/2)2 =
Т (2/7)
= Д (-2/3)
= Е (1,3)2 =
Математический диктант
I Вариант
1. Запишите выражение 3 4 . Укажите основание и показатель степени.
2. Запишите произведение в виде степени
0,4×0, 4×0,4× 0,4.
3. Представьте степень в виде произведения: (-а) 5 .
4. Найдите значение степени:(-3) 4 .
5. Найдите значение выражения: 7 2 +33 .
II Вариант
1. Запишите выражение 2 5 . Укажите основание и показатель степени.
2. Запишите произведение в виде степени
(-7)(-7)(-7)(-7).
3. Представьте степень в виде произведения: (-b) 4 . 4. Найдите значение степени: (-2)5 .
5. Найдите значение выражения: 2 4 -3 2 .
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
1 вариант 2 вариант
Представьте произведение в виде степени
a
×a
= c
× c
=
a
×a =
c
: c
=
a
:a
= c × c
=
2
×2
×2
= 5
×5
×5=
a
× a
: a
= c
: c
× c
=
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне…
Мне захотелось…
5