Урок математики
Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями
Учитель начальных классов: Лоншакова Н. Д.
Тема: Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Задачи урока:
- распространить навыки умножения многозначных чисел на умножение чисел, оканчивающихся нулями;
- продолжить сравнение и решение задач с разными сюжетами, но сходным математическим смыслом;
- рассмотреть новые ситуации получения приближенных значений чисел.
Предметные результаты:
-овладеть общим алгоритмом письменного умножения многозначного числа на многозначное;
-решать и анализировать задачи, содержащие процесс работы;
-различать точные и приближенные значения чисел исходя из источников их получения.
Формируемые УУД на уроке:
Личностные:
– широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
– ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
– положительной адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– установки в поведении на принятые моральные нормы;
– способности применять решение математических задач в реальной жизни.
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– осуществлять итоговый контроль по результату под руководством учителя;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать активное участие в групповой или коллективной работе.
Познавательные:
– самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и учебной литературы, в сети Интернет и т.п.;
– строить математические сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять анализ объекта;
– выполнять простейшие теоретические обобщения на основе существенного анализа изучаемых единичных объектов;
– проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналоги
– осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
Коммуникативные:
– принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие
коммуникативные средства;
– строить монологические высказывания (в том числе с сопровождением аудиовизуальных средств), владеть диалогической формой коммуникации;
– задавать вопросы для организации собственной деятельности и координирования ее с деятельностью партнеров;
– допускать существование различных точек зрения;
– корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения;
– использовать в общении правила вежливости.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности. (1 - 2 мин)Математика нужна любой науке.На самом деле, в цифрах можно считать всё. А в остальных науках, всегда, обязательно требуется вычисление – не важно чего, важно, что именно математическое исчисление лежит в основе всех наук. Мы все стараемся посчитать – сколько ступенек нам следует пройти, чтобы забраться наверх, сколько облаков плывут по небу, какое расстояние преодолеть, чтобы не попасть под машину, сколько соли положить в суп, чтобы он был не пересолен.…
Этому всему начало дает МАТЕМАТИКА.
А девиз урока: « С малой удачи начинается большой успех».
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
Не будем терять времени.
- Предлагаю сегодня поработать по такому плану, прочитайте:
1. Изучение нового материала (Работа по карточкам)
2. Составление алгоритма по теме урока
3.Первичное закрепление (Работа в парах на основе построенного алгоритма)
4.Повторение изученного материала (Работа в группе)
5.Итог урока
6 Рефлексия
2.Актуализация знаний (4-5 минут)
- Посмотрите внимательно на карточки, которые лежат у вас на партах, и предложите ту работу, которую мы можем выполнить.
- Назовите умения, которые вы применили, чтобы выполнить эту работу?
- Давайте вспомним, какие приемы умножения мы знаем.
-Какую закономерность вы установили, исследуя первое выражение?
-Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения.
1) 6·9= 54 2) 26·3 3) 139·0
4) 264·10 5) 92· 100 6) 532·300
3. Постановка учебной задачи (4-5 минут) (Целеполагание)
- Какое произведение вызвало у вас затруднение? Почему?
-Кто может определить тему нашего урока?
Сформулируйте цель своей работы на уроке.
- Я предлагаю вам два варианта решения данной проблемы.
- Первый: Я объясню вам сама приём умножения.
Второй: На основе ранее полученных знаний вы найдете решение самостоятельно.
- Какой вариант выберете вы и почему?
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)
Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
-Вы можете вывести алгоритм вычислений самостоятельно.
- У кого есть предположения, как можно его вычислить?
- Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний?
- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно?
- Какой закон математики вы применили?
- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?
- Какой способ мы можем ещё использовать?
- Умеем мы это правильно делать?
- Какую учебную задачу вы поставите перед собой?
Работа в парах по составлению алгоритма умножения.
- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.
- Что такое алгоритм?
- Сейчас мы его составим.
У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.
5. Первичное закрепление (4-5 минут)
Знакомство с особенностями умножения многозначных чисел, оканчивающихся нулями.
Работа по учебнику с. 80, № 156
- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске.
- Понятен ли вам этот вычислительный приём?
- Как проверить, что вы его усвоили?
- Посмотри, какие записи сделали ученики при определении значения произведения 260х550
- Чем отличаются результаты?
- Кто из ребят прав? (приведены варианты (верный и неверный))
- Как не ошибиться в количестве нулей на конце числа – значения произведения?
- Обратимся к алгоритму, который вы вывели самостоятельно.
Алгоритм
Для того чтобы умножить числа, оканчивающиеся нулями, нужно выполнить умножение, не обращая внимания на нули в конце чисел, а затем приписать к результату столько нулей, сколько их содержалось в сомножителях.
Примените этот вывод на практике в пункте 2 задания 156. (Повторить навык умножения многозначных чисел с нулями посередине).
Физминутка для глаз
Крепко сомкнуть глаза на 1-2-3.медленно открыть -5раз
Вращение глаз по часовой стрелке -5раз
Вращение глаз против часовой стрелки-5раз
Спокойно закрыть глаза.отдыхаем 1минуту
6. Взаимоконтроль с проверкой по эталону.
Проверка выполнения задания (на экране) Один ученик выполняет задание на компьютере.
7.В следующем задании вам предлагается решить задачу и сравнить с задачами, которые мы решали на прошлом уроке.
Решение и преобразование задач с величинами «производительность труда», «время», «работа».
Задача № 158, с. 81.
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
-Что нужно узнать в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Что будем находить первым действие? Вторым? Третьим?
Решение:
1) 40 + 35 = 75 (стр.) - перепечатывают две машинистки
за один день.
2) 75 х 6 = 450 (стр.) - перепечатают две машинистки за 6 дней.
3) 450
Ответ: за 6 дней машинистки не успеют напечатать рукопись.
Для того чтобы решение задачи было похоже на решение задачи 149, нужно изменить вопрос: «Сколько страниц рукописи останется напечатать через 6 дней совместной работы?»
- Что общего в задаче № 158 с задачами № 149 и № 152 ?
- Чем они отличаются?
(Сходство заключается в их математическом смысле и процессе решения. По сюжетам все три задачи различны.)
7.Письменное умножение чисел, оканчивающихся нулями.Работа в тренажерах Н.Ю.Погореловой стр.34
Взаимопроверка
8. Этап подведения итогов занятия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.
- Научиться письменно, умножать на числа, оканчивающиеся нулями.
- Научились письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.
- Мы достигли цели? Каким способом?
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «Мы» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении),
«Дело» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)
Подведём сейчас итог: может зря прошёл урок?
Закончите предложение.
На уроке я узнал…..
Мне понравилось….
Урок прошёл для меня….
10 . Домашнее задание:
№ 157 (2, 3), 159; тетр. 1: № 82
Прогнозируемый результат:
Предметные:
В конце урока ученики
1.Знают алгоритм письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
2.Умеют письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями.
Метапредметные:
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками
Алгоритм
Для того чтобы умножить числа, оканчивающиеся нулями, нужно выполнить умножение, не обращая внимания на нули в конце чисел, а затем приписать к результату столько нулей, сколько их содержалось в сомножителях.