Ф.И.О. учителя: Обросова Яна Владиславовна
Образовательная программа, автор: УМК "Школа России", М.И. Моро, Б.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.
Деятельностная цель: закрепить умение выполнять умножение суммы на число.
Содержательная цель: обобщить и систематизировать способы умножения суммы на число.
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные |
1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности | Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Актуализация требований к ученику со стороны коррекционной деятельности. Установить тематические рамки и поставить ориентиры деятельности на уроке. | Прием «Отсроченная догадка» Метод: Обьяснительно-иллюстративный | -Здравствуйте, ребята! -Сегодня к нам в гости пришли ученые-математики. -Сегодня они нас пригласили на одно научное совещание. Давайте примем приглашение? -Кажется, что сегодня речь пойдет о математике. Диалог В один прекрасный летний день, который не предвещал ничего вздорного, встретились два ученых. -«Здравствуй»-сказал Пифагор. -«Приветствую и тебя, Пифагор»-сказал Платон «Я тут узнал, что первыми считательными инструментами были камушки и пальцы рук»-сказал Пифагор. -«Что за вздор! Я точно уверен, что первыми считательными инструментами были счеты!»-сказал Платон -«Да что вы, мой дорогой коллега, я только что провел исследование и точно убежден в этом!»-сказал Пифагор -«Я даже могу прочитать тебе доказательства»-сказал Пифагор. (выключается свет, и диалог резко прерывается). -Ребята, мы не успели послушать, но почему? -Ребята, давайте устраним причину исчезновения света и узнаем, о чем был диалог наших гостей? -Тогда сегодня нам предстоит побывать в специализированном учреждении и узнать причины выключения света. Для этого нам необходимо проявить активность и смелость. Вы готовы? -Не забываем, что свою работу мы оцениваем с помощью оценочных листов. В конце урока вы можете вывести итоговую оценку -Приступаем к работе! | [приветствуют учителя] -да | Ф | Презентация | Устный ответ | - | Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | - положительного отношения к языковой деятельности; - сформированность позитивной моральной самооценки. |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия | Подготовка мышления учащихся и осознания ими потребности к выявлению причин и затруднений в собственной деятельности | Прием «Игровая цель», «Магические рамки». Метод: Проблемное изложение, частично-поисковый, обьяснительно-иллюстративный | Ключ №1 «Устный счет» Задание Платон математических наук придумал магические квадраты, но из-за своей рассеянности не заполнил несколько клеток. Приложение1. Листы самооценки Актуализация: -Ребята, вы только что справились с первым заданием,молодцы!. -Попробуем взять ключ №2 -Вам необходимо поработать в паре, но для начала, какие правила работы в паре существуют? Задание: Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а из текста внезапно исчезли слова. Вставьте в текст нужные слова. Текст: Чтобы умножить ____ на число, можно ______ на число каждое ______ и полученные результаты ______. Листы самооценки -Ребята, вы отлично справились с заданием! Пробное действие: -Теперь возьмите карточки, которые лежат у вас на столах, и выполните предложенное задание. Работаем самостоятельно. Задание: (11+8)*2= (6+4)*4= 3*(41+9)= (11+22)*2= -Давайте проверим ваши ответы. | Правила работы: 1.Говори тихо и спокойно. 2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра. 3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца. 4. Делай замечания тактично, не груби. 5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю. Ответ: Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на число каждое слагаемое и полученные результаты сложить. | П И | Презентация, карточки с заданиями | самопроверка с образцом, самостоятельная работа, работа в паре | - совершенствовать вычислительные навыки; - развивать умение рассуждать; - закрепление математического действия сложения и умножения | Р: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. П: установление причинно-следственных связей; общеучебные действия постановки и решения проблем. К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | - сформированность потребности в самовыражении, самореализации |
3.Этап локализации индивидуальных затруднений | Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | Прием: «Подводящий диалог» Методы: Проблемного изложения | -Ребята, я заметила, что у некоторых из вас возникли затруднения, как вы думаете, нам необходимо закрепить умение решать такие примеры? - Что же мы будем делать на уроке | - Да/нет. - Мы вспоминали, как нужно умножать сумму на число -Повторять и отрабатывать свои знания. | Ф | Презентация | Устный ответ | -проведение логических рассуждений и умение делать выводы | Р: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П: умение структурировать знания. К: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. | Л: формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
4.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений | Постановка личных целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств её реализации | Прием: «Подводящий диалог», «Составление алгоритма». Методы: проблемного изложения, обьяснительно -иллюстративный, частично -поисковый. | -Исходя из этого, как вы думаете, какая будет тема нашего урока? - Какую цель мы поставим с вами на урок? - Ребята, а что нужно сделать, чтобы достигнуть нашу цель? -Верно, установите правильную последовательность действий на уроке. | -Тема: «Умножение суммы на число. Закрепление» Цель: Повторить и закрепить способ умножения суммы на число. -построить план действий. План: 1) Повторить правило 2) Выполнить задания 3) Обобщить полученные результаты | Ф | Презентация | Устный ответ | - Понимать тему, цели и составленный план | Р: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. П: поиск и выделение информации; умение структурировать знания; выдвижение гипотез; их обоснование. К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | - осознание и принятие учебной деятельности |
5.Этап реализации построенного проекта | Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе, формирование умения правильно применять соответствующие способы действий | Метод: исследовательский. Прием: «Соответствие» | -Итак, давайте перейдем к выполнению построенного плана. Ребята, вот мы попробовали открыть дверь двумя ключами, но ни один из них не подошел. У нас остался еще один ключ №3 . -Ребята, что же такое: Умножение –Сложение – Сумма – -Отличная работа, ключ под номером 3 подошел, и теперь мы оказались внутри здания. Но в чем же причина поломки? -Чтобы перейти к починке необходимо получить материалы, верно? На прошлом уроке мы познакомились с двумя способами умножения суммы на число. Кто помнит и может назвать эти способы? -Предлагаю поработать в группе, какие правила работы в группе вы знаете? Задание для первой группы. Составьте примеры (3) умножения суммы на число. Задание для второй группы. Составьте выражения(3) умножения суммы на число. Обменяйтесь примерами с группами: 1 группа выполняет решение 1 способом 2 группа - вторым После завершения работы я прошу выйти участников группы и показать решение этих примеров с проговариванием в слух. -Отличная работа. Откройте учебник на стр.6,прочтем способы умножения суммы на число повторно. -Давайте по цепочке попробуем распределить выражения в следующие колонки. Приложение 2 -Ребята, оцените свою работу в группе. Критерии: 3 балла - если вы работали активно. 2 балла - если работал один из вас. 1 балл - если возникли затруднения. -В начале занятия не все так уверенно ответили, сможете ли вы быть уверенными в своей работе сейчас? Выполните проверку с эталоном. (11+8)*2 =19*2=38 (6+4)*4 =10*4=40 3*(41+9) =3*50= 150 11+22)*2 =33*2=66 -Не забывайте про листы самооценки. | – это сложение одинаковых слагаемых – это математическое действие, при котором складываем части и получаем целое. – это результат действия сложения, а также выражение действия сложения -провода оголились -нужно их заменить -1 способ можно вычислить сумму и умножить ее на число. 2. способ Можно умножить на каждое слагаемое и полученные результаты сложить. -Работать слаженно, не перебивать друг друга и говорить только по делу. -Да [получают материалы для починки] | Ф Г | Презентация Интерактивная доска Карточки с задание Учебник. | Фронтальный опрос Работа у доски Взаимооценивание | совершенствовать вычислительные навыки; - развивать умение рассуждать; - закрепление математического действия умножения; - вычисление значения числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок | Р: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. П: действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Л: личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций |
6.Этап обобщения затруднений во внешней речи | Обобщение затруднений в устной речи, закрепление способов действий, вызвавших затруднения | Метод: Репродуктивный Прием: «Составление по образцу» | - Откройте учебник на странице 13. -Какое задание нам необходимо решить? -Предлагаю составить задачу. -Ребята, внимательно прочитайте текст задачи. -Что нам известно в задаче? -Что нам необходимо найти? -Давайте выполним краткую запись, кто продиктует? Запишите в тетрадь. -Ребята, а каким образом мы сможем решить эту задачу? -Я прошу выйти двух учеников и решить эту задачу двумя способами. Остальные записывают в тетрадь и решают все вместе. -Ребята, вы отлично поработали. -Не забывайте про листы самооценки. | -Cоставить свою собственную задачу. Пример: У мальчиков было 20 камней, а у девочек 30 камней. Сколько домиков они могут построить, если на один домик расходуется 5 камней? -У мальчиков было 20 камней, а у девочек 30 .Известно, что на каждый домик другие дети добавляют еще по 5 камней на построение домика, сколько домиков можно построить? -Сколько можно построить домиков из камней. -У мальчиков- 20 камней У девочек-30 камней Другие дети приносят камней-5 Сколько домиков можно построить? -Выполнив умножение суммы на число. 1-й способ:(20 + 30) * 5 = (20+30)*5=50*5=250 домиков. Ответ: 250 домиков. 2-й способ: (20+30)*5=20*5+30*5=100+0150=250 домиков Ответ: 250 домиков. | Ф | Учебники Презентация | Фронтальный опрос. Работа учеников у доски. | участвовать в устном общении на уроке; - совершенствовать вычислительные навыки т умение решать задачи; - развивать умение рассуждать; использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия) | К: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации | Л: личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха | Прием: «Тест» Метод: Частично-поисковый | -Ребята, на ваших столах лежат листы с индивидуальным заданием, которое вам необходимо решить. (Приложение 3) -Ребята, вот вы и выполнили задание, оцените себя по эталону. (Приложение 4) Оцените свою работу: «5»- нет ошибок «4»- 1-2 ошибки «3»- больше 3 ошибок, поработай еще. | -Выполняют индивидуальное задание. | И | Карточки с заданием | Тестирование | выполнять действия с величинами; использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия | Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения П: умение структурировать знания; умение применения знаково-символических действий, включая моделирование; построение логической цепи рассуждений. | формирование границ собственного «знания» и «незнания» |
8.Этап включения в систему знаний и повторения | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса | Метод: частично- поисковый Прием: «Раскрашивание по номерам» | -Предлагаю поработать вам в паре. -Посмотрите, на ваших столах лежат листы с заданием, что необходимо сделать? -Верно, один из вас решает пример, другой раскрашивает, потом меняетесь местами. | -Необходимо решить и разукрасить картинку. | П | Каточки с заданием Презентация | Творческая работа учащихся | выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий | Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью П: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия | Л: личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций |
9.Этап рефлексии | Осознание метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности | Прием: «Корзина настроений» Метод: Информационно-рецептивный | -Ребята, мы смогли починить провода, и свет включился. Предлагаю узнать, о чем же был диалог наших ученых. Продолжение ….. -« В Древнем Египте были найдены доказательства того, что первые люди использовали вместо ,привычных нам вычислительных приборов, пальцы рук и камни» -сказал Пифагор. -«Я долго к этому шел и ,наконец-то, все узнают правду»-сказал Пифагор -«Когда ты привел мне доказательства, я и подумать не мог о таком. Может быть, вы примите мое приглашение на совместную разработку каких-нибудь открытий?»-сказал Платон -«С удовольствием»-сказал Пифагор. -Интересно вам было послушать диалог. -Итак, давайте же вспомним, какую же цель мы ставили в начале урока. -Мы достигли поставленной цели. -Теперь у вас не будет затруднений в решении данных примеров? -Подведите итог вашей работы по листам самооценки. - Домашнее задание: Стр. 13. Упр. 5,6. -Спасибо за вашу работу. До свидания! | [слушают диалог] Повторить и закрепить способ умножения суммы на число. -Да. -Нет. | Ф И | Лист самооценивания Презентация | Самооценка учащихся своих достижений. | - | П: умение структурировать знания; умение адекватно передавать содержание текста; анализ объектов с целью выделения признаков; классификация объектов; установление причинно-следственных связей | самооценка на основе критерия успешности |