Ф.И.О. Капелюк Виктория Вячеславовна.
Предмет: математика.
Тема урока: «Умножение суммы на число».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знания и способов действий при изучении умножения суммы на число.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Приветствует учащихся. Здравствуйте ребята! Меня зовут Виктория Вячеславовна и сегодня урок математики проведу у вас я. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку, на столе у вас должны лежать: пенал, тетрадь, учебник и раздаточный материал, который нам пригодится в ходе нашего урока. Демонстрирует на слайде цитату Александра Васильевича Суворова. Наш урок мне бы хотелось начать с цитаты русского полководца и основоположника русской военной теории. «Математика — гимнастика ума». - О чём данная цитата? - Как вы её понимаете? - К чему мы должны стремится на уроках математики? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Высказывают свои предположения о значении цитаты. Осуществляют самоопределение к предстоящей учебной деятельности. | | К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Проводит подготовительную работу, как подведение к теме урока. Слайд Проведём математическую разминку. Посмотрите, пожалуйста на слайд. На нем 5 выражений, устно вычислите их. Организует проверку задания устно. Давайте вспомним компоненты умножения с помощью выражения: «3 × 4 = 12» А теперь, замените умножение в данном выражении сложением, что у вас получилось? Хорошо, вспомним порядок действий в выражениях со скобками. – Где мы сначала выполняем действие если даны скобки? Слайд Посмотрите на слайд. – Что изображено? – Что лежит в каждой тарелке? – Как узнать, сколько всего фруктов в двух тарелках? – Можно ли эту задачу решить другим способом, используя умножение? Разберём на примере этой задачи. Например, можно найти количество фруктов в одной тарелке (2 + 3), а затем умножить это количество на количество тарелок (2). Демонстрирует на доске (2 + 3) × 2 =? | Устно вычисляют выражения: 3 × 4 = 12 5 × 2 = 10 6 × 3 = 18 4 × 5 = 20 2 × 8 = 16 3 – 1 множитель. 4 – 2 множитель. 12 – значение произведения. 3 × 4 = (4+4+4) В скобках. – Две тарелки с фруктами. – 2 яблока и 3 груши. Предлагают варианты решения задачи. (2 + 3) + (2 +3) = 10 2 + 3 + 2 + 3 = 10. – Можно. | : объяснять правило умножения суммы на число; : применять полученные знания при решении выражений и задач. | Р: выстраивать последовательность действий. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок. П: анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей; К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. | Познавательный интерес к изучению умножения суммы на число, активность и самостоятельность к его познанию. Осознанность необходимости изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предложения и доказывать или опровергать их. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Словесный (беседа) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. В математике существует несколько способов умножения суммы на число. Сегодня мы познакомимся с ними. – Тогда, какая тема нашего урока? – Если мы не знакомы с умножением суммы на число, то что нам нужно будет сделать? – Какая будет цель урока? | Тема урока: «Умножение суммы на число». Цель урока: познакомиться с умножением суммы на число. | | К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования. П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по составлению плана урока. – Что нам необходимо будет сделать, чтобы достичь цель? – Посмотрите на слайд. Слайд На нём представлены пункты плана, но в них пропущены слова. Ваша задача – восстановить их. Слова, которые необходимо вставить, даны внизу на слайде. План: Узнать, как выполнять_______ суммы на число. ________ выполнять умножение _________ на число. Применять полученные знания при решении выражений и _________. Слова: задач, умножение, суммы, учиться. | – Построить план. План урока: Узнать, как выполнять умножение суммы на число. Учиться выполнять умножение суммы на число. Применять полученные знания при решении выражений и задач. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. У нас осталось незаконченное решение выражения: (2 + 3) × 2 =? – Как мы можем его вычислить? 1 способ: (2 + 3) × 2 = 10 5 × 2 = 10. Вычисляем сначала в скобках, а потом результат умножаем на 2. Получаем 10. 2 способ: Умножаем каждое число, которое дано в скобках на число за скобками. А потом складываем полученные результаты. (2 × 2) + (3 × 2) = 4 + 6 = 10. – Какой способ вам кажется более удобным? Оба способа верны, и результат получается одинаковым. Какой способ выбрать, зависит от чисел, которые даны в выражении. Иногда один способ удобнее, иногда другой. Давайте попробуем сформулировать правило умножения суммы на число. Чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и полученные произведения сложить. Давайте сверим наши предположения с правилом в тетради на странице 73. Его необходимо будет вам выучить и запомнить. | Предполагают способы решения выражения. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют правило умножения суммы на число. | : объяснять правило умножения суммы на число; : объяснять правило умножения суммы на число; | К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; | Познавательный интерес к изучению умножения суммы на число, активность и самостоятельность к его познанию. Осознанность необходимости изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предложения и доказывать или опровергать их. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует обобщение затруднений во внешней речи. Выполним задание под №2. Прочитайте что необходимо выполнить в данном задании? Выполняем данное задание письменно и у доски. Выполним задание №3, оно похоже с заданием №2. Также письменно и у доски. – Что необходимо выполнить в данном задании? | – Используя рисунок, найти значения произведений. Выполняют задание №2 письменно и 3 ученика у доски. – Записать на каждом рисунке соответствующие числа и вычислить. | :выполнять умножение суммы на число; | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей. | Познавательный интерес к изучению умножения суммы на число, активность и самостоятельность к его познанию. Осознанность необходимости изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предложения и доказывать или опровергать их. |
7.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся. Теперь вам необходимо выполнить самостоятельную работу с помощью задания №4. Первый вариант выполняет вычисление первого выражения, второй – второго выражения. Организует взаимопроверку задания с помощью слайда-эталона. 1 вариант: 28 × 7 = 196. (20 + 8) × 7 = (20 × 7) + (8 × 7) = 140 + 56. 140 + 56 = 196. 2 вариант: 56 × 8 = 448 (50 + 6) × 8 = (50 × 8) + (6 ×8) = 400 + 48. 400 + 48 = 448. | Выполняют самостоятельную работу по вариантам с помощью задания №4. Проверяют работы по слайду-эталону. | : выполнять умножение суммы на число; | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок. | Познавательный интерес к изучению умножения суммы на число, активность и самостоятельность к его познанию. Осознанность необходимости изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предложения и доказывать или опровергать их. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений. | Словесный (беседа) Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний. Пора подвести итоги нашего урока. – Какую тему мы изучали сегодня? – С каким правилом / свойством познакомились? -Подумайте и скажите, где нам могут пригодиться полученные знания на уроке? | -Умножение суммы на число. – Распредели- тельным свойством умножения. Рассуждают, где могут пригодиться полученные знания? | | К: воспринимать суждения. П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения. К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. | Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Приём «SMS учителю» | Организует рефлексию учебной деятельности. -Вернемся к цели и плану урока. Достигли ли мы цель? Все ли пункты мы выполнили? Теперь, я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке с помощью приёма «SMS учителю». Вам необходимо написать мне SMS. Выберите несколько утверждений со слайда и запишите на своих телефонах. (Приложение №1) Слайд Спасибо за урок. До свидания! | Оценивают, смогли ли достигнуть поставленную на уроке цель. Проверяют, все ли пункты плана выполнили. Оценивают свою деятельность на уроке с помощью приёма «SMS учителю». | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |