Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дизьминская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: “Умножение и деление
положительных и отрицательных чисел”
Автор: Константинова Ольга Леонидовна
427508 Удмуртская Республика, Ярский район,
с.Дизьмино, ул.Школьная, д.28
school_dizmino@mail.ru
тел. 89043171212
Содержание
21 век- век новых информационных технологий. С раннего возраста дети уже привыкают к удобствам технического прогресса и современным средствам получения информации. И с этим ничего не поделаешь, так ребенку гораздо легче воспринимать информацию. Информатизация охватила сегодня все стороны жизни, в том числе и образование. Новые информационно-коммуникационные средства обучения приходят на смену классическим символам школьной жизни. Современный учитель в своей профессиональной образовательной деятельности использует различные современные средства обучения.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски -комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
Актуальность использования ИКТ- активизация мыслительной деятельности учащихся посредством использования средств ИКТ, обеспечение наглядности, успешность освоения материала урока.
Цель работы: проанализировать возможности интерактивных технологий в школе и разработать методическое обеспечение темы «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» с использованием интерактивной доски.
Задачи:
- определить возможности интерактивных технологий;
- выявить достоинства и недостатки использования интерактивных технологий в школе;
- разработать методическое обеспечение.
Данный урок разработан в поддержку учителям, преподающим математику в 6 классе. Использование на уроке интерактивной доски предполагает:
- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
- усиление мотивации учения;
- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
- демонстрацию возможностей компьютера не только как средства игры.
А также экономит время на объяснение нового материала, упрощает проведение контроля над усвоением материала учащимися.
Методическую разработку можно использовать на нескольких уроках при изучении темы «Отрицательные и положительные числа», например, для повторения темы.
Использование мультимедийных технологий можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения. Успешное восприятие учебного материала усиливается при подключении зрительной памяти. Недаром ещё К.Ушинский заметил, что «детская природа требует наглядности».
Известно, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. При использовании мультимедийных технологий экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются значительно дольше.
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения. У учеников появляется готовность и желание выполнять дополнительные задания, чтобы получить более высокий результат.
Использование интерактивных технологий на уроках математики позволяет:
- сделать урок более интересным, наглядным;
- вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
- стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности;
- учителю сократить время на изучение материала;
- способствует повышению качества знаний;
- расширить горизонты школьной математики;
- подготовить учащихся к жизни в современных условиях.
Список использованных источников
Виленкин Н.Я. и др. Математика 6 класс- М.: Просвещение, 2009
Григорьева Г.И. Предметная неделя в школе- М.: Глобус, 2008
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики-М.: Просвещение, 1989
Чесноков А.С. Дидактические материалы по математике для 6 класса, 2009
Конспект урока
по теме: “Умножение и деление
положительных и отрицательных чисел”
Цели урока:
- закрепление умений и навыков умножения и деления положительных и отрицательных чисел;
- развивать самостоятельность и навыки самоконтроля, познавательный интерес к предмету; наблюдательность; внимание; формировать потребность приобретения знаний;
- воспитывать у учащихся сознательное отношение к учебе; трудолюбие; уверенность в себе и взаимопонимание.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений.
Учебник: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Математика, 6 класс
Оборудование: интерактивная доска, ПО SMART Notebook 11
Ход урока:
Этапы урока | Содержание | Ресурсы |
1. Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Чем мы занимались на предыдущих уроках? (Умножением и делением рациональных чисел) - Сегодня мы продолжим работать над умножением и делением положительных и отрицательных чисел. Задача каждого из вас - разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется - доработать то, что еще не совсем получается  |
Слайд 1 |
2. Актуализация знаний | Повторить правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел. Вспомнить мнемоническое правило.  Устно:    | Слайд 2 Правильные ответы открываются нажатием на ячейку Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 |
3. Проверочная работа |  Учащиеся меняются тетрадями, выполняют проверку и ставят оценку. | Слайд 6 Правильные ответы проявятся после размещения прямоугольников справа от знака «=» |
4. Выполнение теста | -До 1343 года на Руси год начинался с 1 марта, с начала сельскохозяйственной весны, с первой весенней капели. Март был «зачинателем» года. Название месяца «март» идет от римлян. Они назвали этот месяц в честь одного из своих богов, узнать, что это за бог, вам поможет тест.  Ответ: Мартиус Март (лат. Martius)-получил свое название в честь римского бога Марса.  В народе говорят: « Март неверен, то плачет, то смеется». С этого месяца начинали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне. Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге- березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор- побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник- в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель. Еще нередко месяц март носит название «пролетного», так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами- апрелем и маем- составляет так называемое «пролетье». С мартом связано много народных примет. Некоторые дни его имеют свои названия. Давайте сейчас все вместе мы составим народный месяцеслов на март. | Слайд 7 Слайд 8 |
5. Решение упражнений | Учащиеся у доски решают примеры, ответы которых являются днями месяца. На доске появляется пример, а затем день месяца с названием и народной приметой. 1) -5,4y=-21,6 4 марта - Архип.  Несмотря на то что в закромах с каждым днем оставалось все меньше и меньше припасов, и приходилось потуже затянуть пояса, в старину существовала традиция в этот день наготовить много снеди, как следует наесться и угостить всех родных и близких. Даже если все запасы давно израсходованы, следовало занять продуктов у соседей или родственников. Такому обычаю придавалось символическое значение: мол, весна, глядя на пустые людские амбары, быстрее придет и покажет себя во всей красе! Еще 4 марта существовал обычай подавать милостыню нищим, звать к себе в гости, кормить с собственного стола. В принципе, милосердие, внимание к беднякам в России было развито во все времена, но в начале весны это было особенно актуально. Ведь добрые дела всегда возвращаются, а в преддверии «битвы за урожай» это так необходимо! Чем больше женщина приготовила блюд в этот день – тем богаче окажется ее жизнь. Чем больше добрых дел сделано– тем больше счастья будет в этом году. 2) y·(-2,5)=-15 6 марта - Тимофей.  «Тимофей Весновей тепло веет, стариков греет». В этот день кто зиму на печи пролежал — покидали избу, на завалинках грелись на солнышке, разговоры вели, смешные истории вспоминали. В это время начинается сокодвижение в кленах и березах. «Тимофей Весновей — уж тепло у дверей» 3) -50, 4:x=-4, 2 12 марта – Прокоп.  «Прокоп -Перезимник дорогу рушит, а в сугробе увяз». Теплеет вода в реках, сквозь лед пробивается. В старину об этом молвили: «У воды нос остер- пробивается всюду». Если к этому дню птицы уже прилетели, жди хорошего урожая. 4) -0,25:5·(-260) 13 марта – Василий Капельник.  В этот день всегда оттепель. Если с крыш свисают длинные сосульки, то и весна будет долгой. Если дождь на улице, быть лету доброму. На Василия солнце в кругах- к урожаю. Птицы гнезда завивают, а перелетные летят из теплых мест. 5) -29,12: (-2,08) 14 марта - Евдокия Плющиха. Это старинное название Евдокия получила из-за снега: подтаивая, он сплющивается. Если много воды на улице, то и травы вырастет много. Какова Евдокия - таково и лето. Евдокия красна - и весна красна; на Евдокию снег - к урожаю.  6) (-6-3,6·2,5) ·(-1) 15 марта – Федот Ветронос, везде сует свой нос. Если на Федота снежный занос, ветер и метель - долго травы не будет. По середине марта судили о лете: подуло с юга- будет лето теплое и мокрое, если же снег и ветер с севера- холодное.  7) -81,6:48·(-10) 17 марта – Герасим Грачевник - грачей пригнал. Прилетел грач- через месяц жди схода снега. Если грачи летят на свои старые гнезда, то весна будет дружной, снег сойдет разом. «Грач на горе- так и весна на дворе».  8) 7,15·(-4): (-1,3) 22 марта – Сорок сороков. Вторая встреча весны.  День весеннего равноденствия. День с ночью меряется, зима кончается, весна начинается. Прилетают жаворонки. По старинному обычаю из теста пекут жаворонков и куликов. Если день теплый- обещают и сорок дней быть теплыми, если же холодный- жди сорок холодных утренников. Считался днем массового прилета птиц. Если перелетные птицы летят большими стаями, то весна будет дружной и теплой. 9) -12,5·50: (-25) 25 марта – Феофан. Если утром туман, то будет богатый урожай. На Феофана лед по затонам не тает, а тонет – весь год будет тяжелым. Если снег начал таять с южной стороны муравейников- лето будет коротким и холодным.  10) 100+(-2,1:0,03) 30 марта – Алексей Теплый.  «Алексей- с гор вода». С Алексея снег тает от земли, а лед от воды. С гор вода, а рыба с зимовья. Каковы в этот день ручьи, такова и пойма (разлив). | Текст появится после нажатия на экран рядом с картинкой Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 |
6. Итог урока | - Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы сегодня узнали? Что мы повторили? Выполните задание:  | Слайд 19 Правильные ответы появятся после нажатия на прямоугольник |
7. Домашнее задание | Я предлагаю вам подготовить самим месяцеслов на апрель. Вы должны найти приметы апреля и составить примеры с ответами, соответствующими дню месяца.  | Слайд 20 |
16