1. Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям (№ 177-182)
Цели урока:
Формировать умение решать задачи, вычислительные навыки.
Развивать творческое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять
-Буду правильно считать.
II. Устный счёт
Решите задачи.
1) Стая гусей за один день пролетает 150 км, а журавлей — на 75 км больше. Сколько километров пролетит стая журавлей за два дня?
2) У писателя Льва Толстого было всего 6 комнат, а у императора Николая II - трехэтажный дворец, на каждом этаже которого - по 80 комнат. Во сколько раз меньше было комнат у Льва Толстого, чем у императора Николая II?
III. Решение задач
1. №177.
Прочитайте первую задачу.
Разбор.
Запишите решение этой задачи.
Проверка.
Прочитайте вторую задачу.
Похожи эти задачи? Чем?
Запишите решение.
Проверка.
Сравните решения этих задач. (Во второй задаче на одно действие больше, которым находим, на сколько метров в первом куске ткани больше, чем во втором) ,
2. № 178.
IV. Физкультминутка
V. Работа над пройденным материалом
1. № 181.
— Поставьте между ними знак сравнения.
Остальные выражения запишите самостоятельно.
Какой вывод можно сделать? (Если знаменатель больше, то дробь меньше)
VI. Работа над вычислительными навыками.
№ 179
VII. Итог урока
Домашнее задание №180, 182
2. Письменное умножение на двузначное число. Закрепление (№ 191-198)
Цели урока:
Закреплять умение умножать на двузначное число.
Закреплять умение решать задачи.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока
II. Устный счёт
- Разгадай правило, по которому записаны числа. Вставь числа в пустые "окошки".

- Разгадай закономерность и продолжи ряд.
а) 15 • 2, 30, 15 • 3, 45, 15 • 4, 60, ...
6)11,44,12,48,13,52,14,...
в) 12 ■ 2, 24, 13 ■ 2, 26, 14 • 2, 28,...
III. Работа по теме урока
№ 191 устно.
№ 193 самостоятельно. Взаимопроверка.
IV. Решение задач
1. № 194.
Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, не знаем норму расхода)
Делаем чертеж к этой задаче. Что известно? (I трактор работал 60 ч, второй 35 ч)
Покажем это на чертеже.
Разбор задачи.
Запишите решение.
Проверка.
V. Физкультминутка
VI. Работа над пройденным материалом
1. Самостоятельная работа.
№ 193, 195, 197. (по вариантам)
2. Решение уравнений.
№ 24.
VIII. Итог урока
Домашнее задание
№ 196, 198
3. Письменное умножение на трехзначное число. (№ 206-208)
Цели урока:
Познакомимся с письменным приемом умножения на трехзначное число, развивать логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока
II. Устный счёт
Проведем разминку для ума.
(42 + 28) : 7 = 6+ □ (30+ □ ): 6 = 30 : 6 + 3 □ (20 + 12): □ =20:4+ □
Из чисел 75, 5, 15 составьте верные равенства на умножение и деление.
Разделите примеры на две группы:
117 • 24, 516 : 192, 261 • 324, 261 ■ 324, 524 • 37 (В первую группу примеры с умножением на двузначное число, во вторую примеры с умножением на трехзначное число.)
III. Новая тема
Запишите и решите эти примеры.
Решение каких примеров у вас вызвали затруднения? (Второй группы)
Почему? Что необычного в этих примерах? (Умножение на трехзначное число)
Кто догадался, как выполняется это умножение. Выполняем запись вместе.
Я пишу на доске, вы мне диктуете.
261х 324 (записываю в столбик)
(Умножаем на единицы, получаем 1044 первое неполное произведение).
(Умножаем на десятки и записываем под десятками, получаем 522 — второе неполное произведение).
(Умножаем на сотни и записываем под сотнями, получаем 783 — третье неполное произведение и складываем все произведения, получаем
— Молодцы, это была тема нашего урока "Умножение на трехзначное число" и вы сами вывели алгоритм письменного приема умножения на трехзначное число.
Чтение параграфа на стр. 41.
№ 206 с комментированием.
IV. Решение задачи
№ 207
Зная скорости поездов, что можно найти? (Общую скорость, скорость удаления)
Какое дополнительное условие есть в задаче? (Города, из которых вышли поезда, находились на расстоянии 175 км)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление пройденного
Геометрический материал. Стр. 41, № 208.
— Что значит 1/10 часть площади огорода?
— Запишите решение
VIII. Итог урока
— Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание №7, 11.
Письменное умножение на трехзначное число. (№ 209-214)
Цели урока:
Отрабатывать навык умножения на трехзначное число с числом нуль в некоторых разрядах.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока П. Устный счёт
Математический диктант
1.) Найди частное чисел 560 и 40.
Какое число меньше 952 на 200?
Какое число больше суммы чисел 450 и 550 на 100?
Какое число надо уменьшить на 80, чтобы получить 190?
Назовите число, которое больше 30 в 15 раз.
На сколько надо разделить 640, чтобы получилось 40?
От какого числа надо отнять 200, чтобы получить 249?
Первый множитель 60, второй 30. Чему равно произведение?
Во сколько раз 20 меньше 1000?
Уменьшаемое 1200, вычитаемое 350. Чему равна разность?
Из цифр 2, 4, 6, 9 составь и запиши два таких двузначных числа, чтобы одно из них было в 2 раза больше другого.
12)Из цифр 2, 3, 4, 5, 6, 7, 0 составьте наибольшее и наименьшее семизначные числа. (Цифры в числе не повторяются.)
Во сколько раз разность чисел 125 и 100 меньше их суммы?
Сколько существует трехзначных чисел с цифрами от 1 до 4?
III. Работа по теме урока
1. Чтение параграфа на стр. 42.
— Рассмотрите записи умножения.
—Почему в этих записях только два неполных произведения? (В разряде десятков или единиц стоит нуль, а при умножении числа на нуль, получается нуль. Поэтому можно не записывать нули)
—Решаем примеры с числом нуль в некоторых разрядах.
№ 209 с объяснением.
№ 210 самостоятельно. Самопроверка.
IV. Работа над задачей
1.№211.
— Прочитайте задачу. Что известно? Что нужно найти? '
Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Площадь катка)
Сколько человек расчищали каток? Как узнать? (23 + 22 = 45 чел)
— Зная площадь катка и количество учеников, что можно узнать?
(Сколько м2расчистил каждый ученик)
— Зная это можем узнать сколько м2 расчистил каждый класс.
Запишите решение задачи.
2. № 212 самостоятельно.
Физкультминутка
Работа над пройденным материалом
Работа над задачами геометрического характера. № 214.
Задания на смекалку.
У каждого марсианина по 3 руки. Десять марсиан построились в шеренгу, и каждый взял соседа за руку. Сколько рук осталось свободными? (12)
VII. Итог урока
— Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание
№213, стр. 43, № 1
5. Закрепление
Цели урока:
Закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока
П. Устный счёт
— Каждое из этих чисел выражено только одной единицей измерения. Измени их, используя несколько разных единиц измерения величин
15390г, 1254 см, 575 мм, 395 ц, 625 мин.
— Найди закономерность, по которым составлены ряды чисел и продолжи каждый из них на 3 числа, соблюдая найденные закономерности:
а) 78 67 56 45
б) 160 80 40
— На базар привезли 7 ящиков помидор с одинаковым весом. После
III. Работа по учебнику
1. Решение задач (стр.48, № 25, 27).
Выполняем чертеж к задаче.
Что нам известно?
Покажем это на чертеже.
Какой самолет был в воздухе дольше? (Второй)
Что еще сказано про второй самолет? (Он пролетел на 1600 км больше)
- Покажите это на чертеже, что второй самолет был в воздухе больше первого и пролетел на 1600 км больше первого.
2. Стр. 48, № 27 самостоятельно.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление пройденного материала
Решение примеров (стр.46, № 7).
Работа над уравнениями (стр.46, № 12).
Читаем условие и составляем уравнение. Что у вас получилось?
Чтобы решить это уравнение, надо его... (Упростить)
Выделите три части уравнения. (350 — 70) :х = 4
В какой части можем упростить? (Можно вычислить в скобках)
Вычисляем 280 : х = 4 (Получилось простое уравнение)
Что неизвестно и как находим? (Неизвестен делитель. Чтобы
найти делитель, нужно делимое разделить на частное)
—. Решаем уравнение.
— Проверка.
Решение второго уравнения самостоятельно.
Работа с величинами (стр.48, № 23).
Задание геометрического характера (стр.48, № 18).
Задания на смекалку.
Решите задачу.
В понедельник Андреев заработал вдвое больше Петрова. Во вторник Андреев истратил 100 руб., а Петров заработал еще 200 руб. После этого у них оказалось денег поровну. Сколько заработал каждый из них в понедельник?
Комментарий. Остановимся здесь на алгебраическом решении.
Будем создавать уравнение по этапам:
Осталось у Андреева = Осталось у Петрова
(Заработок Андреева = (Заработок Петрова
в понедельник) - 100 в понедельник) + 200
2х — заработок Андреева х — заработок Петрова
в подельник в понедельник
2х-100 = х + 200
х = 300
Ответ: Андреев — 600 руб, Петров — 300
VII. Итог урока
Домашнее задание
Стр. 47, № 14, 20.