СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Уникальность планеты Земля"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Уникальность планеты Земля"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Далахайская ООШ» Тункинский район Республика Бурятия









Технологическая карта урока географии











Подготовила: Мальжунова Надежда Валентиновна

учитель географии





















Технологическая карта урока географии

Авторы, разработчики:

Учитель географии Мальжунова Надежда Валентиновна

Предмет

География (раб.программа составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, изд-во Дрофа. или др.

Класс

5 класс

Тип урока

Комбинированный

Технология построения урока

технология критического мышления.

Цель

Углублять и развивать знания

Задачи

Общеобразовательная: сформировать знания об…

Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Основные термины, понятия





Планируемый результат

Предметные умения


Личностные УУД

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

  • работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.


ПознавательныеУУД:

  • формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции; -уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.



Организация пространства


Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Рабочая тетрадь, учебник, атлас

Маршрутный лист

Библиотека элек. наглядных пособий Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор



Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов


Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо») Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление


Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия


Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вызов

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять степень успешности

выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

  • публично защищать свою позицию

Личностные УУД:

-осознаниеценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:- актуализация и систематизация знаний

  1. Предлагает учащимся прослушать фонограмму песни на экране- фото, зачитали стих,и др. Как вы думаете,о чём поется, что видите, что главное? Почему в ней говорится о...

  2. Представляет собственный вариант рассуждений по теме…

  3. В современной науке до сих пор…Предлагает отправиться в экспедицию, путешествие с целью подтвердить или опровергнуть по теме урока…


Пример по теме «Уникальность планеты Земля»

Маршрутный лист (на каждую группу) участника(цы) первой межпланетной экспедиции

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле


Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию сайта «Небесные тела солнечной системы», заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.

Название планеты

Расстояние от Солнца

Период обращения

вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Меркурий







Комментируют и объясняют, о чём поется в этой песне, почему в ней говорится и т.д. Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос. Делятся на команды.

Вспоминают, что знают об этом, анализируют дополнительную информацию, каждая группа работает с доп. литературой, учебником, атласом, выбирают информацию по теме, записывают в маршрутный лист.

Маршрутный лист у каждого учащегося.

Проходят первый этап: оформляют отчёт.

Отчеты групп.

Пример «Земляне»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400°С, а на ночной -100°С из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.

«Россияне»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500°С из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.

«Ноябряне»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.

Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна

Осмысление

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- определение основной и второстепенной информации,

-проводить синтез (восстановление целого из частей),

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

-знание особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

- развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

1.Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе.























2. Целью систематизации изученного материала предлагает приступить к выполнению третьего этапа.

Введение понятия «озоновый экран»

Этап №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.

2.

3.

4.

Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы.

1.Расположение и движение Земли в космическом пространстве:

-расстояние от Солнца -150млн.км;

-период обращения вокруг своей оси.

2.Наличие атмосферы.

3.Обладание большими запасами воды.

4.Наличие почвы.

Выполняют 3-этап.

Ответы групп.

Ответы групп. Значение атмосферы для жизни на Земле:

1. Защищает от метеоритов и опасного космического излучения.

2. Сохраняет тепло в ночные часы.

3.Обеспечивает живые организмы необходимые для дыхания кислородом. Введение понятия «озоновый экран».

4.Поставляет углекислый газ для питания растений.

5.Через атмосферу совершается круговорот воды.

Значение гидросферы для жизни на Земле:

1.Входит в состав всех живых организмов.

2.Является средой обитания.

3.Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ.

Значение почвы для жизни на Земле:

  1. Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений

  2. Является средой обитания

По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.

Этап №3.Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: какую роль для живого играет вода на планете?

1.Входит в состав

2. Является

3. Обеспечивает процесс создания растениями

Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.

Рефлексия (осмысление)

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и еерезультатом,

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- называть методы изучения

Земли;

- объяснять значение понятий: Солнечная система, Вселенная, планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран»,

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

Организует рефлексию.

Этап №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов.

  1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:

а) наличию атмосферы;

б) наличию воды;

в) наличию почвы;

г) положению Земли в космическом пространстве.

  1. Озоновый слой предохраняет:

а) планету от падения метеоритов;

б) живые организмы от губительного излучения;

в) планету от потери тепла.

3. Огромными запасами воды обладают:

а) все планеты Солнечной системы;

б) Земля и Меркурий;

в) только Земля.

4. Средами обитания являются:

а) почва;

б) вода;

в) воздух.

5. Почва обеспечивает растения:

а) углекислым газом, необходимым для питания;

б) светом;

в) необходимыми для развития минеральными веществами.

Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.

Пять правильных ответов – оценка «5»

Четыре правильных ответов – оценка «4»

Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.

Итоговая оценка:

1.Организует процедуру самостоятельной взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму (презентация к уроку).

2.Предлагает отправиться еще в одно виртуальное путешествие.

- Интерактивная сказка «Приключения Росинки».

3.Итог урока.

Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

- А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

  1. строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

  2. строка – два прилагательных.

  3. строка – три глагола.

  4. строка – фраза, несущая определенный смысл.

  5. строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Выполнение теста































Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму



Слушают, анализируют. Отвечают на вопросы:


Этап №5. Домашнее задание.

Повторить материал темы «Земля»

Творческое задание: сочинить,сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля» пар.14,раб.тет.с.36-37

Пример синквейна с урока: Урок географии

Интересный, познавательный Путешествовали, искали, узнавали Быстро прошел урок. Здорово!