СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Универсальные учебные действия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения семинара учителей истории по теме "Универсальные учебные действия"

Просмотр содержимого документа
«Универсальные учебные действия»

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

В стандартах первого поколения,  целью образования  была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУН» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

В стандартах первого поколения,  целью образования

была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУН» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий Универсальные учебные действия  – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться».

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия  – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться».

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:  ● Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.  ● Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.  ● Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.

Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.

Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:     1. Личностные 2. Регулятивные 3. Познавательные 4. Коммуникативные

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

1. Личностные

2. Регулятивные

3. Познавательные

4. Коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия   Личностные УУД  – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человеком своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД  – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человеком своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей .

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей .

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания: ● Групповые проекты.  Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта. ● Ведение портфолио.  Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и уверенность в себе. ● Привлечение краеведческого материала  на учебные и внеурочные занятия  ● Творческие задания

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

Групповые проекты.  Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.

Ведение портфолио.  Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и уверенность в себе.

Привлечение краеведческого материала  на учебные и внеурочные занятия

Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий  Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся: Целеполагание : определение цели и учебной задачи; Планирование:  установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата; Прогнозирование:  способность предположить результат и его характеристики; Коррекция:  умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном; Оценка:  определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного; Саморегуляция:  способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты.

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

Целеполагание : определение цели и учебной задачи;

Планирование:  установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;

Прогнозирование:  способность предположить результат и его характеристики;

Коррекция:  умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;

Оценка:  определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;

Саморегуляция:  способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты.

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Характеристика познавательных универсальных учебных действий Познавательные УУД   – это учебные действия, которые включают в себя: ● Самостоятельную постановку познавательной цели  ● Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств  ● Смысловое чтение  ● Моделирование

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД   – это учебные действия, которые включают в себя:

Самостоятельную постановку познавательной цели

Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств

Смысловое чтение

Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу  логических универсальных действий . Это: ● Создание гипотез и их проверка  ● Установление причинно-следственных связей  ● Определение логических рассуждений  ● Осуществление классификаций, сравнений  Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

В ряде познавательных УУД выделяют группу  логических универсальных действий . Это:

Создание гипотез и их проверка

Установление причинно-следственных связей

Определение логических рассуждений

Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативными УУД  называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят: ● Поиск благополучного выхода из конфликтов ● Умение правильно формулировать вопросы ● Способность полно и точно выражать свои мысли ● Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД  называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

Поиск благополучного выхода из конфликтов

Умение правильно формулировать вопросы

Способность полно и точно выражать свои мысли

Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы: ● Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему ● Высказывание суждений ● Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией ● Продолжение и развитие суждения одноклассника

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему

Высказывание суждений

Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией

Продолжение и развитие суждения одноклассника

Критерии сформированности УУД Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии: ● Соответствие нормативным требованиям ● Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее ● Осознанность, полнота и разумность действий ● Критичность действий

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

Соответствие нормативным требованиям

Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее

Осознанность, полнота и разумность действий

Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».  

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

 

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий Личностные УУД: 1. Помните, что каждый ребёнок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности. 2. В жизни ребёнка, в каком бы возрасте он ни был, взрослый – это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения. 3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики. 4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий

Личностные УУД:

1. Помните, что каждый ребёнок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2. В жизни ребёнка, в каком бы возрасте он ни был, взрослый – это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Познавательные УУД: 1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например: основное понятие (правило) – пример – значение материала). 2. Постарайтесь помочь школьникам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найдите способ научить ребёнка применять свои знания. 4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Познавательные УУД:

1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например: основное понятие (правило) – пример – значение материала).

2. Постарайтесь помочь школьникам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найдите способ научить ребёнка применять свои знания.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД: 1. Научите ребёнка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. 2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. 3. Составьте для детей алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете начислять дополнительный балл. 4. Организовывая работу в группах или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы. 5. Приучите детей задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т. д.), переспрашивать, уточнять. 6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы, особенности развития.

Коммуникативные УУД:

1. Научите ребёнка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

3. Составьте для детей алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете начислять дополнительный балл.

4. Организовывая работу в группах или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

5. Приучите детей задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т. д.), переспрашивать, уточнять.

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы, особенности развития.

Регулятивные УУД: Научите детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике. 2. Научите школьников выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу. 3. Помогите ребёнку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

Регулятивные УУД:

  • Научите детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2. Научите школьников выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу.

3. Помогите ребёнку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.