СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Уноси моё сердце в звенящую даль…" Открытый урок по музыке в 6-м классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ УРОКА: 

Образовательные:

Познакомить учащихся  с  шедевром  музыкального  искусства  и  помочь  им  понять,  что  музыкальное  произведение  благодаря  эмоциональному  воздействию позволяет  пережить всю  глубину  чувств, которые,  может  быть,  ещё  не  были  испытаны  ими  в  реальной  жизни.

Воспитательные:

Приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики;

Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;

Развивать вокально-хоровые навыки;

Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Просмотр содержимого документа
«"Уноси моё сердце в звенящую даль…" Открытый урок по музыке в 6-м классе»

Открытай урок по теме: "Уноси моё сердце в звенящую даль…"

Предмет, класс: музыка 6 класс

Тема урока: "Уноси моё сердце в звенящую даль…"

Место занятия в учебном разделе: изучение нового материала о романсе, по теме “Мир образов вокальной и инструментальной музыки”

Форма занятия: с применением ИКТ.

Присутствовали:

Стряхилева Н.А. Заместитель директора УВР

Евменова Н.Н. Заместитель директора УВР

Аверкина С.В. Учитель русского языка и литературы

Берлина О.П. Учитель истории



Конспект урока

ЦЕЛЬ УРОКА:

Образовательные:

Познакомить учащихся с шедевром музыкального искусства и помочь им понять, что музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств, которые, может быть, ещё не были испытаны ими в реальной жизни.

Воспитательные:

Приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики;

Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;

Развивать вокально-хоровые навыки;

Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.



ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Развитие образного, ассоциативного мышления, творческого воображения. 2. Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкального образа.

3. Постижение музыкального образа как единства правды и красоты.

4. Формирование умений обобщать, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.


ТИП УРОКА: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

ВИД УРОКА: Беседа.

По характеру познавательной деятельности учащихся на уроке:

- урок проблемно - поисковый


ЭТАПЫ УРОКА:

- этап организации начала урока;

- этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности (этап актуализации субъективного опыта учащихся);

- основной этап;

- этап подведения итогов урока;

- рефлексия


ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- восприятие и анализ музыки;

- выполнение проблемно-творческих заданий;

- записи определений в рабочих тетрадях;

- знакомство с материалом учебника;

- вокально-хоровая деятельность;


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные универсальные учебные действия:

– эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания

в собственных поступках;

– любовь к Родине, к родной природе, к русской профессиональной музыке;

Регулятивные универсальные учебные действия:

– понимать смысл заданий, вносить в них свои коррективы;

– воспринимать мнение сверстников

о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;

Познавательные универсальные учебные действия:

– воспринимать и анализировать произведения, которые звучат на уроке;

– расширять свои представления о музыке и музыкантах;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

– выражать свое мнение о музыке;

– выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;


Методы:


Повторение пройденного методом устного опроса;

Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);

Анализ музыкального произведения, формулирование выводов в ходе беседы;

Хоровое исполнение песни «Здравствуй, Родина моя милая»


Оборудование:

компьютер;

проектор;

экран;

звукоусиливающая аппаратура (колонки);

фортепиано;

CD - 6 класс


Материалы:

слайдовая презентация;

музыкальные фонограммы.


План урока:


1.Организационный момент.

2.Повторение пройденного материала.

3.Познавательная информация.

4.Изучение нового материала.

5.Слушание музыки и разбор романса.

6.Музыкальная разминка.

7.Повторение песни «Здравствуй, Родина моя»

8.Блицопрос. Закрепление нового материала.

9.Рефлексия.

10.Домашнее задание.



1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок музыки. Проверили готовность к уроку. Садитесь. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. На примере музыки композитора мы продолжим знакомство с музыкальными образами русского романса.

2. Повторение пройденного материала.

- Давайте вспомним, что такое романс? (ответы детей)

- Когда возник? (ответы детей)

- В чём отличие романса от песни? (ответы детей)

- Музыкальная образность романса? (ответы детей)

- Назовите русских композиторов, которые работали в этом жанре? (ответы детей)

- С каким романсом мы познакомились на прошлом уроке? (ответ детей –

«Я помню чудное мгновение…»)

- Кто является автором этого романса? (ответы детей М.И.Глинка)

- Автор стихотворения? (ответы детей А.С.Пушкин)

- Молодцы! Слушаем этот удивительной красоты романс, в котором соединилось творчество двух великих мастеров искусства.

- Кому посвятил А.С.Пушкин своё стихотворение? (ответ детей Анне Керн)

- Да, этой красавице 19 века, которая разбила сердце поэта.

- Кому посвятил М.И.Глинка свой романс? (ответ детей Екатерине Керн, дочери Анны Керн)

- Молодцы! В какой музыкальной форме написан романс? (ответ детей в трёхчастной форме, композитор сохранил форму стиха – воспоминание, разлука, встреча.)

- Чем начинается и заканчивается романс? (ответ детей вступлением и заключением, которые поддерживают вокальную линию романса)

- Ответьте мне, пожалуйста, почему творчество М.И.Глинки ставят в один ряд с творчеством А.С.Пушкина? (ответы детей)



3. Познавательная информация о С.В.Рахманинове.


Сергей Рахманинов был одинаково блистательным и композитором, и дирижёром, и пианистом. (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №2.)


Рахманином закончил консерваторию сразу по двум специальностям – как пианист и как композитор, а на выпускном экзамене получил пять с плюсом. (Педагог демонстрирует Московскую консерваторию, диплом композитора, слайд №3,4 Учителем в консерватории был великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №5.)


Опера «Алеко», которую он сочинил, как выпускное задание было сразу же поставлено в большом театре.

Произведения, написанные самим композитором, - концерты, прелюдии, пьесы – лучше самого Сергея Васильевича не исполнял никто. (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №6.)


Недаром Сергей Васильевич Рахманинов признан лучшим пианистом-виртуозом 20 века. У Рахманинова были совершенно уникальные руки – с большой и сильной ладонью с длинными пальцами. Его руки включены в мировую Книгу рекордов, а когда во время выступления в Америки Рахманинова так атаковали журналисты, что он закрыл своё лицо руками на следующий день все газеты вышли с этой фотографией, под которой была подпись: «Руки, которые стоят миллион долларов». (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №7.)


Судьба композитора сложилась трудно, он был вынужден уехать из России в Америку и жил там до самой смерти. (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №8,9,10.)


Но о своей родине он не забывал никогда, и эта любовь звучит в его творчестве. В годы Великой Отечественной войны, там, в Америке, он давал концерты в помощь советской армии. Композитор скончался в 1943 году, он не успел узнать о Великой Победе.


4. Знакомство с новым материалов.


- Сегодня вы услышите романс С.В.Рахманинова «Сирень». (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №11.)

- Запишите в тетради название романса и фамилию композитора (дети работают в тетрадях).

- Любимым цветком композитора была сирень. И образ России был связан с сиренью. Посмотрите, как выглядят эти цветы - они собраны в большую кисть, состоящую из мелких цветов. У каждого цветка сирени четыре лепестка. Но если поискать можно найти с пятью лепестками. Считается, что тот, кто найдёт такой цветок, будет счастлив (слайд №12,13.).


Всё что создаёт композитор, всё связано с чувствами и переживаниями. Музыка рассказывает нам, что на душе у композитора.

- А что же вдохновило композитора на создание этого романса, как вы думаете? (ответы детей)

- Давайте прочитаем отрывок рассказа «Сирень» Ю.Нагибина (дети читают выборочно рассказ на стр. 10-13 в творческой тетрадке)


5. Слушание музыки и разбор романса.


- Теперь послушайте романс С.В.Рахманинова «Сирень» и отметьте характер начала. Произойдёт ли в этом произведении смена характера частей? (дети слушают произведение, слйд №14)

- Каков общий характер романса? (ответы детей напевный, медленный, грустный)

- Обратите внимание грусть эта светлая. Почему? (ответы детей нельзя думать, что счастье человека заключается в том, найдёт он цветок с пятью лепестками или нет)

-Да, правильно. Поэтому романс надо слушать с улыбкой. Вот и Рахманинов это подчёркивает, и свой романс он сочинил в мажорном ладу.

- Каким было вступление? (ответы детей лёгким, высоким, холодным)

- Динамика начала романса? (ответы детей - пиано)

- В этой части фразы были короткими, лёгкими, на тесно расположенных звуках. Словно музыка напоминает, как человек шёл по холодной утренней росе к кусту сирени, чтобы отыскать своё счастье – нужный цветок (дети слушают первую часть романса)

- Меняется ли потом характер основной мелодии? (дети слушают вторую часть романса, ответы детей – Да, становиться взволнованным, более громким)

- И музыка это передаёт? Как? (ответы детей становиться распевной, мелодия переходит из верхних регистра в нижний и наоборот)

- Какой голос пел романс «Сирень»? (ответы детей сопрано – высокий женский голос)

- Сколько частей в романсе? (ответы детей две, спокойная и взволнованная)

- Как называется произведение, состоящее из двух частей? (ответы детей - двухчастная)

-В каком ладу написан романс? (ответы детей в мажоре)

- Романс С.В.Рахманинова включил в себя не только выразительность, но и изобразительность. Музыка рисует нам этот цветок.

- Посмотрите на эти удивительные репродукции (слайд №15,16,17,18,19,20)

- Подумайте, какие оттенки цветов вы бы выбрали, если бы вам предложили нарисовать картину по этому романсу? (ответы детей сиреневые, розовые, белые, голубые, зелёные)

- А какие краски подошли бы лучше всего? (ответы детей - акварель)

- Почему акварель? (ответы детей – акварельные краски отличаются светлым, тёплыми тонами)

- Можно ли сказать о романсе «Сирень», что он напоминает акварельную картину?

(ответы детей)


6. Музыкальная разминка.

Дыхательное упражнение: «Любимый аромат»

Распевание.


7. Работа над песней.

«Здравствуй, Родина моя милая» - повторение


8. Блицопрос. Закрепление пройденного материала.


Дети работают в тетрадях.

Задание: заполни таблицу (раздаточный материал)



Название произведения

«Сирень»

жанр


композитор


характер


лад


динамика


музыкальная форма


голос


инструментальное сопровождение



9. Рефлексия.

- Композитор с творчеством, которого мы сегодня познакомились? (ответы детей) (слайд №21)


- Как называется романс С.В.Рахманинова который сегодня звучал на уроке? (ответы детей)

- Под впечатление чего Сергей Васильевич создал это романс? (ответы детей)

- Почему романс «Сирень» можно назвать миниатюрой? (ответы детей)

- Музыкальный образ романса? (ответы детей лирический)

- Особенность лирического образа данного романса? (ответы детей волнение человека и образ безмятежной природы)

10. Домашнее задание.


Прочитать в творческой тетради (стр. 10-12) отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Сирень», послушать романс.