Открытай урок по теме: "Уноси моё сердце в звенящую даль…"
Предмет, класс: музыка 6 класс
Тема урока: "Уноси моё сердце в звенящую даль…"
Место занятия в учебном разделе: изучение нового материала о романсе, по теме “Мир образов вокальной и инструментальной музыки”
Форма занятия: с применением ИКТ.
Присутствовали:
Стряхилева Н.А. Заместитель директора УВР
Евменова Н.Н. Заместитель директора УВР
Аверкина С.В. Учитель русского языка и литературы
Берлина О.П. Учитель истории
Конспект урока
ЦЕЛЬ УРОКА:
Образовательные:
Познакомить учащихся с шедевром музыкального искусства и помочь им понять, что музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств, которые, может быть, ещё не были испытаны ими в реальной жизни.
Воспитательные:
Приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики;
Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;
Развивать вокально-хоровые навыки;
Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Развитие образного, ассоциативного мышления, творческого воображения. 2. Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкального образа.
3. Постижение музыкального образа как единства правды и красоты.
4. Формирование умений обобщать, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
ТИП УРОКА: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
ВИД УРОКА: Беседа.
По характеру познавательной деятельности учащихся на уроке:
- урок проблемно - поисковый
ЭТАПЫ УРОКА:
- этап организации начала урока;
- этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности (этап актуализации субъективного опыта учащихся);
- основной этап;
- этап подведения итогов урока;
- рефлексия
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- восприятие и анализ музыки;
- выполнение проблемно-творческих заданий;
- записи определений в рабочих тетрадях;
- знакомство с материалом учебника;
- вокально-хоровая деятельность;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные универсальные учебные действия:
– эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания
в собственных поступках;
– любовь к Родине, к родной природе, к русской профессиональной музыке;
Регулятивные универсальные учебные действия:
– понимать смысл заданий, вносить в них свои коррективы;
– воспринимать мнение сверстников
о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;
Познавательные универсальные учебные действия:
– воспринимать и анализировать произведения, которые звучат на уроке;
– расширять свои представления о музыке и музыкантах;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– выражать свое мнение о музыке;
– выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;
Методы:
Повторение пройденного методом устного опроса;
Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
Анализ музыкального произведения, формулирование выводов в ходе беседы;
Хоровое исполнение песни «Здравствуй, Родина моя милая»
Оборудование:
компьютер;
проектор;
экран;
звукоусиливающая аппаратура (колонки);
фортепиано;
CD - 6 класс
Материалы:
слайдовая презентация;
музыкальные фонограммы.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Повторение пройденного материала.
3.Познавательная информация.
4.Изучение нового материала.
5.Слушание музыки и разбор романса.
6.Музыкальная разминка.
7.Повторение песни «Здравствуй, Родина моя»
8.Блицопрос. Закрепление нового материала.
9.Рефлексия.
10.Домашнее задание.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок музыки. Проверили готовность к уроку. Садитесь. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. На примере музыки композитора мы продолжим знакомство с музыкальными образами русского романса.
2. Повторение пройденного материала.
- Давайте вспомним, что такое романс? (ответы детей)
- Когда возник? (ответы детей)
- В чём отличие романса от песни? (ответы детей)
- Музыкальная образность романса? (ответы детей)
- Назовите русских композиторов, которые работали в этом жанре? (ответы детей)
- С каким романсом мы познакомились на прошлом уроке? (ответ детей –
«Я помню чудное мгновение…»)
- Кто является автором этого романса? (ответы детей М.И.Глинка)
- Автор стихотворения? (ответы детей А.С.Пушкин)
- Молодцы! Слушаем этот удивительной красоты романс, в котором соединилось творчество двух великих мастеров искусства.
- Кому посвятил А.С.Пушкин своё стихотворение? (ответ детей Анне Керн)
- Да, этой красавице 19 века, которая разбила сердце поэта.
- Кому посвятил М.И.Глинка свой романс? (ответ детей Екатерине Керн, дочери Анны Керн)
- Молодцы! В какой музыкальной форме написан романс? (ответ детей в трёхчастной форме, композитор сохранил форму стиха – воспоминание, разлука, встреча.)
- Чем начинается и заканчивается романс? (ответ детей вступлением и заключением, которые поддерживают вокальную линию романса)
- Ответьте мне, пожалуйста, почему творчество М.И.Глинки ставят в один ряд с творчеством А.С.Пушкина? (ответы детей)
3. Познавательная информация о С.В.Рахманинове.
Сергей Рахманинов был одинаково блистательным и композитором, и дирижёром, и пианистом. (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №2.)
Рахманином закончил консерваторию сразу по двум специальностям – как пианист и как композитор, а на выпускном экзамене получил пять с плюсом. (Педагог демонстрирует Московскую консерваторию, диплом композитора, слайд №3,4 Учителем в консерватории был великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №5.)
Опера «Алеко», которую он сочинил, как выпускное задание было сразу же поставлено в большом театре.
Произведения, написанные самим композитором, - концерты, прелюдии, пьесы – лучше самого Сергея Васильевича не исполнял никто. (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №6.)
Недаром Сергей Васильевич Рахманинов признан лучшим пианистом-виртуозом 20 века. У Рахманинова были совершенно уникальные руки – с большой и сильной ладонью с длинными пальцами. Его руки включены в мировую Книгу рекордов, а когда во время выступления в Америки Рахманинова так атаковали журналисты, что он закрыл своё лицо руками на следующий день все газеты вышли с этой фотографией, под которой была подпись: «Руки, которые стоят миллион долларов». (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №7.)
Судьба композитора сложилась трудно, он был вынужден уехать из России в Америку и жил там до самой смерти. (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №8,9,10.)
Но о своей родине он не забывал никогда, и эта любовь звучит в его творчестве. В годы Великой Отечественной войны, там, в Америке, он давал концерты в помощь советской армии. Композитор скончался в 1943 году, он не успел узнать о Великой Победе.
4. Знакомство с новым материалов.
- Сегодня вы услышите романс С.В.Рахманинова «Сирень». (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №11.)
- Запишите в тетради название романса и фамилию композитора (дети работают в тетрадях).
- Любимым цветком композитора была сирень. И образ России был связан с сиренью. Посмотрите, как выглядят эти цветы - они собраны в большую кисть, состоящую из мелких цветов. У каждого цветка сирени четыре лепестка. Но если поискать можно найти с пятью лепестками. Считается, что тот, кто найдёт такой цветок, будет счастлив (слайд №12,13.).
Всё что создаёт композитор, всё связано с чувствами и переживаниями. Музыка рассказывает нам, что на душе у композитора.
- А что же вдохновило композитора на создание этого романса, как вы думаете? (ответы детей)
- Давайте прочитаем отрывок рассказа «Сирень» Ю.Нагибина (дети читают выборочно рассказ на стр. 10-13 в творческой тетрадке)
5. Слушание музыки и разбор романса.
- Теперь послушайте романс С.В.Рахманинова «Сирень» и отметьте характер начала. Произойдёт ли в этом произведении смена характера частей? (дети слушают произведение, слйд №14)
- Каков общий характер романса? (ответы детей напевный, медленный, грустный)
- Обратите внимание грусть эта светлая. Почему? (ответы детей нельзя думать, что счастье человека заключается в том, найдёт он цветок с пятью лепестками или нет)
-Да, правильно. Поэтому романс надо слушать с улыбкой. Вот и Рахманинов это подчёркивает, и свой романс он сочинил в мажорном ладу.
- Каким было вступление? (ответы детей лёгким, высоким, холодным)
- Динамика начала романса? (ответы детей - пиано)
- В этой части фразы были короткими, лёгкими, на тесно расположенных звуках. Словно музыка напоминает, как человек шёл по холодной утренней росе к кусту сирени, чтобы отыскать своё счастье – нужный цветок (дети слушают первую часть романса)
- Меняется ли потом характер основной мелодии? (дети слушают вторую часть романса, ответы детей – Да, становиться взволнованным, более громким)
- И музыка это передаёт? Как? (ответы детей становиться распевной, мелодия переходит из верхних регистра в нижний и наоборот)
- Какой голос пел романс «Сирень»? (ответы детей сопрано – высокий женский голос)
- Сколько частей в романсе? (ответы детей две, спокойная и взволнованная)
- Как называется произведение, состоящее из двух частей? (ответы детей - двухчастная)
-В каком ладу написан романс? (ответы детей в мажоре)
- Романс С.В.Рахманинова включил в себя не только выразительность, но и изобразительность. Музыка рисует нам этот цветок.
- Посмотрите на эти удивительные репродукции (слайд №15,16,17,18,19,20)
- Подумайте, какие оттенки цветов вы бы выбрали, если бы вам предложили нарисовать картину по этому романсу? (ответы детей сиреневые, розовые, белые, голубые, зелёные)
- А какие краски подошли бы лучше всего? (ответы детей - акварель)
- Почему акварель? (ответы детей – акварельные краски отличаются светлым, тёплыми тонами)
- Можно ли сказать о романсе «Сирень», что он напоминает акварельную картину?
(ответы детей)
6. Музыкальная разминка.
Дыхательное упражнение: «Любимый аромат»
Распевание.
7. Работа над песней.
«Здравствуй, Родина моя милая» - повторение
8. Блицопрос. Закрепление пройденного материала.
Дети работают в тетрадях.
Задание: заполни таблицу (раздаточный материал)
Название произведения | «Сирень» |
жанр | |
композитор | |
характер | |
лад | |
динамика | |
музыкальная форма | |
голос | |
инструментальное сопровождение | |
9. Рефлексия.
- Композитор с творчеством, которого мы сегодня познакомились? (ответы детей) (слайд №21)
- Как называется романс С.В.Рахманинова который сегодня звучал на уроке? (ответы детей)
- Под впечатление чего Сергей Васильевич создал это романс? (ответы детей)
- Почему романс «Сирень» можно назвать миниатюрой? (ответы детей)
- Музыкальный образ романса? (ответы детей лирический)
- Особенность лирического образа данного романса? (ответы детей волнение человека и образ безмятежной природы)
10. Домашнее задание.
Прочитать в творческой тетради (стр. 10-12) отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Сирень», послушать романс.