Ход урока
Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Запишите сегодняшнее число, классная работа.
Для проверки ваших знаний мы выполним словарный диктант, один ученик будет писать на доске, остальные в тетради.
Восемнадцатых Зимних игр; в тысяча девятьсот девяносто четвертом году; в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году; пятьдесят семь золотых медалей; шестьдесят одна серебряная медаль; двумя миллиардами телезрителей и семи тысячами журналистов.
А сейчас предлагаю вам выполнить словарно-орфографическую работу с взаимопроверкой. Листочки со словами перед вами.
Задание 1. Вставить пропущенные буквы.
девяност… девять,
двен(нн)адцать,
один(нн)адцатый,
четыр…мя,
мил(лл)ионер,
пят…надцатые,
от сорок… тысяч…,
трист…,
трин(нн)адцатыми,
восем…сот тридцатый
Задание 2. Составить три предложения с любыми из представленных числительных.
Каково лексическое значение слова КАСТИНГ?
Где мы можем узнать эту информацию?(Один из учащихся работает с Толковым словарем Д.Ожегова)
Как вы думаете, какое главное качество телеведущего?
– Умение правильно говорить.
Мы с вами изучали имя числительное, поэтому определите цель нашего урока.
– Научиться правильно произносить числительные
– научиться использовать знания о числительных в повседневной жизни
А заодно мы убедимся, что имя числительное – очень важная часть речи.
III. Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.
- Внимательно прослушайте текст и определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.
Ламанти́ны – род водных млекопитающих, отряда сирен. Ламантины имеют вес от 400 до 550 килограммов и среднюю длину тела от 2,8 до 3 метров. При рождении детёныши ламантина имеют средний вес 30 килограммов. Эти травоядные животные обитают на мелководье и питаются водной растительностью. Низкая калорийность пищи заставляет ламантинов поглощать до 50 кг растительности в день, что составляет 10% их веса. Живут ламантины долго, иногда до 60 лет.
Б е с е д а п о т е к с т у.
- В этом тексте много терминов: род, отряд, длина тела, вес, процентное содержание количества пищи.
Для какого стиля речи характерны такие средства языка? (Для научного).
- Назовите числительные, употребленные в этом тексте. С какой целью они употреблены? (Для того, чтобы назвать вес, длину, количество, т.е. для точности). Табличка со словом точность прикрепляется к доске.
- Обратите внимание на правописание этого слова, запишите его в тетрадях и подчеркните сочетание – чн-.
- Запишите по памяти 1-2 словосочетания с числительным из услышанного текста и выделите в них ошибко опасные места.
Вывод класса. Мы познакомились с употреблением числительных в научном стиле речи. В научной литературе, в учебниках по математике, биологии, географии имена числительные записываются цифрами. Нам надо научиться правильно их произносить и писать.
- Внимательно прочитайте эту запись. Докажите, что это текст. Определите, к какому стилю речи он относится.
Уважаемые жители г. Саратова!
Со 14 по 20 апреля аптека № 3 закрывается на ремонт.
Ближайшая дежурная аптека №1 находится по адресу:
ул. Московская, дом 5 и работает круглосуточно.
Администрация аптеки № 3.
Учащиеся отвечают: Это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Это объявление. Оно состоит из трех частей:
1) обращение (кому объявляется)
2) информация (что объявляется)
3) кто объявляет
Этот текст относится к официально-деловому стилю речи.
- Произнесите правильно числительные, употребленные в объявлении. Какова их роль в этом тексте? (Обозначение даты, адреса, № аптеки).
- Имена числительные в текстах официально-делового стиля речи употребляются для конкретизации предложенной информации.
Табличка со словом конкретность прикрепляется к доске. Слово записывается в тетради, учащиеся подчеркивают в слове ошибко опасные места, запоминают правописание слова.
Деловые отношения затрагивают почти все стороны жизни человека в обществе, мы закрепляем наши отношения друг с другом, с работодателем, государством и т.д. с помощью различных документов: заявлений, распиской, договором, доверенностью и т.д., в которых неизбежно употребление числительных, обозначающих количество, сумму, время и др.
А вот в художественных текстах роль числительных может оказаться самой неожиданной, как в тексте, который я предлагаю вам для дальнейшей работы.
Текст называется «Праотцы». Каково лексическое значение слова праотцы?
(Работа с «Толковым словарем русского языка», самостоятельное знакомство с текстом, выразительное чтение текста).
Праотцы
Однажды то ли весной, то ли осенью из страны Арифметики в страну Грамматику шли два Числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Долго ли, коротко ли шли, умаялись в дороге, сели отдохнуть. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему твое имя пишется с двумя н, а мое с одной?» Одиннадцать ответило: «Это старинная и очень интересная история. Когда-то давным-давно наши предки были не похожи на нас и писались: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и соединились. Так появились в числительном Одиннадцать две н – одна от корня, другая – от бывшего предлога».
Беседа по тексту. – О чьих предках идет речь в этом тексте?
- В каком значении употреблено слово «предок»?
- Почему числительные Одиннадцать и Двенадцать написаны с большой буквы?
- Почему со словом Одиннадцать глагол употреблен в форме среднего рода – Одиннадцать ответило?
- Почему числительное Одиннадцать пишется с удвоенной н?
- Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Произведите синтаксический разбор предложения и составьте его схему. (Это предложение осложнено однородными подлежащими Одиннадцать и Двенадцать. При них есть обобщающее слово два Числительных, после которого и ставится двоеточие).
- Что вы можете сказать об особенностях данного текста? (В тексте есть слова «Однажды..., Долго ли, коротко ли…» В нем есть предложения с прямой речью. Это средства языка, доказывающие принадлежность текста к художественному стилю. По типу речи – это повествование. По жанру – это сказка. Одиннадцать и Двенадцать – сказочные персонажи; Арифметика и Грамматика – названия сказочных стран).
- В этой сказке в увлекательной форме дается образец употребления имен числительных в художественной речи. Она станет образцом для вашей домашней творческой работы.
IV. Домашнее задание.
Сочинить сказку, которая начнется словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были слова».
V. Подведение итогов урока.
- В текстах каких стилей речи могут употребляться имена числительные?
- Можем ли мы в жизни обойтись без имен числительных?
- Можно ли человека, который неправильно произносит числительные в речи, назвать грамотным, культурным человеком?
- Как вы думаете, до появления письменности, до появления научных книг употребляли люди в своей речи числительные?