СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Подготовка к ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Употребление фразеологизмов, их роль в речи. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Подготовка к ЕГЭ»

Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Подготовка к ЕГЭ

Цели урока:

Образовательный аспект: 

  1. знать понятие фразеологизмов как устойчивых словосочетаний, употребляемых в переносном значении;

  2. рассматривать фразеологизмы как средства языковой выразительности, позволяющие усиливать наглядность и образность текста, создавать нужную стилистическую тональность.

Развивающий аспект: 

  1. уметь отличать фразеологические сочетания от свободных словосочетаний;

  2. уметь производить лингвистический анализ текста;

  3. уметь использовать фразеологические словосочетания при составлении собственного высказывания;

определять роль фразеологизмов в речи

Воспитательный аспект:  

1. формирование устойчивого  интереса  к образной системе русского языка, мотивирование на серьёзную подготовку к экзаменам и

выбор будущей профессии, способность ставить цели и строить жизненные планы.


Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Используемые технологии:        проблемный метод, анализ, сравнительная характеристика текста, создание собственного речевого высказывания


Задачи:

- научить находить в тексте предложения, в которых употребляются фразеологизмы;

- научить использовать фразеологизмы как в устной, так и письменной речи;

- научить доказывать свою точку зрения, приводя в качестве аргументов примеры из литературных произведений и с опорой на жизненный опыт;

- развить речевые навыки;

- расширить культурный кругозор учащихся.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада  приветствовать вас на нашем уроке. Сейчас вы ученики 11 класса и  скоро станете выпускниками. Вам предстоит сдать ЕГЭ, поступить в какое-либо учебное заведение, получить профессию и начать трудовую жизнь. Дальнейшее развитие и процветание России во многом будет зависеть от вашего профессионализма и мастерства. Помните: вы очень нужны своей стране!  могу обратиться к вам так, а могу немного по-другому:

Текст №2:

«Здравствуй, племя, младое, незнакомое!»

От всей души приветствую я вас!

Гранит науки мы грызём сейчас усердно,

На то он  и одиннадцатый класс!

Но оглянуться даже не успеем,

Как промелькнёт горячая пора,

И вы покинете родную альма-матер,

Что вам счастливую путёвку в жизнь дала:

Откроются пред вами все дороги,

Вам предстоят великие дела,

Ведь ждёт вас с распростёртыми объятьями

Огромная, великая страна!!!


Актуализация знаний

- Какое из моих приветствий вам понравилось больше? В чём сходство и в чём различие этих 2-х текстов?

Текст №1

Текст №2

Форма: прозаическое приветствие

Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране.

Форма:  стихотворное приветствие

Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране.

Стиль речи: публицистический

Стиль речи: художественный

Средства выразительности: обращение, торжественный тон. Образные средства выразительности речи отсутствуют. Предложения строятся на основе свободных словосочетаний.

Средства выразительности: образное, шутливо-ироническое обращение-цитата (афоризм А.С.Пушкина), фразеологизмы: («Грызть гранит науки» – из речи Троцкого), другие фразеологизмы. Предложения строятся на основе несвободных, фразеологических словосочетаний.

Вывод: в зависимости от речевой ситуации  мы либо употребляем изобразительно- выразительные средства, либо нет, но с их помощью мы делаем нашу речь образной, интересной, запоминающейся. В данном случае в качестве изобразительного средства использовались фразеологизмы.

- Информация та же, но передана по-другому.


Формулировка темы и цели урока



Обобщение и систематизация знаний по теме урока


1. Значение слова (фразеологизм)





2. Источники фразеологизмов.



3. Что относится к фразеологизмам.




































4. Выполнение упражнений





- Ребята, а что такое фразеологизм?






- Как вы думаете, каковы основные  источники попадания фразеологизмов в наш язык и нашу речь?



К фразеологизмам относятся:

а) фразеологическое сращение - идиома. Это неразложимое словосочетание, своеобразный оборот речи, значение которого не выводится из анализа его составляющих, а воспринимается как целое. К идиомам относится выражение бежать во все лопатки;

б) собственно фразеологическое сочетание. Здесь менее крепко, чем в идиоме, соединены слова, и одно слово употребляется лишь с определённым узким кругом слов, например:трескучий мороз. Без ущерба для смысла можно сказать сильный мороз - однако именнотрескучий придаёт выражению образность и даёт возможность стать фразеологизмом;

в) фразеологические выражения: пословицы, поговорки. Они содержат в себе законченность фразы, утверждение, вывод, например: Под лежачий камень вода не течёт;

г) афоризм - мысль, выраженная в отточенной форме и имеющая конкретного автора, например: Знание - сила (Фрэнсис Бэкон).

Нужно помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. Украшая нашу речь, делая ее более живой, образной, фразеологизмы доставляют нам немало хлопот – при неверном их употреблении появляются речевые ошибки.


По стилистической окраске различают следующие фразеологизмы:

1. Нейтральные – употребляемые во всех стилях речи:замкнутый круг, правое дело, доживать век, с замиранием сердца, знай себё цену, игра воображения. прийти в сознание.

2. Книжные – употребляются в книжных стилях, преимущественно в письменной речизондировать почву, пойти по стопам, искушать судьбу, исчезнуть с лица земли, египетская казнь, камень преткновения, авгиевы конюшни.

3. Разговорные – используемые преимущественно в устной форме общения:жить припеваючи, за семью замками, глаз радуется, как на иголках, сквозь зубы, первый блин комом, семь пятниц на неделе.

4. Просторечные – отличаются от разговорных сниженностью, грубостьюна кудыкину гору, дать промашку, дурить голову, плевое дело, дойти до ручки, заморить червячка, пустить слезу.



1. Подберите к данным фразеологизмам антонимы.

  • Жить душа в душу – 

  • Пруд пруди – 

  • За тридевять земель – 

  • Засучив рукава –

Вывод: к фразеологизму, как и к слову, можно подобрать антоним.


2. Далее вам предстоит выполнить работу по вариантам. Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги.







3.Найдите в рассказе 10 фразеологизмов.


Попались на удочку.
Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля, возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки, успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.


 





- Фразеологизм (лексическая единица, идиома, устойчивое выражение) — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов.


- Это:

-художественная литература (афоризмы)

-история (афоризмы)

-кино

-иностранные языки

-реалии русского быта

-народные обычаи






































- как кошка с собакой.

- с гулькин нос; раз-два и обчелся.

рукой подать.

спустя рукава.




Голова: человек с головой,  морочить голову, потерять голову, вскружить голову, не сносить головы, как снег на голову, голова идет кругом, сломя голову.       
Глаз: хлопать глазами, мозолить глаза, говорить в глаза, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо в глазу.



Попались на удочку.
Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля, возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки, успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Физминутка



Обобщение и систематизация знаний по теме урока


4. Выполнение упражнений





  1. О каком человеке так говорят в народе?

  1. Мастер на все руки.

  2. Тише воды, ниже травы.

  3. Из другого теста.

  4. Ни рыба, ни мясо.

  5. Косая сажень в плечах.

  6. Святая простота.

  7. Стреляный воробей.

  8. Кровь с молоком.

  9. Тепличное растение.

  10. Ходячая энциклопедия.

  11. Семи пядей во лбу.

  12. Ноль без палочки.

  13. Мухи не обидит.

  14. Казанская сирота.

  15. За словом в карман не лезет.

  16. Правая рука.

  17. Лиса Патрикеевна.

  18. Собаку съел.

  19. Слова не вытянешь.

  20. Себе на уме.

  21. Олух царя небесного.

  22. Заячья душа.

  23. Не лыком шит.

  24. Горе луковое.






5. Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.
1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.
2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.
3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.
4. На голубом небе не было ни облачка.
5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.
6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.
7. Все слушали его раскрыв рот.
8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.


6.  Замени выделенные фразеологизмы одним словом.
1. Все бежали как на пожар
2. Туристы берегли спички как зеницу ока
3. Рыбы в нашем озере пруд пруди
4. Для Сережиного друга починить велосипед – раз плюнуть
5. Из похода мы возвращались черепашьим шагом
6. Маслята попадались грибникам на каждом шагу
7. Услышав в кустах треск, ребята показали пятки.
8. Для спасения урожая колхозники трудились не покладая рук.
9. Бабушка встречала нас всегда с распростертыми объятиями.
10. Пуговица на куртке держалась на честном слове.


Подсказки: а) много; б) повсюду; в) убежали; г) радушно; д) усердно; е) непрочно; ж) медленно; з) быстро; и) легко; к) тщательно.


7. Подбери к словам в левом столбике фразеологизмы из правого столбика. Напиши их. 
Образец: Исчезнуть – как сквозь землю провалиться.

1. Исчезнуть
2. Постепенно
3. Обдумать
4. Неторопливо, вяло
5. Проучить, наказать
6. Сплетничать
7. Необыкновенно
8. Небрежно
9. Стремительно
10. Неразлучны

а) Сломя голову
б) Водой не разольешь
в) Спустя рукава
г) Чудеса в решете
д) Как сквозь землю провалиться
е) Пораскинуть умом
ж) Как сонная муха
з) Чесать языком
и) Шаг за шагом
к) Показать, где раки зимуют



8. Найди в правом столбике фразеологизмы с противоположным значением (антонимы). Напиши фразеологизмы парами.

1. С легким сердцем
2. Водой не разольешь
3. От горшка два вершка
4. Засучив рукава
5. Язык плохо подвешен
6. Рукой подать
7. Одержать победу
8. Воспрянуть духом
9. Себе на уме
10. Рта не закрывает
11. Выйти из себя
12. Во все лопатки

а) упасть духом
б) слова не вытянешь
в) за тридевять земель
г) взять себя в руки
д) потерпеть поражение
е) как кошка с собакой
ж) спустя рукава
з) с тяжелым сердцем
и) черепашьим шагом
к) ростом в косую сажень
л) язык хорошо подвешен
м) олух для царя небесного


  1. Исправить ошибки

1. Молчу, как рыба об лед 

2. Она ничего не делает, сидит сложив руки 

3. Пора тебе взяться за свой ум 

4. Тренер сделал хорошую мину 

5. Не мудрствуя долго 

Он прячет топор за пазухой 

6. Председатель так взял доярок за живое, что надои молока сразу увеличились 

7. В конце вечера выпускники спели свою лебединую песню.





  1. Искусный в любом деле, умеющий делать все;

  2. робкий, скромный, незаметный;

  3. непохожий на других;

  4. средний, посредственный, ничем не выдающийся;

  5. очень широкоплечий, могучего телосложения;

  6. наивный, простодушный, бесхитростный;

  7. очень опытный, бывалый;

  8. пышущий здоровьем;

  9. слабый, изнеженный;

  10. много знающий, разносторонне образованный;

  11. очень умный, мудрый, выдающийся;

  12. ничего не стоящий, не значащий;

  13. добрый, кроткий, безобидный;

  14. прикидывающийся несчастным, обиженным, беспомощным;

  15. находчивый в разговоре, в споре;

  16. первый помощник;

  17. хитрый, пронырливый;

  18. опытный;

  19. молчаливый;

  20. хитрый;

  21. очень глупый;

  22. трусливый;

  23. не хуже других;

  24. нерасторопный, недотепа.



Без году неделя,

на седьмом небе,

наступать на пятки,

раскрыв рот.



















з, 2 к, 3 а, 4 и, 5 ж, 6 б, 7 в, 8 д, 9 г, 10 е.









д, 2 и, 3 е, 4 ж, 5 к, 6 з, 7 г, 8 в, 9 а, 10 б.











з, 2 е, 3 к, 4 ж, 5 л, 6 в, 7 д, 8 а, 9 м, 10 б, 11 г, 12 и.

















1. Смешение (контаминация) разных фразеологизмов: молчать как рыба + биться как рыба об лед.

2.Изменение формы слов, входящих в состав фразеологизма: сидеть сложа руки.

3.Вставка лишних слов в состав фразеологизма: взяться за ум.

4. Неоправданное сокращение фразеологизма (нехватка нужных слов): сделать хорошую мину при плохой игре.

5. Искажение лексического состава фразеологизма (замена слов): 

не мудрствуя лукаво, прятать камень за пазухой.

6.Неудачный контекст для фразеологизма. Ошибкой является употребление фразеологизмов в контексте, вызывающем двусмысленное толкование и комический эффект (если невозможно заменить контекст, следует заменить фразеологизм):  Председатель обратился к дояркам с такой проникновенной речью, что они стали лучше работать и надои молока сразу увеличились. 7. Незнание значения фразеологизма:  Фразеологизм лебединая песня имеет значение «предсмертное произведение», нужно: заключительную, прощальную.

Самостоятельная работа.

Вариант 1

1.     В каком предложении нарушены лексические нормы?

1)     В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.

2)     Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.

3)     Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.

4)     Живописный лес тянется вдоль реки.


2.     В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1)     Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.

2)     Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.

3)     У охотников самым осторожным зверем считается шакал.

4)     Сильный ветер внезапно загудел в вышине.


3.     Отметьте предложение,  в котором допущена речевая избыточность?

1)     Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.

2)     Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.

3)     Взошло солнце и осветило всё вокруг.


4.     В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

1)     Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.

2)     Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.

3)     Три года учёбы пролетели незаметно.

4)     Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.

5.     В каком предложении ошибка  вызвана смешением  паронимов?

1)     Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.

2)     Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.

3)     Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.

4)     Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.


6.     В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

1)     В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.

2)     Окна моей комнаты выходят в сад.

3)     Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.

4)     Незнакомец показался ему человеком добрым.


7.     В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

1)     Он был бойцом не робкого десятка.

2)     Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.

3)     Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.

4)     По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.

8.     Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?

1)     По щучьему велению

2)     Не всё коту масленица

3)     Спустя рукава

4)     Сматывать удочки 


9.     В каком ряду слова не являются антонимами?

1)     Громкий - тихий

2)     Лидер – аутсайдер

3)     Дерзкий – безрассудный

4)     Активный – пассивный

10.  Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?

1)     Синонимами

2)     Антонимами

3)     Паронимами

4)     Омонимами

11.   В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является

1)     Эпитетом

2)     Сравнением

3)     Метафорой

4)     Олицетворением

12.   В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?

1)     Словообразовательном

2)     Толковом

3)     Орфографическом

4)     Энциклопедическом

13.   Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

1)     Отец узнал об этом по происшествии двух лет.

2)     Набеги кочевником привели к опустению этих земель.

3)     Крещение Руси – поворотный момент в её истории.

4)     Язык – средоточие и выражение народного духа.

14.   Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?

1)     Верста коломенская – человек очень высокого роста

2)     Прикусить язык – испугаться

3)     Без царя в голове – не иметь ума

4)     Поставить с ног на голову – исказить факты.


15.  Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном  (2)тумане, то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3) масляно - чёрных (4) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа, (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9) мягко – ласков, и воздух тоже (10) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.

16.   Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?

1)     Коренной житель – коренной вопрос

2)     Человек худой – худой мир

3)     Больной заснул – больной ребёнок

4)     Спутник Марса – спутник по дороге

5)     Пачка газет – пачка балерины

6)     Звезда эстрады – звезда на небе

17.  Найдите предложения, в которых используется оксюморон?

1)     И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в  крови. (М. Лермонтов)

2)     Будь счастлива  несчастием моим. (М. Лермонтов)

3)      Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.

4)     Мы сёла – в пепел;  грады  - в прах;  в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)



                                   Вариант 2

1.     В каком предложении нарушены лексические нормы?

1)     Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.

2)     Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.

3)     Ему вспомнились стихи, прочитанные  недавно в одном журнале.

4)     Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.

2.     В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1)     Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.

2)     Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.

3)     Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.

4)     И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».

3.     Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?

1)     Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.

2)     Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.

3)     Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.

4.     В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

1)     Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.

2)     Смелые побеждают – трусливые погибают.

3)     Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.

4)     В окнах сверкала молния, и  стёкла дрожали от грома.

5.     В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?  

1)     Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.

2)     Обед как всегда был сытным и вкусным.

3)     Царственная красота зимнего леса поразила его.

4)     Около соседского дома стояла девочка лет пяти.

6.     В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

1)     Волны моря бились о гранитные камни набережной.

2)     Я остановился в густой тени старой сосны.

3)     Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.

4)     Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.

7.     В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

1)     Так и ушли друзья несолоно хлебавши.

2)     Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.

3)     Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.

4)     Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.

8.     Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?

1)     Душа в душу

2)     Задать перцу

3)     Во весь опор

4)     Нога за ногу

9.     В каком ряду слова не являются антонимами?

1)     Сытый – голодный

2)     Альянс – союз

3)     Типичный – уникальный

4)     Хитрый – простодушный

10.  Укажите, чем являются  слова планировка – планирование?

1)     Синонимами

2)     Антонимами

3)     Паронимами

4)     Омонимами

11.  В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является

1)     Эпитетом

2)     Сравнением

3)     Метафорой

4)     Олицетворением

12.  В каком словаре можно уточнить написание слова?

1)     Словообразовательном

2)     Толковом

3)     Орфографическом

4)     Энциклопедическом

13.  Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

1)     Ей нравилась его прямота и непринуждённость.

2)     Это был человек представительской внешности.

3)     Марья была искусственная мастерица

4)     В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.

14.   Значение какого фразеологизма определено неправильно?

1)     Стоять как вкопанный – не двигаясь

2)     Бежать сломя голову – очень быстро

3)     Белая ворона – человек в белом

4)     Как снег на голову – неожиданно.

15.  Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Мещёра – остаток (1) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3) как кафедральные соборы.  Даже  старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру, - на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7) тают, стоя на месте. Сухое (8) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

(9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит.   (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

16.   Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?

1)     Здравый, мощь, добродетель, чуждый

2)     Здоровый, мощь, зима, чужой

3)     Здравый, мочь, добродетель, чужой

4)     Здоровый, мочь, зима, чуждый

17.  Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?

1)     Свеча, солнце, утюг, тулуп

2)     Корзина, кружево, зодчий, невод

3)     Ребёнок, сказка, шуба, зонтик


Ответы:

1 вариант

1)     2

2)     1

3)     2

4)     1

5)     1

6)     3

7)     4

8)     3

9)     3

10) 1

11) 3

12) 2

13) 1, 2

14) 2

15)  

1) метафора, 2) метафора, 3) эпитет,

4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение,

7) метафора, 8) эпитет, 9) эпитет,

10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.

16) 2, 5

17) 2


2 вариант

1)     1

2)     3

3)     3

4)     1

5)     1

6)     3

7)     4

8)     3

9)     2

10) 3

11) 4

12) 3

13) 2, 3

14) 3

15) 

1) метафора, 2) эпитет, 3) сравнение,

4) эпитет,  5) сравнение, 6) сравнение,

7) метафора, 8) метафора,   9) гипербола,

10) сравнение,  11) олицетворение, 

12) сравнение

 16)  1

      17)  2

Домашнее задание.

Объясните значение фразеологизмов. 
Ахиллесова пята – 
Плясать под чужую дудку – 
Бросить камень – 
Бросить перчатку – 
Авгиевы конюшни – 
Без царя в голове – 
Блоху подковать – 
Врет, как сивый мерин – 
Вывести на чистую воду – 
Держать в черном теле – 
Держи карман шире – 
Всемирный потоп – 
Строить воздушные замки – 
Разделать под орех – 
Путеводная звезда – 
Родиться в сорочке – 
Пуп земли – 
Вавилонское столпотворение – 
Глас вопиющего в пустыне – 
Камень преткновения – 
Замкнутый круг – 
Пойти по стопам – 
Зондировать почву – 
Заморить червячка – 
Пустить слезу – 
Дать стрекоча – 
Скушать судьбу – 
Играть первую скрипку – 
Ни сучка ни задоринки – 
Сматывать удочки – 
Плыть по течению - 
Доживать век – 
Исчезнуть с лица земли – 
Хлеб насущный – 
Краеугольный камень – 
Козел опущения – 
Положа руку на сердце – 
Точить лясы – 
Как свои пять пальцев – 
Проще простого – 
Первый блин комом – 
Филькина грамота – 
На птичьих правах – 
Открыть Америку – 
Смотреть сквозь розовые очки – 
Знать цену -