СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление причастий и причастных оборотов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Употребление причастий и причастных оборотов»

Урок. Употребление причастий в тексте.

Тема урока – «Употребление причастий в художественном тексте».

Результаты обучения:

  1. Предметные: научиться самостоятельно подбирать и использовать в художественном тексте одиночные причастия и причастные обороты.

  2. Метапредметные: развивать творческое мышление, совершенствовать навык самостоятельного распространения текстов.

  3. Личностные: воспитывать нравственную личность, имеющую представление о способах распространения письменной и устной речи с помощью одиночных причастий и причастных оборотов.

Тип урока – комбинированный.

Вид урока – получение новых знаний + систематизация полученных знаний.

Методы и приемы работы: репродуктивный (фиксирование записей в тетрадь), эвристический (создание проблемной ситуации, аналитическая беседа), исследовательский (творческие задания).

Ход урока

      1. Организационный момент – 2 мин.:

  • приветствие учащихся;

  • отметка отсутствующих;

  • проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Создание проблемной ситуации – 5 минут.

Слово учителя

(репродуктивный метод)








Аналитическая беседа

(эвристический метод)





Учитель читает наизусть стихотворение (2 слайд).

Мы войдём в лесную чащу —
Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,
Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий.
Там ПОЮЩИЙ соловей
И ПОЛЗУЩИЙ муравей.
В этих строчках, я замечу,
Есть особая часть речи.
(Причастие)


После выразительного прочтения стихотворения учитель задает несколько вопросов (3 слайд):

– О какой части речи идет речь? Докажите примерами из текста. (Причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечающая на вопрос какой?, какая?, какие? и др. Рычащий – причастие, поскольку отвечает на вопрос какой? и образовано от глагола «рычать»; протоптанные – причастие, поскольку отвечает на вопрос какие? и образовано от глагола «протоптать»; испуганный – причастие, поскольку отвечает на вопрос какой? и образовано от глагола «испугать»; поющий – причастие, поскольку отвечает на вопрос какой? и образовано от глагола «петь»; ползущий – причастие, поскольку отвечает на вопрос какой? и образовано от глагола «ползти»).

– Картину какого пространства рисует нам данное стихотворение? (Пространство леса).

– Кто населяет лес в данном стихотворении? Какими представлены животные леса? (Рычащими, ползущими, поющими – движущимися, активными).



  1. Работа по формулированию темы урока – 3 мин.


Беседа по вопросам

(эвристический метод)

- Почему данное стихотворение можно назвать текстом? (Предложения связаны общей мыслью – описание природы леса).

- Почему данный текст можно назвать художественным? (Текст, в котором при помощи слов, звуков, синтаксических конструкций создается художественная атмосфера, в которую погружается читатель/слушатель называется художественным).

- Итак, на основе ключевых слов «ПРИЧАСТИЕ», «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ», «ТЕКСТ» сформулируйте тему урока. («Употребление причастий в художественном тексте»).

Учитель на доске открывает слова-действия (дети должны сформулировать задачи урока):

- Глагол «употреблять» - Задача: «Употреблять причастия в тексте»;

- Глагол «подбирать» - Задача: «Подбирать причастия по заданной теме»;

- Глагол «украшать» - Задача: «Словесно украшать текст причастиями и причастными оборотами».

- Глагол «исправлять» - Задача: «Исправлять ошибки в предложениях с неправильным употреблением причастий».



  1. Актуализация информации по заданной теме – 15 минут.
















    Представление подготовленного доклада.



    Работа в парах










































    Написание текста на основе картины и выписанных ранее причастий (творческий метод)

    - Рассмотрите внимательно картину Бориса Кустодиева «Ярмарка» 1906г. Почему картина так названа? Что изображено на ней? (Ребята рассказывают о том, что они видят, делятся своими впечатлениями).



    - О художнике и истории создании картины расскажет _______________ (докладчик).




    - Прочитайте, докажите, что перед вами художественный текст:

    Уже с утра толпы народа нарядно одетого тянутся на ярмарку. Белеющие платки и рубахи украшенные дивными цветами нарядно пестреют на всем пространстве торговых рядов. Два старика остановившиеся на какое-то мгновение говорят о ценах торговцев. Девочка держащая в руках красивую куклу жадно разглядывает игрушки на прилавке. Мальчик задумавшийся о чем-то очень важном стоит около лавки со сладостями.

    Примерный ответ: данные предложения связаны между собой и посвящены описанию ярмарки.

    - Найдите причастия, которые есть в данном тексте. Обоснуйте свой ответ.

    Одетого (какого?) одеть (глагол)

    Белеющие (какие?) белеть (глагол)

    Украшенные (какой?) украсить (глагол)

    Остановившиеся (какие?) остановиться (глагол)

    Держащая (какая?) держать (глагол)

    Задумавшийся (какой?) задуматься (глагол)

    - Почему данный текст тяжел для прочтения? Чего не хватает? (В данном предложении нет знаков препинания).

    - В чем трудности постановки знаков препинания при причастном обороте? (Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то нужно поставить запятые, а если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятые не нужны).

    - Расставьте недостающие знаки препинания.

    Уже с утра толпы народа, нарядно одетого, тянутся на ярмарку. Белеющие платки и рубахи, украшенные дивными цветами, нарядно пестреют на всем пространстве торговых рядов. Два старика, остановившиеся на какое-то мгновение, говорят о ценах торговцев. Девочка, держащая в руках красивую куклу, жадно разглядывает игрушки на прилавке. Мальчик, задумавшийся о чем-то, с важном стоит около лавки со сладостями.

    - Перед вами автопортрет Бориса Кустодиева. Какая картина называется автопортрет? (Художник пишет себя сам).



    - Используя найденные вами ранее причастия, составьте несколько связанных между собой предложений об этом автопортрете.

    Используйте слова для справок:

    На картине мы видим…, на первом плане…, на заднем плане, взгляд художника, русское гулянье…

    Пример ответа учащихся:

    На картине мы видим Бориса Кустодиева, одетого в соболью шубу. Остановившийся на мгновение взгляд художника задумчив и весел, в нем нет грусти. Художник, держащий одну руку в кармане, похож на купца, вышедшего на недолгую прогулку и вдруг остановившегося. На заднем плане мы видим украшенные кремлевские стены, белеющий снег на ветках деревьев и на крышах домов.

  2. Работа по теме урока – минут.

Работа со словарями

(частично-поисковый метод).



Представление собранной информации (творческий метод)



Проблемная дискуссия



Работа в парах (метод мозгового штурма)




Работа с черновиком и обсуждение


В течение нескольких минут ребята рассматривают картину Бориса Кустодиева «Масленица». Прочитайте данный ниже предложения, найдите и исправьте в них грамматические ошибки.



      1. Дерево, покрытое шапками инея, создает дополнительную легкость и даже облачность.

      2. Вышедшие на улицу люди радостно общаются с торговцами, веселятся.

      3. Беззаботные ребятишки мчащиеся на санках с горки создают на картине динамику.