СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление в речи стилистически ограниченной лексики

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Употребление в речи стилистически ограниченной лексики»

Тема урока: «Употребление в речи стилистически ограниченной лексики»



Дидактические задачи (цель учебного занятия):

- систематизировать и обобщать сведения словах, используемых в разных социальных группах: жаргон, арго, профессиональная лексика и другие группы лексики,

- определить понятия «лексика ограниченного употребления»;

- научить подбирать синонимы к словам необщеупотребительной лексики.

Развивающие задачи:

- развивать языковое чутьё учащихся;

- развивать лексикон учащихся;

- развивать навык самостоятельной исследовательской работы;

- учить строить логическую цепочку рассуждений.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к русскому языку его изобразительной, эмоциональной и воспитательной силе;

- воспитывать коммуникативную культуру;

- уметь участвовать в диалоге;



Ход урока



Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П. А.Вяземский

1.Организационный момент.

2. Повторение изученного

1) объяснительный диктант по теме «Правописание приставок»;

2) инд. задания: упражнения на правописание приставок ПРЕ и ПРИ, на З и С, не изменяемых на письме.

2. Актуализация знаний.

1) Работа с эпиграфом

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Вяземского: «Язык есть исповедь народа, /В нём слышится его природа, /Его душа и быт родной».

  • Ребята, как вы понимаете данное выражение?

(Ответы учащихся).

Да, действительно, в языке мы видим народ, его мечты, его интересы.

На сегодняшнем уроке мы начнём разговор о лексике с точки зрения сферы употребления.

2) Беседа

Арготизмы фр. Argot - замкнутый недеятельный – речь определенных замкнутых групп (воров, бродяг). Это засекреченный, искуственный язык преступного мира.

Жаргон- социальная разновидность речи, используемая узким кругм носителей языка, объединенных общностью интересов.

Термины используются в той или иной области науки людьми разных профессий

- Какая это лексика? (профессиональная, т.е. профессионализмы)

- В каждой колонке записаны слова. К какой группе слов они относятся? Дайте названия колонкам. (Дети оформляют в тетрадь таблицу)

Тема урока звучит так: «Употребление в речи стилистически ограниченной лексики»

- Сформулируйте цели урока.

В ходе урока мы выясним:

– какими сферами жизнедеятельности человека может быть ограничена лексика;

– в чём особенности функционирования слов ограниченной сферы употребления.

- Дополните колонки своими примерами

3) Работа с таблицей

Лексика ограниченного употребления






Диалектизмы

Просторечия

Профессионализмы.


Термины

Жаргонные слова. Арготизмы

Употребление ограничено

Территорией

Степенью владения нормами языка

Профессиональной деятельностью

Использованием социальными группами

1.Северорусское

а) оканье: [молоко]

б) Дат. п. вместо Тв. п.:пошли за грибам да за ягодам

в) отсутствие [й]: он делат

г) чоканье, цоканье: [цасы], [курича]

2. Южнорусское

а) аканье [малако]

б) фрикативный [г]

в) [т’] на конце глаголов: иду[т’], несу[т’]

3. Лексические диалектизмы: понева, балка




1.В произношении: ко[н’]феты, капр[ы]зный, шпи[й’]он, ради[в]о, тра[н]вай, бои[сc’]я, жиз[и]нь, ко[л’]идор

2. В морфологии: хочут, хотишь, пекём, текёт, всю повидлу, вкусный яблок, нет местов, делов, выпимши

Термины:

Лингвистика, лексика, диалект, синоним, антоним

Профессиональный жаргон

Мотор на тридцать лошадей, штаны (часть глушителя), хвост, задолжник, баранка, вертушка

Школьный сленг: училка, учиха, физра, клёво, контроша, шпора, матан,

.

3. Закрепление

1) Выборочный диктант. (Пособие И.А.Золотухиной М «Просвещение.» 2013, стр. 66)

2) Диктант (А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку» М. «Просвещение» 2000, стр. 87 – 88)

3. Сообщения учащихся

1) о диалектизмах, свойственных нашему региону (Ставропольский край)

а) фонетические: кар[ы]е глаза, тр[ы]дцать; [у]нучок, С[О]колов, Ч[Э]рнов;

б) грамматические: ездиют, пойду до бабушки, поеду на Грачёвку, у городе живёт;

в) лексические: карчи (притопленные коряги), синенькие (баклажаны), горчица (горький перец), истиликаться (нервничать)

2) о профессиональном жаргонизмах:

а) медицинские: физра – физиологический раствор, капать – ставить капельницу,

б) жаргон авомехаников: на ручке – автомобиль с механической коробкой передач, тряпка – тканевый салон, шкура – кожаный салон

в) жаргон риэлторогв: двушка – 2-комнатная квартира, коробка – квартира без внутренней отделки

3) о молодёжном сленге

4. Составление кластера

1)Теперь выделим блоки, которые будут отражены в кластере. Работаем в парах.

При работе вам помогут следующие вопросы:

– На какие две группы можно разделить лексику современного русского языка с точки зрения сферы употребления?

– Какие факторы, условия ограничивают употребление того или иного слова? (Территория – место жительства, профессиональная деятельность, социальная принадлежность)

– Исходя из этого, как можно озаглавить блоки?

Обсуждение в группе.

Определились с блоками. Теперь создайте в паре кластер и представьте ее (работу представляют выборочно несколько пар). Изобразите получившийся кластер в рабочей тетради. (Возможный вариант кластера).



5. Подведение итогов

Язык неоднороден, в частности, лексический состав языка. Есть общеупотребительная лексика и лексика ограниченной сферы употребления. В этом его сила и слабость. Сила в том, что многообразие его ресурсов помогает создать исключительно выразительную, точную и красивую речь. А слабость и уязвимость языка напрямую связана со степенью владения им его носителями. Для обиходного общения достаточно крайне малого количества слов, и все богатейшие средства могут быть невостребованными неграмотным населением и постепенно исчезать. Об этом преупреждают российские писатели и поэты.

Выступления учащихся:

  1. Сибирский говорок

Спроси попутчика: - Бывает? – Тебе ответит он: - Быват. – Ты скажешь: - Дождик поливает. – Он согласится: - Поливат

В.Сидоров

2. Родное слово

Кладь, медунка, подполозок, соты – С детства мил мне этот лексикон. Чувства меры нету у кого-то – Говорили: «Обудоха он» Из какого древнего запкечья Это слово вышло за порог? Даже Даль, подвижник русской речи Натакаться на него не мог.

Я.Вохменцев

  1. Слова России

С детства вслушивался я в слово,

Я, как птицу, его ловил.

Что ни слово – мне было ново,

Слово ел я и слово пил.

Слышал: тутошний, слышал: тамошний,

Слышал ёмкое – напрямки,

В речке камешки звали - камушки,

Звали ямы с водой – буки…

Н.Браун

4.Костромской говор

Всю жизнь я верен звуку «о» - На то и костромич! Он – речи крепкое звено, Призыв и древний клич. И, говор предков сохранив, Я берегу слова ПОсад, ПОлома, КОлогрив, - Покуда речь жива

С.Марков

Домашнее задание

Выполнить упр. 38 с. 38