Тема урока: «Употребление в речи стилистически ограниченной лексики»
Дидактические задачи (цель учебного занятия):
- систематизировать и обобщать сведения словах, используемых в разных социальных группах: жаргон, арго, профессиональная лексика и другие группы лексики,
- определить понятия «лексика ограниченного употребления»;
- научить подбирать синонимы к словам необщеупотребительной лексики.
Развивающие задачи:
- развивать языковое чутьё учащихся;
- развивать лексикон учащихся;
- развивать навык самостоятельной исследовательской работы;
- учить строить логическую цепочку рассуждений.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к русскому языку его изобразительной, эмоциональной и воспитательной силе;
- воспитывать коммуникативную культуру;
- уметь участвовать в диалоге;
Ход урока
Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа, Его душа и быт родной. П. А.Вяземский |
1.Организационный момент.
2. Повторение изученного
1) объяснительный диктант по теме «Правописание приставок»;
2) инд. задания: упражнения на правописание приставок ПРЕ и ПРИ, на З и С, не изменяемых на письме.
2. Актуализация знаний.
1) Работа с эпиграфом
Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Вяземского: «Язык есть исповедь народа, /В нём слышится его природа, /Его душа и быт родной».
Ребята, как вы понимаете данное выражение?
(Ответы учащихся).
Да, действительно, в языке мы видим народ, его мечты, его интересы.
На сегодняшнем уроке мы начнём разговор о лексике с точки зрения сферы употребления.
2) Беседа
Арготизмы фр. Argot - замкнутый недеятельный – речь определенных замкнутых групп (воров, бродяг). Это засекреченный, искуственный язык преступного мира.
Жаргон- социальная разновидность речи, используемая узким кругм носителей языка, объединенных общностью интересов.
Термины используются в той или иной области науки людьми разных профессий
- Какая это лексика? (профессиональная, т.е. профессионализмы)
- В каждой колонке записаны слова. К какой группе слов они относятся? Дайте названия колонкам. (Дети оформляют в тетрадь таблицу)
Тема урока звучит так: «Употребление в речи стилистически ограниченной лексики»
- Сформулируйте цели урока.
В ходе урока мы выясним:
– какими сферами жизнедеятельности человека может быть ограничена лексика;
– в чём особенности функционирования слов ограниченной сферы употребления.
- Дополните колонки своими примерами
3) Работа с таблицей
Лексика ограниченного употребления |
| | | | |
Диалектизмы | Просторечия | Профессионализмы. | Термины | Жаргонные слова. Арготизмы |
Употребление ограничено |
Территорией | Степенью владения нормами языка | Профессиональной деятельностью | Использованием социальными группами |
1.Северорусское а) оканье: [молоко] б) Дат. п. вместо Тв. п.:пошли за грибам да за ягодам в) отсутствие [й]: он делат г) чоканье, цоканье: [цасы], [курича] 2. Южнорусское а) аканье [малако] б) фрикативный [г] в) [т’] на конце глаголов: иду[т’], несу[т’] 3. Лексические диалектизмы: понева, балка | 1.В произношении: ко[н’]феты, капр[ы]зный, шпи[й’]он, ради[в]о, тра[н]вай, бои[сc’]я, жиз[и]нь, ко[л’]идор 2. В морфологии: хочут, хотишь, пекём, текёт, всю повидлу, вкусный яблок, нет местов, делов, выпимши | Термины: Лингвистика, лексика, диалект, синоним, антоним | Профессиональный жаргон Мотор на тридцать лошадей, штаны (часть глушителя), хвост, задолжник, баранка, вертушка | Школьный сленг: училка, учиха, физра, клёво, контроша, шпора, матан, |
.
3. Закрепление
1) Выборочный диктант. (Пособие И.А.Золотухиной М «Просвещение.» 2013, стр. 66)
2) Диктант (А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку» М. «Просвещение» 2000, стр. 87 – 88)
3. Сообщения учащихся
1) о диалектизмах, свойственных нашему региону (Ставропольский край)
а) фонетические: кар[ы]е глаза, тр[ы]дцать; [у]нучок, С[О]колов, Ч[Э]рнов;
б) грамматические: ездиют, пойду до бабушки, поеду на Грачёвку, у городе живёт;
в) лексические: карчи (притопленные коряги), синенькие (баклажаны), горчица (горький перец), истиликаться (нервничать)
2) о профессиональном жаргонизмах:
а) медицинские: физра – физиологический раствор, капать – ставить капельницу,
б) жаргон авомехаников: на ручке – автомобиль с механической коробкой передач, тряпка – тканевый салон, шкура – кожаный салон
в) жаргон риэлторогв: двушка – 2-комнатная квартира, коробка – квартира без внутренней отделки
3) о молодёжном сленге
4. Составление кластера
1)Теперь выделим блоки, которые будут отражены в кластере. Работаем в парах.
При работе вам помогут следующие вопросы:
– На какие две группы можно разделить лексику современного русского языка с точки зрения сферы употребления?
– Какие факторы, условия ограничивают употребление того или иного слова? (Территория – место жительства, профессиональная деятельность, социальная принадлежность)
– Исходя из этого, как можно озаглавить блоки?
Обсуждение в группе.
Определились с блоками. Теперь создайте в паре кластер и представьте ее (работу представляют выборочно несколько пар). Изобразите получившийся кластер в рабочей тетради. (Возможный вариант кластера).
5. Подведение итогов
Язык неоднороден, в частности, лексический состав языка. Есть общеупотребительная лексика и лексика ограниченной сферы употребления. В этом его сила и слабость. Сила в том, что многообразие его ресурсов помогает создать исключительно выразительную, точную и красивую речь. А слабость и уязвимость языка напрямую связана со степенью владения им его носителями. Для обиходного общения достаточно крайне малого количества слов, и все богатейшие средства могут быть невостребованными неграмотным населением и постепенно исчезать. Об этом преупреждают российские писатели и поэты.
Выступления учащихся:
Сибирский говорок
Спроси попутчика: - Бывает? – Тебе ответит он: - Быват. – Ты скажешь: - Дождик поливает. – Он согласится: - Поливат
В.Сидоров
2. Родное слово
Кладь, медунка, подполозок, соты – С детства мил мне этот лексикон. Чувства меры нету у кого-то – Говорили: «Обудоха он» Из какого древнего запкечья Это слово вышло за порог? Даже Даль, подвижник русской речи Натакаться на него не мог.
Я.Вохменцев
Слова России
С детства вслушивался я в слово,
Я, как птицу, его ловил.
Что ни слово – мне было ново,
Слово ел я и слово пил.
Слышал: тутошний, слышал: тамошний,
Слышал ёмкое – напрямки,
В речке камешки звали - камушки,
Звали ямы с водой – буки…
Н.Браун
4.Костромской говор
Всю жизнь я верен звуку «о» - На то и костромич! Он – речи крепкое звено, Призыв и древний клич. И, говор предков сохранив, Я берегу слова ПОсад, ПОлома, КОлогрив, - Покуда речь жива
С.Марков
Домашнее задание
Выполнить упр. 38 с. 38