СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление человеческими ресурсами

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Управление человеческими ресурсами»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»





Направление подготовки:
менеджмент в образовании


Основная (профессиональная) образовательная программа:
экономика и управление


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
"Управление человеческими ресурсами" на тему

«Реализация принципа лидерства в образовательной организации»




Обучающейся 3 курса
Заочной формы обучения
Остапенко Ксении Викторовны


Преподаватель:
кандидат педагогических наук, доцент

кафедра управления образованием и кадрового менеджмента
Агапова Елена Николаевна


Санкт-Петербург
2021

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................2
Глава 1. Теоретические основы лидерства
1. Лидерство, как принцип менеджмента качества..............................................4
1.1 Значение лидера в образовательной организации.........................................9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.......................................................................................14

Глава 2. Исследование лидерства в образовательном учреждении
2.1 Краткая характеристика образовательного учреждения.............................15
2.2 Анализ принципа лидерства в образовательном учреждении...................17

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.......................................................................................22

Глава 3 Пути совершенствования стиля управления
3.1 Предложения по совершенствованию реализации лидерства...................21

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.......................................................................................26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................27

Источники и литература.......................................................................................29
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................................32





















ВВЕДЕНИЕ

Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций. Один из важнейших принципов менеджмента качества- это лидерство руководства.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Лидерство можно описать как процесс социального влияния, в котором один человек может заручиться помощью и поддержкой других в выполнении общих задач. Лидер обладает такими чертами как: инициативность, энергия, уверенность в себе, настойчивость, мужественность, способность доминировать. Люди с такими чертами упорно добиваются своих целей, они весьма амбициозны. Когнитивный потенциал включает в себя интеллект, аналитические и вербальные способности, поведенческую гибкость и здравый смысл. Люди с этими чертами в состоянии сформулировать пути решения сложных проблем, хорошо работают в условиях стресса или сжатых сроков, адаптируются к меняющейся ситуации, и создают хорошо продуманные планы на будущее.

Лидеры существуют для того, чтобы в любой компании они формировали единую тактику и стратегию её развития, чтобы весь механизм руководства функционировал в виде четкой структуры, основанной на иерархичности. Они создают и поддерживают среду, в которой сотрудники работают на реализацию целей компании.

Цель работы: исследование лидерства в образовательной оранизациии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие принципа лидерство руководства;
2) проанализировать средства и методы реализации принципа лидерства в образовательном учреждении.
3) дать краткую характеристику образовательному учреждению;
4) разработать предложения по совершенствованию реализации принципа лидерства;

Объект исследования: управление лидерства в образовательном учреждении.

Предмет исследования: лидертсво руководства в управлении образовательного учреждения.



















Глава 1. Теоретические основы лидерства

1. 1 Лидерство, как принцип менеджмента качества


В стандартах ИСО серии 9000 определены восемь принципов менеджмента качества для использования высшим руководством организации с целью улучшения ее деятельности:

  • ориентация на потребителя;

  • лидерство руководителя;

  • вовлечение работников;

  • процессный подход;

  • системный подход к менеджменту;

  • постоянное улучшение;

  • принятие решений, основанное на фактах;

  • взаимовыгодные отношения с поставщиками.


Данные принципы -это набор базовых ценностей, составляющих основу поведения или какой-либо деятельности. При внедрении стандарта ИСО 9001 руководство организации должно понимать концепцию и методологию, вытекающие из принципов менеджмента качества.

Эти восемь принципов менеджмента качества были взяты за основу при разработке стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000.

Один из важнейших принципов- лидерство руководства. Ю.П. Адлер считает, что лидерство – это пусковой механизм работы системы качества. И без него СК скорее фикция, чем реальность.
Лидерство требуется для всех компонентов системы, - писал Деминг. И прежде всего, нужна лидирующая роль руководства, без которой конструктивные преобразования затруднены или вообще невозможны.
Лидерство как ключевой принцип менеджмента качества отражает личностный аспект, лежащий в основе построения системы менеджмента качества.
Сегодня литературы о лидерстве, включая книги, отдельные статьи и публикации сегодня настолько много, что становится очевидной острая необходимость в сильных, энергичных, целостных, основательных, компетентных, преданных и приверженных качеству, имеющих глубокие ценности и идеи лидерах.
Для того чтобы сегодня быть успешным руководителем любого уровня, необходимо быть лидером, иметь лидерский уровень развития всех необходимых навыков. Но проявление лидерских качеств различно на разных уровнях управления. На низовом уровне управления лидерство проявляется в знании сильных и слабых сторон членов коллектива, умении распределять работу, оказывать мотивирующее воздействие на работников, способности к конструктивному разрешению конфликтов. На уровне руководителей среднего звена лидерство находит проявление в творческой реализации стратегии компании, в организации дела, направленного на постоянные улучшения, высоком профессионализме, умении делегировать полномочия, ориентации на развитие сотрудников, умении достичь поставленных целей. На уровне топ - менеджмента лидерство проявляется в умении формулировать стратегию компании и вдохновить работников на ее реализацию, создании новых возможностей для работников и умении управлять изменениями, субъектная позиция.Адлер отмечает, что лидерство необходимо на всех уровнях управления. А Лапидус р ассматривает л идерство к ак систему и п латформу д ля преобразо ваний, приз ывая образо вывать крит ическую массу л идеров.
Адлер говорит: лидерство как любовь. Все о нем написано, но никто толком не знает, что это такое. Наиболее значимое лидерство – это лидерство в высшем руководстве. Ведь как бы оно ни было развито на местах, если командир кор абля решил ост аться в ти хой гавани, а не пус каться на по иски Обето ванной зем ли Качеств а, сколько б ы матросы н и старалис ь, качество и м будет то лько снитьс я.
Лидеро м руководит мечт а и вера в пр авоту свое го дела.
Лидерство – это « положение в об ществе, которое х арактеризуетс я способност ью занимаю щего его л ица направ лять и орг анизовыват ь коллекти вное поведе ние некотор ых или все х его члено в».
Лидерство - это в ласть, осу ществляема я одним ил и нескольк ими индиви дами. Приче м, власть, котор ая не нужд ается в пр именении с илы, хотя и и меет ее (А длер).


Лидерст во – это в лияние, которое от вечает сле дующим усло виям: посто янство, широт а охвата, о днозначная н аправленност ь, авторитет ность.
1) влияние до лжно быть посто янным. К л идерам нел ьзя причис лять людей, о казывающих хот я и большое, но р азовое, кр атковремен ное воздейст вие на чле нов группы;

2) руковод ящее возде йствие лидер а должно осу ществлятьс я на всю гру ппу (орган изацию). Из вестно, что в нутри любо го крупного объе динения су ществует нес колько или д аже множест во центров ло кального в лияния. Пр ичем посто янному вли янию со сторо ны членов гру ппы подвер гается и с ам лидер. Особе нностью ли дера являетс я широта е го влияния;

3) лидер до лжен иметь я вный приор итет во вл иянии. Отно шения лидер а и ведомы х отличают ас имметричност ь, неравенст во во взаи модействии, о днозначная н аправленност ь воздейст вия от лидер а к членам гру ппы;

4) влияние л идера, особе нно организ ационного, до лжно опират ься не на прямое при менение си лы, а на а вторитет и ли хотя бы пр изнание пр авомерност и руководст ва. Диктатор, с илой удерж ивающий гру ппу в подч инении, - это не л идер. Следует от метить, что не все а вторы счит ают несовмест имым лидерст во и посто янное наси лие.
Лидерст во - это, пре жде всего от ветственност ь и то пол номочие, которое не льзя делег ировать, требу ющее внутре ннего согл асия челове ка. Ответст венность же н а себя либо берут, л ибо нет. Д аже в тех с лучаях, ко гда ответст венным наз начают, требуетс я внутреннее со гласие чело века, иначе все пре вращается в пусту ю формальност ь. Лидерст во – это то по лномочие, которое не льзя делег ировать. Е го надо либо пр инять с ра достью и нест и с честью, л ибо просто ото йти в сторо ну.
Истинное л идерство – это р абота преж де всего н ад собой. Л идера отлич ает ясност ь, убедите льность иде й, глубина убе ждений и посто янная гото вность учит ься. Лидер ы размышля ют над лич ными ценност ями и увяз ывают с ни ми свое собст венное пове дение, вид ят новый, необ ычный способ у довлетворе ния некой че ловеческой потреб ности, в че м бы она н и выражалас ь, имеют не поколебиму ю веру в пр авоту дела и об ладают способ ностью вдо хновить и по вести за собо й массы лю дей.
Лидер форму лирует мисс ию, котора я должна все лять веру и о дновременно у креплять р азум, и ви дение, которое от вечает на пр актический во прос: кем м ы должны ст ать, чтобы б ыть в состо янии удовлет ворять наш их клиенто в. Одной и то й же мисси и могут соот ветствоват ь несколько р азных виде ний. Различ ия обуслов лены тем, к акой путь в ыбирает ор ганизация. М иссия являетс я причиной, а в идение – резу льтатом.
Лидером яв ляется чело век, выпол няющий сво ю миссию, по дающий лич ный пример не то лько в професс иональном, но и в собст венном здоро вом жизнен ном простр анстве.
Если нет л идерства, реч и не может б ыть о качест ве. Такой жест кий вывод де лает Ю.П. А длер. Адлер го ворит о то м, что цен ности лидер а входят в компанию и ост аются там д аже после у хода лидер а. Этот вы вод говорит об от ветственност и, которую ру ководитель берет н а себя.





































1.1.2 Значение лидера в образовательной организации

Руководители обес печивают е динство це ли и напра вления деяте льности ор ганизации. И м следует соз давать и по ддерживать в нутреннюю сре ду, в которо й работник и могут быт ь полность ю вовлечен ы в решение з адач орган изации.

Совершенно оче видно, что ус пех организ ации опреде ляется сово купностью м ножества р азличных ф акторов, о днако не все о ни в одина ковой степе ни влияют н а него. Име нно руково дитель и е го команда о пределяют су дьбу орган изации в ко нкурентной бор ьбе.

Согласно стандарту ИСО 9001, высшее руководство должно:

  • информировать всех сотрудников компании насколько важно выполнять требования клиентов, а также требования законодательной сферы.

  • разрабатывать политику, относящуюся к качеству выпускаемых товаров и оказываемых услуг.

  • обеспечивать разработку целей в области качества.

  • обеспечивать компанию необходимыми ресурсами (сотрудники, информация, финансы, оборудование, помещение)

  • осуществлять анализ, в результате которого можно было бы обозначить решения и шаги, направленные на повышение эффективности СМК, улучшению продукции или услуг в соответствии с ожиданиями потребителей. лидерство руководство управление влияние.

Применение пр инципа лидерст ва обычно пр иводит к:

- учету потреб ностей все х заинтересо ванных сторо н, включая потреб ителей, вл адельцев, сотру дников, пост авщиков, ф инансистов, мест ных сообщест в и общест ва в целом;

-установле нию четкого в идения буду щего орган изации;

-установле нию ключев ых целей и з адач;

-созданию и по ддержанию об щих ценносте й, справед ливости и эт ических мо делей на все х уровнях ор ганизации;

- установле нию довери я и устране нию страха;

-обеспече ние людей необ ходимыми ресурс ами, професс иональной по дготовкой и с вободой де йствовать с чу вством ответст венности и по дотчетност и;

-стимулиро ванию, поо щрению и пр изнанию вк лада сотру дников.


Если орган изация получ ает сертиф икат ИСО 9001, то те м самым он а подтверж дает, что в её де ятельности пр инцип лидерст ва руководст ва являетс я одним из ос новополага ющих, наря ду с други ми принцип ами, котор ые определ яет ИСO 9001.

Следовательно, ру ководитель обр азовательно й системы до лжен влият ь на ценност ные аспект ы сознания л юдей, на и х культуру, в идения буду щего. Руко водство не с водиться ис ключительно к у мению дого вориться с пе дагогами и ли найти ко мпромисс, это- преобразов ание культур ы школьной ор ганизации, н ацеленност ь на внутре нние измене ния.

Определение по нятия "лидер" в с ловаре Оже гова- глав а, руковод итель, чело век, пользу ющийся автор итетом и в лиянием в к аком-либо ко ллективе.

Руководитель -это стр атег, разр аботчик "об щих правил и гры", новы х идей, на ос новании котор ых развиваетс я концепци я школы. Пре доставление уч ителям творчес кой и професс иональной с амостоятел ьности, ин ициативы, пе дагогическо й предприи мчивости.

Лидерская ко мпетенция о пределяетс я нами как с пособность и гото вность к ре шению лидерс ких задач: в идения цел и, мотивац ии себя и дру гих на ее дост ижение, ор ганизации де ятельности по ее дост ижению.



Рисунок 1. Принцип - лидерства руководства

Согласно ме неджменту к ачества, о дин из при нципов эффе ктивного ме неджмента – л идерство ру ководства, ес ли этот пр инцип не соб людается, ор ганизация не я вляется ко нкурентоспособ ной. Заказ н а лидеров в обр азовании фор мируется ус ловиями, в котор ых находитс я система обр азования се йчас. Наибо лее заметн ыми лидерс кие отноше ния делаютс я в тех случ аях, когда пере д группой сто ит задача пере хода из од ного состо яния в дру гое, напри мер, в реж им развити я образовате льного учре ждения. Нест абильные по литические, э кономическ ие условия в м ире и стра не сегодня требу ют не просто у правленцев, а л идеров. Систе ма образов ания Росси и находится пер манентно в ус ловиях рефор мирования, что фор мирует потреб ность в ру ководителя х-лидерах.

Практика по казывает, что н и один фактор не обес печивает бо льшую выго ду и пользу д ля организ ации, чем эффе ктивное ли дерство. Л идеры нужн ы для опре деления це лей и задач, д ля организ ации, коор динации, обес печения ме жличностны х контакто в с подчине нными и выбор а оптималь ных, эффект ивных путе й решения те х или иных проб лем. Очеви дно, что ор ганизации, г де наличест вуют лидер ы, могут дост ичь всего это го гораздо б ыстрее, че м организа ции без ли деров.

В менеджме нте лидерст во являетс я ключевой с итуационно й переменно й, определ яется качест вами руково дителя, и по дчиненных, с итуацией.

Выделяют фор мальное и нефор мальное ли дерство. В пер вом случае в лияние на по дчиненных о казывается с поз иций заним аемой долж ности. Про цесс влиян ия на люде й через лич ные способ ности, уме ния и друг ие ресурсы по лучил назв ание нефор мального л идерства.

-формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

-неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Считается, что и деальным д ля лидерст ва являетс я сочетание д вух основ в ласти: лич ностной и ор ганизацион ной.

Решение проб лем, возни кающих, пере д группами л юдей при дост ижении ими об щей цели ре шалось путе м сплочени я вокруг о дного лидер а. В предпр инимательст ве этот ти п лидерств а является ос новным. Это поз воляет за счет ко нцентрации в ласти в од них руках ре шать сложн ые задачи в ыживания.

В целом ли дерство ру ководителя пр изнается пос ледователя ми тогда, ко гда он уже до казал свою ко мпетентност ь и ценност ь для отде льных сотру дников, гру пп и орган изации в це лом. Наибо лее характер ными черта ми эффекти вного лидер а являются:

-видение с итуации в це лом;

-способность к ко ммуникация м;

-доверие сотру дников;

-гибкость пр и принятии ре шений.

























ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Фено мен лидерст ва коренитс я в самой пр ироде чело века и общест ва. Из это го следует, что д иректор шко лы должен вест и за собой, уч ить учитьс я, создават ь образ бу дущего. В н аше же вре мя хороший ру ководитель ор ганизации - это че ловек, котор ый одновре менно являетс я лидером и эффе ктивно упр авляет сво ими подчине нными. Таким образо м, необход имо еще раз с казать, что руководитель ор ганизации до лжен быть л идером, способ ным правил ьно опреде лить страте гию организ ации, согл асовать ее и до вести до с ведения персо нала.

Высшее руководство должно безоговорочно выполнять требования разделов “Система менеджмента качества”, “Ответственность руководства”, “Менеджмент ресурсов”, “Измерение, анализ и улучшение” стандарта ИСО 9001.
Важнейшая це ль — удовлет воренность потреб ителя, в н ашем случае уче ника, родите ля.














Глава 2. Исследование лидерства в образовательном учреждении
2.1 Краткая характеристика образовательного учреждения


Госуд арственное б юджетное об щеобразовате льное учре ждение гим назия
№ 70 Петро градского р айона Санкт- Петербурга.

Образовательное учре ждение соз дано Комитето м по образо ванию Санкт- Петербурга и У правлением обр азования Петро градской а дминистрац ии на осно вании распор яжения Мэр а Санкт-Петербур га в 1994 го ду. Учрежде ние называ лось госуд арственным обр азовательн ым учрежде нием средне го (полного) об щего образо вания гимн азией №70. Г имназия высту пила право преемником сре дней общеобр азовательно й школы № 70, соз данной в 1 938 году. В 1 941 г. в з дании школ ы находилс я штаб фор мирования д ивизии наро дного ополче ния Петрогр адского ра йона, в 194 2 г. – нахо дился воен ный госпит аль. В 1944 го ду школа возоб новила сво ю работу к ак образов ательное учре ждение.

Структура г имназии №70 состо ит из трех по дразделени й: дошколь ное отделе ние, начал ьная школа, ст аршая школ а.

Администрация д анного обр азовательно го учрежде ния состоит из:

  1. Директора

  2. Заместитель д иректора по У ВР;

  3. Заместитель д иректора по У ВР (9-11 к лассы);

  4. Заместитель д иректора по У ВР (5-8 кл ассы);

  5. Заместитель д иректора по У ВР (информ ационные те хнологии);

  6. Заместитель д иректора по У ВР (началь ные классы);

  7. Заместитель д иректора по В Р;

  8. Заместитель д иректора по А РХ;

  9. Заведующая до школьным от делением.



































2.2 Анализ принципа лидерства в образовательном учреждении

Иссле дование о пр инципе лидерст во руководст ва проводи лось в ГБОУ г имназии №70. Т ак как обр азовательное учре ждение вкл ючает в себ я три здан ия, соответст венно три р азделения н а детский с ад, началь ную школу и ст аршую школу, сфор мировалась о пределенна я политика к аждого "от дельного" з дания. В к ачестве ан ализа лидерст ва руководст ва был про ведён опрос в з дании "Нач ального обр азования" сре ди 10 учите лей началь ных классо в.

Исходя из то го, что ли дерство-это к лючевой пр инцип мене джмента качест ва отражаю щий личност ный аспект, в исс ледовании о ценивались л идерские к ачества и ст иль руково дства замест ителя дире ктора по учеб но-воспитате льной работе в н ачальной ш коле.

Определение сте пени выраже нности лидерс ких качест в определя лось по тесту ( Приложение А). Эт а методика пре дназначена д ля того, чтоб ы оценить с пособности че ловека быт ь лидером. В д анной мето дике испытуе мый отвечает н а 30 вопросо в, и по его от ветам на эт и вопросы де лается выво д о том, об ладает ли о н персонал ьными психо логическим и качества ми, необхо димыми лидеру. Из тре х предложе нных вариа нтов ответ а на кажды й вопрос необ ходимо выбр ать и отмет ить только о дин.

Определение ст иля руково дства опре делялось по тесту ( Приложение Б). Эт а методика пре дназначена д ля того, чтоб ы определит ь какой ст иль руково дства выбр ал менеджер в с воей управ ленческой де ятельности. В д анной мето дике испытуе мый отвечает н а 27 вопросо в, в каждо м из котор ых нужно в ыбрать наибо лее подход ящий вариа нт для хар актеристик и деятельност и руководите ля.

Результат о пороса на о пределение сте пени выраже нности лидерс ких качест в.

опрошенного

Степень выраженности лидерских качеств у руководства

1

Лидерские к ачества выр ажены сред не

2

Лидерские к ачества выр ажены сред не

3

Лидерские к ачества выр ажены сред не

4

Лидерские к ачества выр ажены сред не

5

Лидерские к ачества выр ажены слабо

6

Лидерские к ачества выр ажены сред не

7

Лидерские к ачества выр ажены сред не

8

Лидерские к ачества выр ажены силь но

9

Лидерские к ачества выр ажены сред не

10

Лидерские к ачества выр ажены сред не

Таблица 2.1- Степень выраженности лидерских качеств

Обобщённые резу льтаты опрос а можно отобр азить в сто лбчатой ди аграмме.


Рисунок 2.1 – Степень выраженности лидерских качеств

В результате о проса было в ыявлено, что бо льшинство ис пытуемых о пределили л идерские к ачества ру ководства н а среднем уро вне. Возмо жно, это мо жет быть с вязано с по литикой ру ководителя.

Обратив вн имание на резу льтаты опрос а стиля ру ководства н а таблице 2. 2, можно у видеть, что преоб ладает автор итарный ст иль руково дства.

опрошенного

Стиль руководства

1

Авторитарный ст иль руково дства

2

Авторитарный ст иль руково дства

3

Авторитарный ст иль руково дства

4

Авторитарный ст иль руково дства

5

Либеральный ст иль руково дства

6

Авторитарный ст иль руково дства

7

Авторитарный ст иль руково дства

8

Либеральный ст иль руково дства

9

Авторитарный ст иль руково дства

10

Авторитарный ст иль руково дства

Таблица 2.2- Стиль руководства

Обобщенные резу льтаты опрос а можно обоб щить в сто лбчатой ди аграмме.


Рисунок 2.2-Стиль руководства

После прове дения опрос а по опреде лению стил я руководст ва было вы явлено восе мь человек, котор ые определ яют авторит арны1 стил ь руководст ва (директ ивный), двое ис пытуемых от метили либер альный сти ль руководст ва. Данные по казали, что у ру ководителя преоб ладает автор итарный ст иль руково дства. При а вторитарно м стиле ру ководитель требует, чтоб ы о всех де лах доклад ывали имен но ему, ед инолично пр инимает ре шения или от меняет их. К м нению колле ктива не пр ислушиваетс я, все реш ает за коллектив с ам. Преобл адающими мето дами управ ления явля ются приказ ы, наказан ия, замеча ния, выговор ы, лишение р азличных л ьгот. Контро ль очень стро гий, детал ьный, лиша ющий подчи ненных ини циативы. И нтересы де ла ставятс я значител ьно выше и нтересов л юдей, в об щении преоб ладают рез кость и грубост ь. Авторит арный стил ь руководст ва отрицате льно сказы вается на мор ально-психо логическом к лимате, ве дет к знач ительному с нижению ин ициативност и, самоконтро ля и ответст венности р аботников.

Либеральный ст иль выбрал и двое исп ытуемых. У правление в д анном стиле х арактеризуетс я отсутств ием активно го участия ру ководителя в у правлении ко ллективом. Т акой руково дитель «пл ывет по тече нию», ждет и ли требует у казаний свер ху или поп адает под в лияние кол лектива. Пре дпочитает не р исковать, « не высовыв аться», ув иливает от р азрешения н азревших ко нфликтов, стре мится умен ьшить свою персо нальную от ветственност ь. Работу пус кает на са мотек, ред ко ее контро лирует. Та кой стиль ру ководства пре дпочтителе н в творчес ких коллект ивах, где сотру дники отлич аются самосто ятельность ю и творчес кой индиви дуальность ю.

В диаграмме и т аблице 2.2, мо жно увидет ь, что никто из ис пытуемых не в ыбрал демо кратически й стиль ру ководства. Не ис ключено, что это мо жет быть с вязано с у правленчес кой структуро й образовате льной орга низацией. Уч итывая, что де мократичес кий стиль ру ководства х арактеризуетс я распреде лением пол номочий, и нициативы и от ветственност и между ру ководителе м и замест ителями, ру ководителе м и подчине нными.



ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Руко водитель де мократичес кого стиля все гда выясняет м нение колле ктива по в ажным произ водственны м вопросам, пр инимает ко ллегиальные ре шения. Регу лярно и свое временно про водится инфор мирование ч ленов колле ктива по в ажным для н их вопроса м. Общение с по дчиненными про ходит в фор ме просьб, по желаний, ре комендаций, со ветов, поо щрений за к ачественну ю и операт ивную работу, добро желательно и ве жливо; по необ ходимости применяются пр иказы. Руко водитель ст имулирует б лагоприятн ый психоло гический к лимат в ко ллективе, отст аивает интерес ы подчинен ных.





















Глава 3. Пути совершенствования стиля управления
3.1 Предложения по совершенствованию реализации принципа лидерства

На осно ве анализа ст иля руково дства персо налом в обр азовательно й организа ции, было в ыявлено сочет ание в нем э лементов а вторитарно го и либер ального ст илей управ ления. Но, нес мотря на дост аточно бол ьшую степе нь ориентиро ванности н а достижен ие высоких про изводствен ных результ атов и на з аботу о ко ллективе б ыли выявле ны недостат ки данного ст иля руково дства: высо кая требов ательность к по дчиненным, что ч асто отриц ательно ск азывается н а морально- психологичес ком климате в ко ллективе, обус лавливает по вышенную пс ихологичес ки-стрессо вую нагруз ку, не учет л ичных качест в и особен ностей учите лей гимназ ии.

Для эффект ивной работ ы учителей в ажно, чтоб ы каждый из ч ленов колле ктива, работ ал на дост ижение еди ной цели, кро ме того, в ажное значе ние будет и меть психо логический к лимат в ко ллективе. Н а основе про веденного исс ледования б ыла разработ ана, и пре дложена сле дующая систе ма рекомен даций для ру ководителя в н ачальной ш коле:

  1. Объективно о ценивать с вои возмож ности и раз вивать в себе не достающие к ачества, котор ые способст вовали бы по вышению автор итета и поз волили бы б ыть образцо м для подр ажания (на пример, вн имание к проб лемам друг их людей, чест ность, уме ние выслуш ать, демонстр ировать от крытые пок азательные уро ки).

  2. В зависимост и от ситуа ции использо вать различ ные методы ру ководства, о днако придер живаться бо льше демокр атического ст иля, и при ре шении общи х задач уч итывать мне ние сотруд ников, это бу дет повышат ь эффектив ность руко водства в р азличных с итуациях.

  3. Быть требо вательным не то лько к окру жающим, но и к себе, стре миться совер шенствоват ься.

  4. Искать под ход к каждо му из сотру дников, уч итывая его л ичные особе нности, де ловые качест ва.

  5. Адаптировать с вой стиль д ля конкрет ной ситуац ии, ориент ировать его н а реальност ь.

  6. Стремиться ко нструктивно, т актично, без у нижений и ос корблений в ыходить из ко нфликтные с итуаций.

  7. Не бояться р иска и ответст венности.

  8. Проявлять г ибкость и у мение идти н а компромисс пр и убеждени и других, пос кольку гиб кость стил я является в ажным приз наком качест ва менеджер а.

  9. Вести регулярную работу по оценке и созданию положительного морально-психологического климата. Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.

  10. Развивать интеллектуальные, организаторские, психологически-коммуникативные способности, которые, несомненно, будут сказываться на эффективности управления персоналом;

  11. Стремиться к увеличению производительности и эффективности производственного процесса, в том числе контроля.

Подводя итог, можно сделать вывод, что каждый руководитель любого ранга и независимо от численности группы имеет свой индивидуальный стиль руководства, который в большей степени зависит от его личных качеств. Однако не существует и не будет существовать лидера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

































ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

В своей деятельности руководитель должен задумываться над проблемами собственного стиля работы. Стилем необходимо заниматься постоянно. Для этого необходимо знать: требования работы, свои способности и склонности. Также нужны знания о различных стилях деятельности и способах их приведения в соответствии с требованиями новых условий. Лидерство - это власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами. Причем, власть, которая не нуждается в применении силы, хотя и имеет ее. Учет данных рекомендаций будет способствовать укреплению трудовой дисциплины работников отдела, улучшению организации труда, повышению качества выполняемых работ и предоставлению учителям гимназии высокого уровня процесса деятельности обучения, а в целом, эффективности работы гимназии. Ведь только динамичное и эффективное руководство подразумевает успех.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.

Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.

В курсовой работе удалось выполнить ряд задач, а также достигнуть цели, разработав рекомендации посовершенствованию лидерства руководства в организации.

Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (в расчете на новые достижения). В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства. Но в нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства.





































Источники и литература

Литература:

  1. Антохина, Ю.А. Современные инструменты менеджмента и качества / Ю.А. Антохина. — СПб.: ГУАП, 2017. — 238 c

  2. Аронов, И. Стандарты ИСО 9000 в жизни. Рисованный комментарий к ГОСТ РИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования». 2-е изд. / И. Аронов, Л. Штерн. — М.: КДУ, 2016. — 96 c.

  3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с.

  4. Адизес Ицхак Калдерон. Стили менеджмента - эффективные и неэффективные. 2017.-100 с

  5. Бирман Л.А. Общий менеджмент. 2013 – 232 с.

  6. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 299 c.

  7. Всеобщая история менеджмента: учебное пособие / [И. И. Мазур и др.]. – Москва: Елима, 2017. – 776 с.

  8. Гашкова Л.В., Морозова О.Ю. Основы маркетинга и менеджмента: практикум. 2015 – 107 с.

  9. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.

  10. Глазов М.М. Менеджмент: учебное пособие. 2013. 420 с.

  11. Джон Уитмор. Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом., 2012.- 78-80 с.

  12. Дшхунян, В.Л. Процессы и менеджмент качества в развитии экономических успехов предприятия / В.Л. Дшхунян, Т.Г. Никольская. — М.: Трек, 2017. — 144 c.

  13. Заика, И.Т. Документирование системы менеджмента качества, Учебное пособие/И.Т.Заика, Н.И.Гительсон.:М.КноРус,2017-186 с.

  14. Залозная Д. Менеджмент: практикум. 2015 – 121 с.

  15. Папельнюк О. В., Кореневская, Е. В. Экономика качества -учебное пособие. ,2018 .-143 с.

  16. Кравченко А. И. История менеджмента. М. 2002.-69 с.

  17. Минько, А.Э. Менеджмент качества образовательных процессов: Учебное пособие / Э.В. Минько, Л.В. Карташева, А.Э. Минько, А.П. Ястребов; Под ред. Э.В. Минько. — М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 400 c.

  18. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 2003.

  19. Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2014

  20. Мелия М. Успех — дело личное. — М., 2012.

  21. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2016. – 672 c.

  22. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "Об образовании в Российской Федерации"

  23. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы: Пер. с англ. – М., 1993

  24. Шевчук Д.А. Ценообразование: Учеб. пособие. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008

  25. Чечулин А. Коммуникационные технологии в социальной сфере, Учебное пособие, РГПУ им. Герцена, 2007.


Источники:

1. Журнал «Методы менеджмента качества», 2011, № 11-12.
2. "Российский журнал менеджмента"  Т.16, №1, 2018.





ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Тест на выявление лидерских качеств руководителя.

1.Часто ли руководитель бывает в центре внимания окружающих?
а) да, б) нет.

2.Находясь на общем собрании, высказывается ли ваш руководитель о проделанной работе?

а) да, б) нет.

3. Делегирует ли руководитель полномочия для профессиональной активности?
а) да, б) нет.

4.Можно ли сказать, что ваш руководитель хладнокровный?
а) да, б) нет.

5. Доставляет ли вашему руководителю удовольствие видеть, что люди побаиваются?
а) да, б) нет.

6. Старается ли руководитель занимать за столом (на собрании, в компании и т.д;) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
а) да, б) нет.

7. Считаете ли вы, что ваш директор производит на людей внушительное (импозантное) впечатление?
а) да, б) нет.

8. Умеете ли ваш руководитель в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был не согласен?
а) да, б) нет.

9. Всегда ли ваш топ-менеджер старается понять и по достоинству оценить людей?
а) да, б) нет.

10. Уважаете ли ваш руководитель дисциплину?
а) да, б) нет.



Ключ к результатам тестирования:



ЛК низкий уровень

ЛК средний уровень

ЛК высокий уровень

Ответы




1-2 да




3-4 да




5-8 да




9-10 да







37