МКОУ Линевская школа-интернат.
ДОКЛАД.
"Управление познавательной деятельностью во внеурочное время."
Выполнила : Шит Н.И.
"Интерес к учению появляется только тогда , когда есть вдохновение, рождающееся от успеха"
В.А. Сухомлинский.
Управление познавательной деятельностью воспитанников , является одной из ключевых задач при организации воспитательного процесса. Если воспитанник знает, как учиться, как работать, как искать нужную информацию, чтобы решить ту или иную задачу, то ему легче будет адаптироваться в быту и социуме - в повседневной жизни.
Одним из условий формирования личности является существование образовательно-воспитательного пространства, дающего возможность каждому воспитаннику систематически вырабатывать к осознанному "хочу", я "могу". Построить такое пространство должен педагог при активном участии своих воспитанников.
Что же такое управление? Управление -- процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками. Управление необходимо на любом этапе познавательной деятельности ребенка.
Понимая из каких составляющих складывается любая деятельность, педагог должен управлять:
- целеполаганием воспитанников
- мотивацией их деятельности
- формированием умений
- созданием обратных связей "педагог"- "воспитанник"
- созданием проблемных ситуаций
- комфортным самочувствием всех участников образовательно-воспитательного процесса
Все это должно находиться в поле зрения воспитателя, под его управленческим воздействием.
Очень важно сделать так, чтобы воспитательный процесс не превращался в скучные однообразные занятия. Ведь наличие у воспитанников познавательного интереса способствует общему развитию.
Управление познавательной деятельностью должно осуществляться путем организации его форм:
1. Индивидуально-обособленная форма. - эта форма учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности и служит подготовкой для самостоятельной работы.
2. Фронтальная форма. - она предполагает выполнение общих заданий всеми участниками для достижения ими общей познавательной задачи, для этой работы обязательным является общая оценка результатов.
3. Групповая форма - на таких занятиях познавательная задача ставится перед определенной группой, где педагог должен обеспечить активную работу всех членов группы.
4. Коллективная форма - при которой коллектив обучает каждого члена и вто же время каждый член коллектива принимает участие в обучении всех членов.
Таким образом , формам организации познавательной деятельности принадлежит особое место в реализации воспитательных задач.
Так же для управления познавательной деятельностью важны психологические аспекты. Воспитатель должен уметь управлять психологическими познавательными процессами (внимание, память, воображение) ребенка , а также создавать условия для их полноценного развития. Для этого активно применяется индивидуальный подход. Чтобы повысить качество знаний необходимо продумывать задания, где воспитанники могли бы услышать, увидеть и повертеть в руках то , о чем говориться.
" Скажи мне - и я забуду...покажи мне - и я запомню...дай мне сделать - и я пойму."--- это пословица может стать девизом в проведении занятий.
Чтобы способствовать развитию познавательного интереса , важно обеспечить условия для формирования полноценной мотивации: обогащать содержание личностно ориентированным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности воспитанников; организовывать интересное общение между детьми; поощрять выполнение заданий; утверждать гуманное отношение ко всем воспитанникам - способным, отстающим, безразличным; поддерживать дружеские отношения между всеми воспитанниками; формировать самооценку своих возможностей; использовать поддержку детских инициатив, ободрять воспитанников при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к любому делу; заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.
В своей работе я использую следующие методы и приемы для повышения и развития мотивации:
МЕТОД "Дидактические игры" - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям предлагается найти выход. Главное назначение этого метода - стимулировать познавательный интерес.
МЕТОД "Ситуация успеха" - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной , подготовленной тактики и стратегии , это : обоснованные надежды; констатируемый успех где фиксируются достижения...и воспитанник может пережить радость признания, ощущение своих возможностей; и обобщающий успех который способствует состоянию уверенности и защищенности.
МЕТОД "Соревнование" - соревнуясь между собой, воспитанники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Отстающие ребята сравнивая свои результаты, получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
МЕТОД "Создание проблемной ситуации" - сущность ее в том, чтобы "не вводить знания в готовом виде, а создание ситуации через формулирование проблемных вопросов, задач и заданий. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
МЕТОД "Проектов" - проектная деятельность представляет собой развернутую структуру учебно - воспитательной деятельности. В ее основе лежит развитие познавательных навыков ребенка, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей приемам совместной деятельности в ходе работы.
Но этот метод имеет свои особые приемы... учитывая особенности наших воспитанников, и надо сказать с успехом применяется в работе с детьми нашей школы.
Итак, только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования могут способствовать формированию познавательного интереса. Педагог постоянно должен изучать мотивы поведения своих воспитанников, должен хорошо знать приемы возбуждения интереса у детей, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации и управлять.
Чтобы успешно управлять познавательной деятельностью, нужно грамотно организовать ее, учитывая факторы влияющие на интеллектуальную активность воспитанников:
1. Условия окружающей среды.
2. Эмоционально-мотивационные особенности.
3. Социологические предпочтения.
4. Физические характеристики и потребности.
Сочетание разных стилей по всем сферам образуют профиль каждого ребенка. При организации воспитательно-образовательного процесса, педагог учитывает его и обеспечивает условия максимально содействующие всестороннему развитию ребенка.
Организация познавательной деятельности осуществляется в процессе занятий в течение дня. Учитывая особенности воспитанников нашей школы я сформулировала ТРЕБОВАНИЯ к проведению занятий и стараюсь придерживаться их:
1. Каждое занятие должно иметь четкую тему и цель, наряду с обучающей формулируются развивающая и воспитательная цели.
2. Содержание должно отвечать теме, целям занятия, быть доступным, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, тесно связано с жизнью. Объем материала должен обеспечить активность детей в течении занятия.
3. Методы и приемы работы на занятии должны отвечать возрастным особенностям, развивать познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий.
4. На каждом этапе занятия ведется систематический контроль за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков. Воспитатель ставя конкретные цели добивается от каждого ребенка ( в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляет контроль, вносит коррективы, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.
5. Занятие должно быть оснащено необходимыми наглядными пособиями и дидактическим материалом.
6. Воспитатель обязан обращать внимание на развитие речи детей, обогащении их словарного запаса и грамматическим строением речи.
7.Образцом подражания должен быть педагог, который знает учебный материал, владеет методикой, всегда собран, эмоционален, доброжелателен, дает четкие лаконичные инструкции.
8. Педагог не должен забывать об эмоциональной стороне занятий, воспитывая любознательность и интерес к фактам и явлениям, прививать бережное отношение к окружающему миру, воспитывать
патриотизм и любовь к Родине.
9. Любое занятие обязано учитывать требования к оздоровительному режиму, переключение видов деятельности, проведение физминутки, целесообразное распределение учебного материала и видов работ. Проходить в комфортных условиях и дружественной атмосфере.
Реальные представления об окружающем мире, необходимые для понимания смысла изученного и расширения представлений, также обогащаются в процессе экскурсий, наблюдений и в быту.
Сформированные представления необходимо закреплять в процессе продуктивной деятельности, использовать знания и умения при решении практических задач, в атмосфере взаимопонимании и сотрудничества.
Таким образом в процессе работы во внеурочное время управляя познавательной деятельностью, мы помогаем ребенку адаптироваться в быту и социуме, в окружающем мире. Стать полноправным членом общества.
ЛИТЕРАТУРА:
Щукина Г.И. Пед. Проблемы формирования познавательных интересов уч-ся. Педагогика 1988г.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения. Педагогика 1988г
Интернет ресурсы.
Выполнила: Шит Н. И.