Данный проект определяет алгоритм деятельности администрации школы по созданию оптимальной модели методической работы в школе в подготовительный период введения ФГОС ООО, т.е. в 20014-2015 уч.г.
Реформирование системы образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствование методической работы образовательных учреждений, вставших на путь внедрения инноваций в общем, и в связи с переходом на новые образовательные стандарты в частности.
Опираясь на опыт внедрения ФГОС НОО, учитывая преемственность между начальной и основной школой, возникла необходимость осуществить подготовительную работу по введению ФГОС ООО: определить основные направления методической деятельности администрации школы, спланировать к ним мероприятия и определить конечный результат. Таким образом, создать «дорожную карту» введения ФГОС ООО в своем образовательном учреждении.
Какой должна быть модель методического сопровождения введения ФГОС ООО и при каких условиях она будет эффективна?
Разработать модель методического сопровождения введения ФГОС ООО, определив основные направления деятельности администрации школы, спланировать к ним мероприятия и определить конечный результат.
Март 2014 г. - июнь 2015 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Содержание методической работы по формированию готовности педагогов к введению ФГОС ООО.
Цель | Мероприятие | Особенность | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 |
Информационно-аналитический этап (март-май) |
Формирование рабочей группы введения и реализации ФГОС ООО | Прохождение педагогами проблемных курсов, изучение тематической литературы, ресурсов Интернета, обсуждение на педагогических советах возникающих проблем и предложений | Необходимо четкое распределение обязанностей членов рабочей группы, целесообразно привлечение к работе членов общешкольного родительского комитета и членов совета школы | Готовность членов рабочей группы к введению и реализации ФГОС. Составление перечня изменений в научно-методической работе школы |
Диагностический этап (май-июнь) |
Определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС ООО. Формирование мотивационного компонента готовности педагогов | Заседание рабочей группы учителей, вступающих в реализацию ФГОС ООО: - групповая работа педагогов по разработке критериев готовности учителей к введению ФГОС; - самооценка уровня готовности педагогов к введению ФГОС; - составление перечня затруднений; Заседание рабочей группы с целью проектирования листа оценки урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО; - посещение и взаимопосещение уроков с последующим анализом (самоанализом) | Важно заранее распределить педагогов по группам; членам управленческой команды необходимо продумать требования к результату (продукту) деятельности групп | Разработка критериев готовности педагогов к введению ФГОС ООО. Создание анкеты для педагогов «Уровень готовности педагогов к введению ФГОС ООО». Создание листа оценки урока. |
Этап планирования работы (август-сентябрь) |
Разработка стратегических и тактических планов научно-методической работы школы | Заседание педагогического совета по составлению перечня изменений в работе школы в связи с введением ФГОС. Составление плана методической работы, принятие его на заседании педагогического совета Проектирование планов саморазвития педагогов | При составлении планов учитываются педагогические затруднения, выявленные на диагностическом этапе. Необходимо предусмотреть организацию индивидуальной помощи по запросам педагогов | План методической работы. Планы саморазвития педагогов |
Основной этап (в течение учебного года) |
Формирование готовности педагогов к введению ФГОС ООО | Проведение семинаров, курсовая подготовка учителей, совместное проектирование уроков и занятий, их анализ. Анализ промежуточных результатов | Возможна корректировка плана работы в зависимости от возникающих трудностей | Изменение уровня готовности педагогов к введению ФГОС ООО |
Итоговый этап (май-июнь) |
Анализ динамики уровня готовности педагогов к введению ФГОС ООО | Рефлексивная итоговая диагностика готовности педагогов к введению ФГОС. Анализ результатов деятельности: уровень развития и качество знаний обучающихся, степень удовлетворенности родителей. Постановка задач на следующий учебный год | Важно совместное обсуждение достижений и трудностей, а также индивидуальная работа с педагогами, направленная на развитие рефлексивной деятельности участников образовательного процесса | Перечень педагогических достижений и затруднений. Перечень задач научно-методической работы на следующий год. Планы саморазвития педагогов на следующий год |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Ресурсы, необходимые для введения ФГОС ООО.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО:
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Последовательность и содержание действий по введению ФГОС ООО:
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. План саморазвития педагога
Срок | Мероприятия | Результат |
Август | Изучение основных нормативных документов, связанных с ФГОС ООО
Составление перечня изменений в собственной педагогической системе
Внесение изменений в поурочное планирование с учетом включения в образовательный процесс исследовательской деятельности обучающихся | Знание основных нормативных документов, связанных с ФГОС ООО. Перечень изменений. Выступление на педсовете «Роль учителя в процессе введения и реализации ФГОС ООО» Поурочное планирование, составленное с учетом включения в образовательный процесс исследовательской деятельности обучающихся |
Сентябрь | Курсовая подготовка по ФГОС ООО | Защита проекта «Формирование УУД в 5 классе» |
Октябрь | Посещение уроков в 5-6 классах | Анализ уроков. Подготовка отзыва об уроке для портфолио учителя |
Ноябрь | Работа в творческой группе по созданию рабочих программ учебных предметов в 5-6 классах | Защита рабочих программ 5-6 классов на заседании научно-методического совета школы |
Декабрь-январь | Подготовка к семинару «Формирование УУД у обучающихся в ходе урочной и внеурочной деятельности» | Совместное с другими педагогами проектирование уроков с применением проектной деятельности; проведение открытого урока в 5 классе; Изучение видов УУД, отбор заданий; Проведение открытого внеурочного мероприятия в 6 классе |
Январь | Взаимопосещение уроков по теме «Формирование УУД обучающихся» | Анализ уроков. Выявление приемов формирования у обучающихся УУД |
Январь-февраль | Отбор материала для программы внеурочной деятельности «Учиться — это здорово!» | Составление банка материала для разработки программы |
Февраль-март | Подготовка к семинару «Метод проектов на уроках» | Подготовка выступлений из опыта работы. Совместное с другими педагогами проектирование уроков |
Март | Оформление программы внеурочной деятельности «Учиться — это здорово!» | Защита программы на заседании научно-методического совета школы |
Март | Подготовка материалов для составления банка заданий, направленных на формирование у обучающихся УУД | Создание банка заданий, направленных на формирование у обучающихся УУД |
Апрель | Подготовка к семинару «Предварительные итоги работы по введению и реализации ФГОС ООО» | Подготовка выступления и открытого урока. Совместное с другими педагогами проектирование уроков |
Апрель | Участие в семинаре «Предварительные итоги работы во введению и реализации ФГОС ООО» | Выступление «Роль проектной деятельности в формировании УУД. Подготовка открытого урока, его самоанализ» |
Апрель-май | Подведение итогов саморазвития педагога | Анализ результатов деятельности |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Срок | Мероприятие | Ответственный |
Организация работы с педагогическими кадрами |
Август | Корректировка рабочих программ учебных предметов, планов воспитательной работы с учетом требований ФГОС ООО Совещание «Организация образовательного процесса в 5-6 классах (знакомство с должностными инструкциями, составленными в соответствии с ФГОС ООО, анализ изменений в ведении документации в связи с введением ФГОС ООО Семинар с молодыми специалистами и учителями, вступающими в опережающее введение ФГОС ООО «Метапредметный подход в обучении. Метапредметные результаты образовательной деятельности» | Учителя
Зам.директора по УВР
Зам.директора по УВР |
Сентябрь | Совещание с учителями 5-6 классов «Организация образовательного процесса» Заседание творческой группы по реализации метапредметного подхода в обучении и положения о портфолио достижений учащихся Работа группы по проектированию листа оценки урока с точки зрения ФГОС ООО | Зам.директора по УВР Зам.директора по УВР Зам.директора по УВР, члены рабочей группы |
Октябрь | Взаимопосещение уроков в 5-6 классах
Работа творческой группы «Проектирование уроков и занятий с учетом требований ФГОС ООО» | Зам.директора по УВР, педагог-психолог Зам.директора по УВР, педагог-психолог |
Ноябрь | Работа творческих групп по созданию рабочих программ учебных предметов в 5-6 классах | Руководители групп |
Декабрь | Работа творческой группы «Проектирование уроков и занятий с учетом требований ФГОС ООО»
Диагностика педагогов 5 класса по критериям готовности к введению ФГОС | Зам.директора по УВР, педагог-психолог Зам.директора по УВР |
Январь | Взаимопосещение уроков по теме «Формирование УУД обучающихся» | Зам.директора по УВР |
Март-апрель | Создание планов саморазвития педагогов по теме перехода на ФГОС
Работа групп по созданию комплексных проверочных работ, направленных на диагностику УУД и предметных знаний и умений обучающихся | Зам.директора по УВР, педагог-психолог Руководители групп |
Март | Создание банка заданий, направленных на формирование у обучающихся УУД | Зам.директора по УВР |
Апрель | Подготовка педагогов к участию в семинаре «Проектирование уроков и занятий с учетом требований ФГОС ООО» | Зам.директора по УВР, педагог-психолог |
Участие в работе научно-методического объединения |
Ноябрь | Утверждение рабочих программ учебных предметов (курсов) на будущий учебный год | Руководитель МО |
Декабрь | Проектирование перечня изменений в основной школе в связи с введением ФГОС ООО | Руководитель МО |
Март | Утверждение рабочих программ внеурочной деятельности на будущий учебный год | Руководитель МО |
Июнь | Анализ научно-методической работы за учебный год | Руководитель МО |
Тематика заседаний ШМО учителей 5-6 классов |
Август | Определение целей и задач на новый учебный год. Утверждение плана работы | Зам.директора по УВР, учителя, классные руководители |
Сентябрь | Анализ и утверждение рабочих программ учебных предметов, планов воспитательной работы с учетом требований ФГОС ООО | Зам.директора по УВР, учителя, классные руководители |
Октябрь | Подготовка к семинару «Реализация ФГОС в 5-6 классах» | Зам.директора по УВР, учителя, классные руководители |
Ноябрь | Результаты изучения адаптации обучающихся 5 класса | Педагог-психолог, классный руководитель 5 класса |
Декабрь | Подготовка к семинару «Формирование УУД обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
Презентация программ саморазвития педагогов «От саморазвития педагога к развитию образовательного учреждения» | Зам.директора по УВР, педагог-психолог Зам.директора по УВР |
Январь | Анализ итогов 1 полугодия учебного года | Зам.директора по УВР |
Март | Итоги внутришкольного контроля в 5-6 классах | Зам.директора по УВР |
Апрель | Корректировка планов саморазвития педагогов
Утверждение графика и содержания итогового контроля | Зам.директора по УВР Зам.директора по УВР |
Май | Анализ итогов учебного года | Зам.директора по УВР |
Обобщение и распространение опыта |
Октябрь | Участие в семинаре «Введение ФГОС в 5 классе» | Зам.директора по УВР, учителя, классные руководители |
Декабрь | Семинар «Критерии готовности педагогов к введению ФГОС ООО. Самооценка. Выявление педагогических затруднений | Зам.директора по УВР, педагог-психолог |
Январь | Семинар «Критерии отбора заданий, направленных на формирование УУД учащихся в рамках введения ФГОС ООО» | Зам.директора по УВР |
Март | Семинар «Предварительные итоги работы образовательного учреждения по введению ФГОС ООО» | Зам.директора по УВР |
Организация внутришкольного контроля |
В течение учебного года | Проверка ведения рабочей документации | Зам.директора по УВР |
Сентябрь | Проверка тематического планирования | Зам.директора по УВР |
Октябрь-ноябрь | Контроль реализации требований ФГОС при организации образовательного процесса в 6 классе | Зам.директора по УВР |
Октябрь | Контроль организации адаптационного периода в 5 классе | Зам.директора по УВР, педагог-психолог |
Ноябрь | Контроль работы классных руководителей по профилактике правонарушений учащихся | Зам.директора по УВР |
Январь | Контроль работы педагогов по формированию УУД обучающихся на уроках т в ходе внеурочных занятий | Зам.директора по УВР |
Февраль | Классно-обобщающий контроль в 6 классе | Зам.директора по УВР, педагог-психолог |
Апрель-май | Классно-обобщающий контроль в 5 классе | Зам.директора по УВР, педагог-психолог |
Апрель | Диагностика готовности педагогов к переходу на ФГОС ООО | Зам.директора по УВР, педагог-психолог |
Май | Организация рефлексии педагогической деятельности учителей 5-6 классов | Зам.директора по УВР, педагог-психолог |
Организация работы с родителями обучающихся |
В течение учебного года | Создание системы электронного информирования родителей через сайт образовательного учреждения | Зам.директора по УВР, классные руководители |
В течение учебного года | Оформление стенда ФГОС ООО | Зам.директора по УВР |
В течение учебного года | Участие в работе совета школы и общешкольного родительского комитета | Председатель совета и родительские комитеты классов |
Август | Родительское собрание в 5 классе «Организация образовательного процесса в 5 классе. Знакомство с основной образовательной программой основного общего образования» | Зам.директора по УВР, классный руководитель 5 класса |
Сентябрь | Заключение договоров с родителями обучающихся в 5 классе | Зам.директора по УВР |
Октябрь | Участие в выборах нового состава совета школы | Директор, классные руководители |
Декабрь | Круглый стол «К новой школе» | Директор |
Март | Общешкольная родительская конференция «Введение ФГОС ООО — основное направление развития образовательного учреждения» | Директор |
Май | Анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности организацией образовательного процесса | Классные руководители |