СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управленческий проект "Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

С чего должен начать работу завуч по введению ФГОС ООО? Он должен представлять себе модель того, что он хочет внедрить....

Просмотр содержимого документа
«Управленческий проект "Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Данный проект определяет алгоритм деятельности администрации школы по созданию оптимальной модели методической работы в школе в подготовительный период введения ФГОС ООО, т.е. в 20014-2015 уч.г.



АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

Реформирование системы образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и совершенствование методической работы образовательных учреждений, вставших на путь внедрения инноваций в общем, и в связи с переходом на новые образовательные стандарты в частности.

Опираясь на опыт внедрения ФГОС НОО, учитывая преемственность между начальной и основной школой, возникла необходимость осуществить подготовительную работу по введению ФГОС ООО: определить основные направления методической деятельности администрации школы, спланировать к ним мероприятия и определить конечный результат. Таким образом, создать «дорожную карту» введения ФГОС ООО в своем образовательном учреждении.



ПРОБЛЕМА

Какой должна быть модель методического сопровождения введения ФГОС ООО и при каких условиях она будет эффективна?



ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Разработать модель методического сопровождения введения ФГОС ООО, определив основные направления деятельности администрации школы, спланировать к ним мероприятия и определить конечный результат.



ГИПОТЕЗА

Реализация проекта будет успешной, если в образовательном учреждении будет:

  • разработана и утверждена основная образовательная программа основного общего образования;

  • приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.) нормативная база;

  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС ООО и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников;

  • определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО;

  • разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ; с педагогическими работниками заключены дополнительные соглашения к трудовому договору;

  • определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;

  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС основного общего образования;

  • осуществлено повышение квалификации всех учителей 5-6 классов и администрации школы;

  • обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.



ЗАДАЧИ

Исходя из цели и гипотезы проекта, были определены следующие задачи:

  • определить содержание методической работы по формированию готовности педагогов к введению ФГОС ООО (приложение 1);

  • проанализировать ресурсы (информационные, организационные, нормативно-правовые, кадровые), необходимые для введения ФГОС ООО (приложение 2);

  • по критериям оценить готовность ОУ к введению ФГОС ООО (приложение 3);

  • определить последовательность и содержание действий по введению ФГОС ООО (приложение 4);

  • составить план саморазвития педагога (приложение 5);

  • составить годовой план методической работы на период введения ФГОС ООО (приложение 6).



Реализация проекта предполагает соблюдение следующих УСЛОВИЙ:

нормативно-регламентирующих — создающих правовые основы осуществления деятельности по реализации проекта;

потребностно-стимулирующих — обеспечивающих благоприятную материальную и психологическую обстановку для реализации проекта;

коммуникативно-информационных — обеспечивающих грамотность и безопасность субъектов реализации проекта и создающие образовательную и координационную основу деятельности.



Предполагаемая нами модель должна реализовать следующие ФУНКЦИИ:

информационную (удовлетворение потребностей педагогов в получении знаний о достижениях в науке, о передовом отечественном и зарубежном опыте);

обучающую (организация и осуществление образовательного процесса в учреждениях повышения квалификации, оказание консультативной помощи педагогам);

исследовательскую (проведение исследований и экспериментов в области педагогики, мониторинга качества обучения, изучение тенденций изменения и развития системы образования);

экспертную (экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других материалов и проектов, оценка необходимости и обоснования экспериментальной работы в школе).



СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Март 2014 г. - июнь 2015 г.












































ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Содержание методической работы по формированию готовности педагогов к введению ФГОС ООО.

Цель

Мероприятие

Особенность

Результат

1

2

3

4

Информационно-аналитический этап (март-май)

Формирование рабочей группы введения и реализации ФГОС ООО

Прохождение педагогами проблемных курсов, изучение тематической литературы, ресурсов Интернета, обсуждение на педагогических советах возникающих проблем и предложений

Необходимо четкое распределение обязанностей членов рабочей группы, целесообразно привлечение к работе членов общешкольного родительского комитета и членов совета школы

Готовность членов рабочей группы к введению и реализации ФГОС. Составление перечня изменений в научно-методической работе школы

Диагностический этап (май-июнь)

Определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС ООО. Формирование мотивационного компонента готовности педагогов

Заседание рабочей группы учителей, вступающих в реализацию ФГОС ООО:

- групповая работа педагогов по разработке критериев готовности учителей к введению ФГОС;

- самооценка уровня готовности педагогов к введению ФГОС;

- составление перечня затруднений;

Заседание рабочей группы с целью проектирования листа оценки урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО;

- посещение и взаимопосещение уроков с последующим анализом (самоанализом)

Важно заранее распределить педагогов по группам; членам управленческой команды необходимо продумать требования к результату (продукту) деятельности групп

Разработка критериев готовности педагогов к введению ФГОС ООО. Создание анкеты для педагогов «Уровень готовности педагогов к введению ФГОС ООО». Создание листа оценки урока.

Этап планирования работы (август-сентябрь)

Разработка стратегических и тактических планов научно-методической работы школы

Заседание педагогического совета по составлению перечня изменений в работе школы в связи с введением ФГОС. Составление плана методической работы, принятие его на заседании педагогического совета Проектирование планов саморазвития педагогов

При составлении планов учитываются педагогические затруднения, выявленные на диагностическом этапе. Необходимо предусмотреть организацию индивидуальной помощи по запросам педагогов

План методической работы. Планы саморазвития педагогов

Основной этап (в течение учебного года)

Формирование готовности педагогов к введению ФГОС ООО

Проведение семинаров, курсовая подготовка учителей, совместное проектирование уроков и занятий, их анализ. Анализ промежуточных результатов

Возможна корректировка плана работы в зависимости от возникающих трудностей

Изменение уровня готовности педагогов к введению ФГОС ООО

Итоговый этап (май-июнь)

Анализ динамики уровня готовности педагогов к введению ФГОС ООО

Рефлексивная итоговая диагностика готовности педагогов к введению ФГОС. Анализ результатов деятельности: уровень развития и качество знаний обучающихся, степень удовлетворенности родителей. Постановка задач на следующий учебный год

Важно совместное обсуждение достижений и трудностей, а также индивидуальная работа с педагогами, направленная на развитие рефлексивной деятельности участников образовательного процесса

Перечень педагогических достижений и затруднений. Перечень задач научно-методической работы на следующий год. Планы саморазвития педагогов на следующий год













ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Ресурсы, необходимые для введения ФГОС ООО.

Ресурсы

Формы предъявления

Результат

Информационные:

Система информирования педагогов, родителей, обучающихся о деятельности образовательного учреждения

Заседания педагогического совета, методических объединений, производственные совещания, сайт о деятельности школы

Мобильный, грамотный педагогический коллектив, хорошо информированные родители и ученики, которые являются единомышленниками школы в ее делах

Организационные:

Система методической работы по освоению современных образовательных технологий







Нормативно-правовые:

локальные нормативные акты по введению новых ФГОС


Кадровые:

наличие подготовленных и высокомотивированных педагогов

Работа творческих групп, методических объединений, предъявление результатов на уровне обобщения опыта, предъявление результатов мониторинга всем участникам процесса.






Педагогический совет; аналитическая служба; промежуточная и итоговая аттестация.



Творческие отчеты, открытые уроки; аттестация кадров; собеседование, обобщение опыта; участие в работе семинаров различного уровня, конкурсы профессионального мастерства.

Освоение педагогами различных инновационных технологий обучения и воспитания, привлечение в творческие группы молодых педагогов; создание базы данных по различным направлениям мониторинга; создание методической копилки по результатам электронного мониторинга.

Созданы и приняты локальные нормативные акты по введению ФГОС ООО.



Отсутствие вакансий, работа без совместителей; создана система сопровождения оформления конкурсных документов педагогов и опыта предъявления учителями своей работы.
















ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО:

Образовательное учреждение готово к введению ФГОС ООО, когда в нем:

  • разработана и утверждена основная образовательная программа основного общего образования;

  • приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.) нормативная база;

  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС ООО и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников;

  • определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО;

  • разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ; с педагогическими работниками заключены дополнительные соглашения к трудовому договору;

  • определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;

  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС основного общего образования;

  • осуществлено повышение квалификации всех учителей 5-6 классов и администрации школы;

  • обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.







ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Последовательность и содержание действий по введению ФГОС ООО:

  • принятие решения органа государственно-общественного управления о введении в образовательном учреждении ФГОС ООО;

  • утверждение плана (сетевого графика) введения;

  • создание в образовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ООО;

  • разработка оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

  • разработка оценки индивидуальных результатов обучающихся (портфолио, рейтинговая оценка и т.д.);

  • разработка системы контроля и осуществление мониторинга введения ФГОС ООО.































ПРИЛОЖЕНИЕ 5. План саморазвития педагога

Срок

Мероприятия

Результат

Август

Изучение основных нормативных документов, связанных с ФГОС ООО

Составление перечня изменений в собственной педагогической системе



Внесение изменений в поурочное планирование с учетом включения в образовательный процесс исследовательской деятельности обучающихся

Знание основных нормативных документов, связанных с ФГОС ООО.
Перечень изменений. Выступление на педсовете «Роль учителя в процессе введения и реализации ФГОС ООО»
Поурочное планирование, составленное с учетом включения в образовательный процесс исследовательской деятельности обучающихся

Сентябрь

Курсовая подготовка по ФГОС ООО

Защита проекта «Формирование УУД в 5 классе»

Октябрь

Посещение уроков в 5-6 классах

Анализ уроков. Подготовка отзыва об уроке для портфолио учителя

Ноябрь

Работа в творческой группе по созданию рабочих программ учебных предметов в 5-6 классах

Защита рабочих программ 5-6 классов на заседании научно-методического совета школы

Декабрь-январь

Подготовка к семинару «Формирование УУД у обучающихся в ходе урочной и внеурочной деятельности»

Совместное с другими педагогами проектирование уроков с применением проектной деятельности;
проведение открытого урока в 5 классе;
Изучение видов УУД, отбор заданий;
Проведение открытого внеурочного мероприятия в 6 классе

Январь

Взаимопосещение уроков по теме «Формирование УУД обучающихся»

Анализ уроков. Выявление приемов формирования у обучающихся УУД

Январь-февраль

Отбор материала для программы внеурочной деятельности «Учиться — это здорово!»

Составление банка материала для разработки программы

Февраль-март

Подготовка к семинару «Метод проектов на уроках»

Подготовка выступлений из опыта работы. Совместное с другими педагогами проектирование уроков

Март

Оформление программы внеурочной деятельности «Учиться — это здорово!»

Защита программы на заседании научно-методического совета школы

Март

Подготовка материалов для составления банка заданий, направленных на формирование у обучающихся УУД

Создание банка заданий, направленных на формирование у обучающихся УУД

Апрель

Подготовка к семинару «Предварительные итоги работы по введению и реализации ФГОС ООО»

Подготовка выступления и открытого урока. Совместное с другими педагогами проектирование уроков

Апрель

Участие в семинаре «Предварительные итоги работы во введению и реализации ФГОС ООО»

Выступление «Роль проектной деятельности в формировании УУД. Подготовка открытого урока, его самоанализ»

Апрель-май

Подведение итогов саморазвития педагога

Анализ результатов деятельности













ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

ГОДОВОЙ ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ПЕРИОД ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО

Срок

Мероприятие

Ответственный

Организация работы с педагогическими кадрами

Август

Корректировка рабочих программ учебных предметов, планов воспитательной работы с учетом требований ФГОС ООО

Совещание «Организация образовательного процесса в 5-6 классах (знакомство с должностными инструкциями, составленными в соответствии с ФГОС ООО, анализ изменений в ведении документации в связи с введением ФГОС ООО

Семинар с молодыми специалистами и учителями, вступающими в опережающее введение ФГОС ООО «Метапредметный подход в обучении. Метапредметные результаты образовательной деятельности»

Учителя



Зам.директора по УВР





Зам.директора по УВР


Сентябрь

Совещание с учителями 5-6 классов «Организация образовательного процесса»

Заседание творческой группы по реализации метапредметного подхода в обучении и положения о портфолио достижений учащихся

Работа группы по проектированию листа оценки урока с точки зрения ФГОС ООО

Зам.директора по УВР

Зам.директора по УВР


Зам.директора по УВР, члены рабочей группы

Октябрь

Взаимопосещение уроков в 5-6 классах



Работа творческой группы «Проектирование уроков и занятий с учетом требований ФГОС ООО»

Зам.директора по УВР, педагог-психолог
Зам.директора по УВР, педагог-психолог

Ноябрь

Работа творческих групп по созданию рабочих программ учебных предметов в 5-6 классах

Руководители групп

Декабрь

Работа творческой группы «Проектирование уроков и занятий с учетом требований ФГОС ООО»



Диагностика педагогов 5 класса по критериям готовности к введению ФГОС

Зам.директора по УВР, педагог-психолог

Зам.директора по УВР

Январь

Взаимопосещение уроков по теме «Формирование УУД обучающихся»

Зам.директора по УВР

Март-апрель

Создание планов саморазвития педагогов по теме перехода на ФГОС

Работа групп по созданию комплексных проверочных работ, направленных на диагностику УУД и предметных знаний и умений обучающихся

Зам.директора по УВР, педагог-психолог
Руководители групп

Март

Создание банка заданий, направленных на формирование у обучающихся УУД

Зам.директора по УВР

Апрель

Подготовка педагогов к участию в семинаре «Проектирование уроков и занятий с учетом требований ФГОС ООО»

Зам.директора по УВР, педагог-психолог

Участие в работе научно-методического объединения

Ноябрь

Утверждение рабочих программ учебных предметов (курсов) на будущий учебный год

Руководитель МО

Декабрь

Проектирование перечня изменений в основной школе в связи с введением ФГОС ООО

Руководитель МО

Март

Утверждение рабочих программ внеурочной деятельности на будущий учебный год

Руководитель МО

Июнь

Анализ научно-методической работы за учебный год

Руководитель МО

Тематика заседаний ШМО учителей 5-6 классов

Август

Определение целей и задач на новый учебный год. Утверждение плана работы

Зам.директора по УВР, учителя, классные руководители

Сентябрь

Анализ и утверждение рабочих программ учебных предметов, планов воспитательной работы с учетом требований ФГОС ООО

Зам.директора по УВР, учителя, классные руководители

Октябрь

Подготовка к семинару «Реализация ФГОС в 5-6 классах»

Зам.директора по УВР, учителя, классные руководители

Ноябрь

Результаты изучения адаптации обучающихся 5 класса

Педагог-психолог, классный руководитель 5 класса

Декабрь

Подготовка к семинару «Формирование УУД обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Презентация программ саморазвития педагогов «От саморазвития педагога к развитию образовательного учреждения»

Зам.директора по УВР, педагог-психолог
Зам.директора по УВР


Январь

Анализ итогов 1 полугодия учебного года

Зам.директора по УВР

Март

Итоги внутришкольного контроля в 5-6 классах

Зам.директора по УВР

Апрель

Корректировка планов саморазвития педагогов

Утверждение графика и содержания итогового контроля

Зам.директора по УВР
Зам.директора по УВР

Май

Анализ итогов учебного года

Зам.директора по УВР

Обобщение и распространение опыта

Октябрь

Участие в семинаре «Введение ФГОС в 5 классе»

Зам.директора по УВР, учителя, классные руководители

Декабрь

Семинар «Критерии готовности педагогов к введению ФГОС ООО. Самооценка. Выявление педагогических затруднений

Зам.директора по УВР, педагог-психолог

Январь

Семинар «Критерии отбора заданий, направленных на формирование УУД учащихся в рамках введения ФГОС ООО»

Зам.директора по УВР

Март

Семинар «Предварительные итоги работы образовательного учреждения по введению ФГОС ООО»

Зам.директора по УВР

Организация внутришкольного контроля

В течение учебного года

Проверка ведения рабочей документации

Зам.директора по УВР

Сентябрь

Проверка тематического планирования

Зам.директора по УВР

Октябрь-ноябрь

Контроль реализации требований ФГОС при организации образовательного процесса в 6 классе

Зам.директора по УВР

Октябрь

Контроль организации адаптационного периода в 5 классе

Зам.директора по УВР, педагог-психолог

Ноябрь

Контроль работы классных руководителей по профилактике правонарушений учащихся

Зам.директора по УВР

Январь

Контроль работы педагогов по формированию УУД обучающихся на уроках т в ходе внеурочных занятий

Зам.директора по УВР

Февраль

Классно-обобщающий контроль в 6 классе

Зам.директора по УВР, педагог-психолог

Апрель-май

Классно-обобщающий контроль в 5 классе

Зам.директора по УВР, педагог-психолог

Апрель

Диагностика готовности педагогов к переходу на ФГОС ООО

Зам.директора по УВР, педагог-психолог

Май

Организация рефлексии педагогической деятельности учителей 5-6 классов

Зам.директора по УВР, педагог-психолог

Организация работы с родителями обучающихся

В течение учебного года

Создание системы электронного информирования родителей через сайт образовательного учреждения

Зам.директора по УВР, классные руководители

В течение учебного года

Оформление стенда ФГОС ООО

Зам.директора по УВР

В течение учебного года

Участие в работе совета школы и общешкольного родительского комитета

Председатель совета и родительские комитеты классов

Август

Родительское собрание в 5 классе «Организация образовательного процесса в 5 классе. Знакомство с основной образовательной программой основного общего образования»

Зам.директора по УВР, классный руководитель 5 класса

Сентябрь

Заключение договоров с родителями обучающихся в 5 классе

Зам.директора по УВР

Октябрь

Участие в выборах нового состава совета школы

Директор, классные руководители

Декабрь

Круглый стол «К новой школе»

Директор

Март

Общешкольная родительская конференция «Введение ФГОС ООО — основное направление развития образовательного учреждения»

Директор

Май

Анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности организацией образовательного процесса

Классные руководители