Управление нравственным развитием подростка включает в себя организационную сторону и психологическую.
Цели нравственного воспитания личности не сводятся только к изменениям «внешнего поведения». Такой эффект воспитания, конечно, важен, но недостаточен. Моральное поведение личности, как правило, вытекает из ее внутренней нравственной позиции (склонностей, предрасположенности, установок). Конечно, такое совпадение внутреннего и внешнего (поведения) наблюдается не всегда. Абсолютно полное и устойчивое совпадение-это идеальная модель. Но именно на эту идеальную модель воспитание и должно ориентироваться в первую очередь. Эта мысль четко звучит в словах А.С.Макаренко о том, что суть воспитания в формировании потребностей, отвечающих требованиям общества, эпохи. Цели нравственного воспитания всегда имеют конкретно-исторический характер. Конечно, задачи нравственного воспитания не сводятся только к приспособлению индивида к существующей действительности. Воспитание «делает человека преобразователем последней. Тем самым оно выступает как одна из движущих сил общества. Но вместе с тем эти задачи не сводятся и к абстрактному идеалу, оторванному от «сущего», от тех целей, которые решает общество на определенном этапе его развития. Подходя к постановке целей воспитания диалектически, педагогика должна ориентироваться как на настоящее, так и на будущее. «Мы, -писал А.С.Макаренко,- должны выдать в качестве продукта не просто личность, обладающую теми или иными чертами, а члена коллектива, при этом коллектива определенных признаков» (А.С.Макаренко. Избр.пед.произ., т.5,с 467.)
В нравственном воспитании детей надо исходить прежде всего из общих целей нравственного воспитания. Однако они должны быть конкретизированы с учетом возрастных возможностей и особенностей подростка.
По своим целям и психологическим механизмам нравственное воспитание несколько отличается от обучения. Целью нравственного воспитания является формирование общественной направленности индивида, а не деловой или личной его направленности. Поэтому главное внимание должно уделяться формированию соответствующих потребностей, стремлений, мотивов, которые должны дополнять умения, навыки и т.д. В обучении акцент делается как раз на последнее. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что если за внешней активностью нет внутреннего порыва, если доброе дело для подростка не вошло в его сердце, то воспитание не подвинется ни на шаг. Трудности в процессе нравственного воспитания часто проистекают из того, что моральная активность, как уже отмечалось, есть сторона, аспект других видов деятельности. Очень часто инструментально-техническая сторона деятельности «заслоняет» ее мотивационные аспекты. В частности, процесс обучения в школе может вступать в относительное противоречие с процессом воспитания, так как между ними есть различия в отношении целей, процесса и результата. Это противоречие усиливается, если делают чрезмерный акцент на обучении или на инструментально-технической стороне воспитания, когда воспитатель стремится прежде всего к достижению «материального результата», внешнего успеха любой ценой. Если посмотреть на цели нравственного воспитания с учетом половозрастных различий, то в работе с мальчиками должно больше внимания уделяться воспитанию мотивов их деятельности, а также развитию эмоциональной стороны морального облика. Умения и мотивы, ум и чувства должны развиваться в гармонии. Проблема гармоничности-очень серьезная проблема воспитания.
В воспитании девочек более пристальное внимание должно уделяться развитию рациональной основы морали, самостоятельности, расширению интеллектуального и нравственно-мировоззренческого кругозора. Как важно в этом возрасте развивать исполнительно-организационные механизмы морали (выдержку, настойчивость, мужество и т.д.), ясно без лишних слов, ведь без волевых привычек немыслимо «нормальное» развитие личности. Они складываются прежде всего в практическом опыте.
Нравственное воспитание есть управление нравственным развитием индивида, имеющее в виду достижение этих целей. Каковы основные пути и принципы этого управления в рамках семьи и школы? Без сомнения, нравственное развитие детей осуществляется прежде всего в процессе его практической деятельности. Поэтому в первую очередь необходимо создать соответствующие внешние условия для практического проявления моральной активности в сфере труда, общественной деятельности, общения. В морали, как и в жизни, «в начале было дело». «Мы становимся справедливыми, творя справедливые дела, умеренными-действуя с умеренностью, мужественными-поступая мужественно». (Аристотель). Во-вторых, необходима благоприятная нравственная и эмоциональная атмосфера групп (семьи, школы и т.д.), в которых протекает деятельность детей. Они должны находиться в атмосфере таких отношений (отношения гуманности, взаимного уважения), которые пробуждали бы, развивали их моральное стремление. В- третьих, эта практическая деятельность детей должна стимулироваться соответствующей «техникой» воспитателя. Сюда относятся как методы непосредственного психологического влияния (различного рода санкции, отношения к подростку в виде одобрения, осуждения, награды, наказания и т.д.) В-четвертых, кроме организации практического морального опыта подростка необходимо управление и его «косвенным опытом» (литература, кино, телевидение и т.д.) Необходима систематическая работа по моральному просвещению. Все эти основные условия, механизмы нравственного воспитания тесно связаны между собой. Общеизвестно, семья закладывает фундамент нравственной личности. Кто, как не родители, должен заботиться о том, чтобы дети не только хорошо усваивали все те знания, которые дает школа, но и приучались к порядку, дисциплине, чтобы они соблюдали законы нашего государства. Семья может использовать такие психологические «рычаги», «механизмы», которые в ограниченной степени доступны другим общественным институтам воспитания: тесный эмоциональный контакт с детьми, обстановка взаимности, доверия и т.д. Все это создает больше возможностей для индивидуального подхода в воспитании. Опросы подростков показывают, что, несмотря на возрастающее воздействие коллективов и групп сверстников в их духовной жизни, СМИ, Интернета, нравственный авторитет родителей довольно высок (а следовательно, и их нравственное влияние). Важную роль в нравственном формировании подростка играют распределение прав и обязанностей в семье, отношения «ответственной взаимозависимости». Ребенок, и особенно подросток, должен иметь определенные обязанности по дому, кроме обязанностей в школе. Труд воспитывает в подростке чувство ответственности, коллективизма, вырабатывает необходимые нравственные привычки и навыки. К сожалению, последние годы проводилась политика оберегания детей от физического труда, что несомненно негативно отразилось на детях.
Большую роль в воспитании детей и подростков играет нравственная и эмоциональная атмосфера семьи. Нравственное воспитание в атмосфере родительской любви и внимания, интереса к жизни детей идет наиболее эффективно. Такая атмосфера сильно воздействует на эмоциональные механизмы морального сознания ребенка. Эти механизмы во многом складываются в детстве. В атмосфере родительской любви и внимания развивается способность к эмоциональному контакту с другими людьми, способность сопереживания, а на этой основе быстрее «произрастает» совесть. В условиях хорошего эмоционального контакта с родителями у ребенка формируется также чувство уверенности в себе, чувство собственного достоинства, которое, если оно умело направляется, побуждает его к «хорошему» поведению. Эмоциональная близость с родителями развивает в ребенке доверие к другим людям: ребенок, которого любят, обычно любит других. А если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, пошлости, он становится равнодушным к добру и красоте. Хочу заметить, что строгость, требовательность по отношению к детям необходима. Но она не должна переходить в грубость и деспотизм. Семейное воспитание сопровождается и дополняется школьным.