Этапы урока | Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания и упраж- нения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Проме- жуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Проверка домашнего задания | Работа над упражнением с целью выявления умения работать самостоятельно | – Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание (учитель берет несколько тетрадей на проверку). Проверка упражнения из рабочей тетради осуществляется при помощи интерактивной доски: × Стрижи в конце лета улетели на юг. × Ребята дружно работали в саду. | – Выполнить упражнение 30 на с. 14 в рабочей тетради. Осуществляют самопроверку: основа предложения – стрижи улетели; основа предложения – ребята работали | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль | Правильно выпол-ненные задания упраж- нения |
II. Постановка учебной задачи | Формулирование учебных задач урока на основе выдвижения предполо-жений по названию темы | – Откройте в учебнике с. 31. Прочитайте название темы. – Сделайте предположение, какие вопросы рас-смотрим в ходе урока. – На уроке сформируем представление о простом и сложном предложениях, будем выполнять упражнения на различение сложного и простого предложений | – Простое и сложное предложение. Делают пред-положение. Внимательно слушают | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – извлекают необходимую информацию из высказываний учителя, учащихся, сведений из учебника. Р – осознают и принимают учебную задачу | |
III. Минутка чисто-писания | Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начерта- ниями букв, соединений | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать? Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв. – Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных. – Прочитайте записанное ниже сочетание слов. | – Заглавной и строчной букв З, з. Выполняют задания. – Звездный час. | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. К – слушают друг друга, строят понятные для парт-нера по коммуни-кации речевые высказывания | Написание элементов букв, сочетания слов |
| | – Когда так говорят? – Это крылатое выражение. Его значение – «миг удачи, вершина успеха». – Запишите сочетание слов в тетради. Учитель обращает внимание на правильное соединение букв в словах. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Запишите сочетание слов. – Посмотрите и отметьте буквы, которые получились у вас лучше остальных | Высказывания учащихся. Выполняют задания | | | |
IV. Изучение нового мате- риала. 1. Введение термина «простое предложение» | Запись предложений под диктовку с целью наблюдения над признаками простого предложения. Работа с определением с целью введения поня- | – Запишите под диктовку следующее предло- жения: 1) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. (А. Толстой) 2) Подморозило. Выпал тонкий снежок. (К. Паустовский) – Проверьте написанное (учитель открывает обратную сторону доски, где записаны данные предложения). – Подчеркните основу каждого предложения. Сколько основ в каждом предложении? – В каких предложениях основа состоит из двух главных членов, а в каких – из одного главного члена? | Выполняют задания. – Одна основа. – Осень. Под-морозило. Основа состоит из одного главного | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности. Р – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, принимают и сохраняют задачи учебной деятельности. | Написание предложений под диктовку. Выделение основы пред-ложения. Признаки простого предло- жения |
| тия «прос-тое предло-жение» | – Откройте учебник на с. 31, прочитайте опре- деление. – Что называется простым предложением? Из чего может состоять основа простого пред- ложения? | члена. В других предложениях – из двух главных членов. Выполняют задание. Отвечают на вопросы | | К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение | |
2. Введение термина «сложное пред-ложение» | Работа над упражнени-ем с целью наблюдения над признаками сложного предложения. Работа с определением с целью введения понятия «сложное предложение» | – Найдите на с. 31 упр. 49. Прочитайте предложения. Докажите, что первое предложение простое. – Можно ли назвать второе предложение простым? Почему? – Сколько грамматических основ во втором предложении? – Назовите их. – Сколько в нем простых предложений? | – В предложении одна грам-матическая основа – вы-дался денек. – Нет. В предложении несколько грамматических основ. – Три. – Тучи рассеялись. Ветер улегся. Солнце выглянуло. – Три. | Индиви-дуальная. Фрон-тальная | П – используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, различные способы поиска информации; владеют логическими действиями анализа, синтеза. Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности. К – слушают собеседника, излагают | Признаки сложного предло- жения |
| | – Как отделены друг от друга простые предло- жения, входящие в состав сложного? – Откройте с. 32, прочитайте определение. – Какое предложение называется сложным? Сколько в нем может быть грамматических основ? Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? Физкультминутка (см. урок 3) | – Запятыми. Выполняют задание. Отвечают на вопросы | | и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | |
3. Работа со схемой «Простое и сложное предло- жение» | Работа со схемой с целью различения простого и сложного предло- жений | – Откройте с. 33, рассмотрите схему в упр. 52. Расскажите, как отличить простое предложение от сложного | Отвечают на вопрос | Индиви-дуальная. Фрон-тальная | П – используют знаково-символи-ческие средства представления информации, речевые средства для решения познавательных задач; владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обоб-щения | Признаки простого и сложного пред- ложения |
4. Работа по учебнику, с. 32, | Работа над упражнением с целью | – В учебнике на с. 32 найдите упр. 50. Прочитайте предложение. Определите, какое это предложение: простое или сложное? | – Сложное. | Индиви-дуальная. | П – владеют логическими действиями | Признаки простого и слож- |
упр. 50 | определения простого и слож-ного пред-ложения | – Докажите. – Сколько в нем простых предложений? Назовите. – Объясните знаки препинания в предложении. – Выполните письменное задание | – В предложении три грамматические основы: гаснет вечер; даль синеет; солнышко садится. – Три. Гаснет вечер. Даль синеет. Солнышко садится. – Простые предложения, входящие в состав сложного, разделены запятой. Выполняют задание | Фрон-тальная | анализа, синтеза. Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения. К – слушают собеседника, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | ного предло- жения. Списывание предложения |
V. Итог урока. Рефлексия деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Над какой темой работали на уроке? – Как отличить простое предложение от сложного? Какой знак препинания ставится между частями сложного предложения? – Что выполняли на уроке? | Отвечают на вопросы | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. | |
| Заключительная беседа | – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 16, упр. 34 | | | Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к пред- мету, стремятся к приобретению новых знаний | |