Упражнения для коррекции речевых нарушений
Нарушение устной речи
Дисфония(афония)
1. Дыхательные упражнения ( при утрате голоса ) Э.Я. Золотаревой:
1. Лечь на спину одну руку на грудную клетку, а другую на живот руки контролируют вдох через нос и плавный выдох через рот. как сквозь узкую трубочку дуем. Дышать 2 раза в день утром и вечером.
2. Стоя – поднять руки через стороны –вверх. Потянуться- вдох. Опустить руки – выдох ,темп медленный.
3 Стоя - развести руки в стороны – вдох , наклонить туловище – выдох. выпрямиться ( вдох быстрый , на выдохе произносить звук Ш )
4 ..Вдох и выдох через левую половину носа а затем через правую.
5 .Вдох через нос а выдох через плотные сжатые зубы. сжатые зубы.
2.Артикуляционные упражнения
1. Движение нижней челюсти вниз в стороны вперед сжимание челюстей
2. Достать кончиком языка мягкое нёбо
3. Надувание обеих щек одновременно
4 Движение языком направо и налево
5. Поцокать языком
3. Закрепление голосовых упражнений
Ма мо му мэ мы
На но ну нэ ны
Ла ло лу лэ лэ
Ва во ву вэ вэ
За зо зу зэ зэ
Жа жо жу жэ жэ
Пациенту предлагается чтение хорошо знакомых стихотворений- из отрывок поэмы «Евгений Онегин» А .С. Пушкина, когда навык голосоведения уже стойко закрепился и формируем самоконтроль за звуковой стороной речи .
Прочесть пословицы , скороговорки на одном дыхании
Капля и камень долбит.
Правой рукой строят,,а левой ломают .
Не плюй в колодец- пригодиться воды напиться
Брадилалия
1. Счет в быстром темпе.
В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100.
Как вариант задания:
— посчитать в быстром темпе от заданного числа до заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.),
— посчитать двойками до 10 (от заданного числа до заданного числа),
— посчитать тройками до 12 (от заданного числа до заданного числа).
2. Произнесение слогов со стечением согласных.
Четко произносить слоги, например:
тра-дра тро-дро тру-дру
пра-бра про-бро тры-дры
кра-гра кро-гро тро-дре
фра-вра фро-вро
тру-дру тры-дры
пру-бру пры-бры
кру-гру кры-гры
фру-вру фры-вры
сби-зпи азба-аспа апша-абжа апша-абжа
сба-зпа озбо-оспо опша-обжа опшо-обжо
сбо-зпо узбу-успу ипша-ибжа упшу-убжу
сбу-зпу изба-испа упша-убжа ипши-ибжи
сбы-зпы ызба-ыспа ыпша-ыбжа епше-ебже
По аналогии можете самостоятельно составить любые другие слоги, но важно, чтобы было стечение согласных.
3. Быстро изменить одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово.
Например: мак - рак - бак.
Предлагаю несколько слов: сон, суп, пар, дом, шар, ром, ток, мир, тир, душ, щит, зуб, стол винт, миска, пушка, тачка, корова, кочка, ночка, шишка, санки, парта, салат, белка, палка, цапля, бабочка, ручка и т.д.
4. Пение быстрых, ритмичных песен для тренировки темпа речи.
5. Для детей 5-7 лет и младших школьников советую упражнение на объяснение фразеологизмов.
Предварительно расскажите ребенку, что такое фразеологизмы (идиомы). Разберите несколько идиом, которые Вы используете в своей речи.
Быстро одним - двумя словами объяснить значение фразеологизмов:
— не вешай нос
— тянуть за язык
— считать ворон
— расстилать уши
— как с гуся вода
— не лыком шит
— намылить шею
— устроить головомойку
— заварить кашу
— посадить в калошу
— разделать под орех
— выносить сор из избы
— бить в одну точку
6. Проговаривание чистоговорок, скороговорок, постепенно увеличивая темп речи.
Скороговорки можете подобрать по своему выбору или использовать те, которые я предлагаю.
— Капа лопаткой копала канавку.
— Коваль выковал коню крепкие подковы.
— Ссорились сороки из-за ссора.
— Брат с братом брели по Арбату.
— Лезут козы в грозу в лозу, лозу козы в грозу грызут (И. Демьянов)
— Лара у Вали играет на рояле.
— Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
— Течет речка, печет печка.
— В гнездышке яички - выведутся птички.
— Сене все бы спать на сене.
— У Сени и Сани в сетях сом с усами.
— Щипцы да клещи - вот наши вещи.
— Тащу, не дотащу. Боюсь, что выпущу.
— В лесу слышен шелест листьев.
7. Чтение текста (лучше использовать стихи) в сопровождении быстрого ритма. Это может быть отстукивание, отхлопывание или удары метронома.
Тахилалия
1.Звуковые цепочки
Дети должны за взрослым повторить звуковую цепочку, которая постепенно усложняется. Сначала это может быть ряд гласных звуков, позже слогов, затем слова и фразы. Для оживления процесса по кругу перебрасывается мяч
2.Дождик
Взрослый отбивает ритм хлопками (от одного до трех), дети должны повторить и сравнить одинаково звучит дождик или по-разному
3.Игра на музыкальных инструментах
Используются погремушки, ложки, трещотки и бубен. Под заданный стих пациенты отбивают ритм. У каждого участника группы свой инструмент и партия. Их задача — синхронизировать свои движения с ритмом стишка/потешки и вовремя вступить и закончить
4.Мячики
Все должны прыгать и одновременно с этим произносить заданный слог (на более поздних этапах это может быть стишок). Задача — следить за плавностью выдоха, звучанием голоса и дикцией
Дислалия
«Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать на 10-15 сек.
«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 – 15 сек.
«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать его в таком положении 15 сек.
«Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать 15 сек.
«Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 раз.
«Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе 15 – 20 раз.
«Лошадки». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 – 15 раз.
«Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. (10 – 15 раз).
«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. (15 раз).
«Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. (10 раз).
Ринолалия
Формирование диафрагмально – рёберного типа дыхания
1. «Животик»
В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях.
2. «Солдатик»
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3
От трех до семи раз подряд.
Возможные варианты изображаемых действий:
• надувание и выпускание воздуха из шаров;
• разжигание, а затем раздувание костра;
• сбор на лугу одуванчиков, а затем дутье на них;
• игра в снежинки, а потом согревание замерзших рук (со звуком Х)
• сдувание корабликов
• ветряные мельницы, вертушки, бабочки.
3. «Надуй шарик»
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки.
Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой).
После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем.
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст, произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.
4. «Щука»
Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки ладонями на ребрах.
Вдох — легко надавливаем руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны. Выдох — надавливаем руками на ребра.
Щука в омуте жила,
Щеткой воду мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.
Дизартрия
1.«Говорливый ручеек»
Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».
2.«Ветер, ветер...»
Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.
У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф.
У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х.
У Осени — прохладный — с-с-с.
У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.
Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
3.«Чудак»
Педагог читает стихотворение:
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.
Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.
4. «Муравейник»
Педагог рассказывает детям историю: «В муравейнике живет много муравьев. Однажды утром, когда проснулось солнышко, деревья зашумели своей листвой, желая всем жителям леса доброго утра, обогрело солнышко и муравейник...»
Дети теплым воздухом дуют на муравейник (открытым ртом «х-х-х»).
«Проснулись муравьи, зашевелились (приставить палец к щеке и обвести вокруг него языком изнутри, слева и справа) и стали вылезать из муравейника. Первым появился маленький муравьишка и очень удивился: "О!", затем вылезли хмурые взрослые муравьи и посмотрели по сторонам: "У!"...»
Педагог играет различное количество звуков, вызванный ребенок ставит рядом с муравейником картинки с соответствующим количеством муравьев, а остальные дети мимически воспроизводят пиктограмму и произносят звук, указанный на карточке.
Нарушение письменной речи
Дислексия
1.Чтение слов по слогам, при каждом слоге – сжимаем мяч всеми пальцами, следим за безымянным и мизинцем – это очень важно. Эти пальцы не развиты. Усложнение – перекладываем с одной руки в другую.
2.Читать слова наоборот.
3. Артикуляционная гимнастика.
— вдох носом, выдох через рот;
— вдох, задержка дыхания, выдох;
— вдох, выдох по порциям.
4. Упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
5. чтение скороговорок, пословиц, поговорок
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА».
АМ
САМ
СВОЙ
ВЫБОР
ВОСЕМЬ
ДЕВУШКА
КАЧЕСТВО
СТРОИТЕЛЬ
ОГРАБЛЕНИЕ
КРАЕВЕДЕНИЕ
Дисграфия
1. Пишем вслух . Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ ).
Пример проще: НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком (на стале стаял куфшин с малаком).
2. Пропущенные буквы .
К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__.
Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти.
Аграфия
Придумывание лесенок слов на данную букву в определенной позиции. Например:
Соревнование: кто быстрее поднимется по лесенке?
"Лесенки" используются разные, в зависимости от уровня подготовленности детей.
Подбор слов к данной рифме.
Например: сок — лесок, носок, поясок, голосок...; сы — весы, часы, усы, носы.
Работа со сложными словами. Какие два слова спрятались в одном?
Например: пылесос (пыль сосет); самокат (сам катит); самолет (сам летает); листопад (листья падают).
4. Выделение границ предложений в тексте.
Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы:
На улице льет дождь
В парке гуляют дети.
Мама купила арбуз.
Вначале подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, затем — более распространенные и близкие по смыслу.