Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза»
Фонематический анализ это умение делить слово на составляющие его звуки, чётко представлять себе его звуковую структуру. Эта форма звукового анализа появляется у детей в процессе специального обучения грамоте.
Недоразвитие фонематического анализа проявляется на письме в виде пропусков и перестановок букв, при чтении , когда ребенок также пропускает буквы, переставляет звуки (крупа – курпа).
Для правильного овладения процессами письма и чтения очень важна сформированность фонематического анализа.
Предлагаемые задания помогут скорректировать данный дефект.
____________________________________________________________________
1. Подобрать слово на каждый звук предложенного слова:
РУЧКА:
рот, улей, час, кот, Аня
2. Образовать цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последующего звука предыдущего слова:
дом-мак-кот-туфли-ирис-сумка-азбука
3. Зашифровать гласные (согласные) буквы заданным знаком:
уха - .х., сырок – с.р.к, рак-/а/, ослик – о//и/
4. Образовать из букв данного слова как можно большее количество слов:
трактор – рак, рот, кот, ток, корт, торт, рота
5. Вставить пропущенные буквы в слова:
ди.ан (диван) , утк. (утка), .ыбак (рыбак)
6. Подобрать слово на заданный слог:
ПА – паром, парус;
РУ – рука, рукава;
МУ – мука, мусор
7. Подобрать слова, заканчивающиеся на одинаковый слог; в рифму:
машиНА-картиНА, сковороДА-бороДА, червяКИ-боровиКИ
топОР-помидОР, комОК-клубОК
8. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков, записать.