СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для развития речевого дыхания,темпа,ритма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены примерные упражнения для развития речевого дыхания,темпа и ритма.Упражнения такого характера используются  в системе при работе с детьми подготовительного класса коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития речевого дыхания,темпа,ритма»

Музыкально-ритмичные занятия ( в системе коррекционной логопедической помощи)   Турчанинова Зухра Талхаевна Студентка 5 курса ОЛИГО-301

Музыкально-ритмичные занятия ( в системе коррекционной логопедической помощи)

Турчанинова Зухра Талхаевна

Студентка 5 курса ОЛИГО-301

Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса»          Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса»           «Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса»        «Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса»         Упражнения на развитие речевого дыхания Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе. Работа над речевым дыханием заключается в следующем: — в выработке длительного ротового выдоха; — в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора

Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса»       Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса»       «Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса»     «Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса»     Упражнения на развитие речевого дыхания

  • Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
  • Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
  • — в выработке длительного ротового выдоха;
  • — в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора
Последовательность работы над формированием речевого дыхания   Первый этап: Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха. Второй этап: Выработка правильного физиологического (диафрагмального) дыхания. Третий этап: Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков).

Последовательность работы над формированием речевого дыхания

  • Первый этап:
  • Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха.
  • Второй этап:
  • Выработка правильного физиологического (диафрагмального) дыхания.
  • Третий этап:
  • Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков).
Дыхательное упражнение «Ветер»  1. Дует легкий ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф... Выдох спокойный, ненапряженный. Дует сильный ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф... Активный выдох. Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки. Осенние листочки на веточках сидят. Осенние листочки детям говорят: Осиновый — а-а-а... Рябиновый — и-и-и... Березовый — о-о-о... Дубовый — у-у-у... Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».

Дыхательное упражнение «Ветер» 

1.

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф...

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф...

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят.

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый — а-а-а...

Рябиновый — и-и-и...

Березовый — о-о-о...

Дубовый — у-у-у...

Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».

Упражнение «Небо синее» 2.   Описание: Спеть песню на одном звуке, используя слоговые названия коротких и длинных звуков.  В не-бе пе-се-нки зве-нят,  Все ре-бя-та вверх гля-дят:  Мно-го в не-бе пти-чьих стай,  По-то-му что ме-сяц май. Прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.  

Упражнение «Небо синее»

  • 2.
  •   Описание:
  • Спеть песню на одном звуке, используя слоговые названия коротких и длинных звуков.
  • В не-бе пе-се-нки зве-нят,
  • Все ре-бя-та вверх гля-дят:
  • Мно-го в не-бе пти-чьих стай,
  • По-то-му что ме-сяц май.
  • Прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.
  •  
3.Упражнение «Кап-кап» Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т.д. Птица: кар, кар, кар! Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! Дети ритмично хлопают в ладоши. Дождик: кап, кап, кап!   Хлопают ладонями по коленям. Ноги: шлеп, шлеп, шлеп!  Топают попеременно ногами.   Дети: ха, ха, ха!   Вытягивают руки вперед ладонями вверх  Мама: ах, ах, ах!   Качают головой.  Дождик: кап, кап, кап!  Хлопают ладонями по коленям.  Туча: бах, бах, бах!  Топают ногами.   .

3.Упражнение «Кап-кап»

Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т.д.

Птица: кар, кар, кар!

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! Дети ритмично хлопают в ладоши.

Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами.

 

Дети: ха, ха, ха! Вытягивают руки вперед ладонями вверх

Мама: ах, ах, ах! Качают головой.

Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.

Туча: бах, бах, бах! Топают ногами.

 

  • .
4.Произношение слогов на выдохе Упа - опа – ипа – апа Па – по – пу – пы Паф – поф – пуф – пыф Хоп – хоп – хоп - хоп

4.Произношение слогов на выдохе

Упа - опа – ипа – апа

Па – по – пу – пы

Паф – поф – пуф – пыф

Хоп – хоп – хоп - хоп

       5. «РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ!»        Цель: учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа и ритма в двигательных реакциях.   Описание:  под музыку «Физкультурный марш» М.Раухвергера дети выполняют динамические движения. На нечетные такты двигаются бодрым шагом вперед, считая вслух: «Раз, два, три, четыре!» На четные такты дети стоят на месте и хлопают в ладоши, воспроизводя ритмический рисунок.   

5. «РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ!»  

  •   Цель: учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа и ритма в двигательных реакциях.
  •  
  • Описание:
  • под музыку «Физкультурный марш» М.Раухвергера дети выполняют динамические движения. На нечетные такты двигаются бодрым шагом вперед, считая вслух: «Раз, два, три, четыре!» На четные такты дети стоят на месте и хлопают в ладоши, воспроизводя ритмический рисунок.
  •  
 6. «Трактора»   Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.   Описание:  дети под текст выполняют движения ритмично. Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим  шагом  Из колхозного двора  Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в  круг  Будем землю пахать, выделяют ударные слова

6. «Трактора»

  •   Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.
  •  
  • Описание:
  • дети под текст выполняют движения ритмично.
  • Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим
  • шагом
  • Из колхозного двора
  • Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в
  • круг
  • Будем землю пахать, выделяют ударные слова
 7.Упражнение «Щелк-щелк» Цель: развивать чувство ритма в сочетании с музыкой, уметь согласовывать движение руки и речи.   Описание:  дети выполняют движения под слова потешки.  Щелк. Правой рукой щелчок.  Щелк. Левой рукой щелчок.  Хлоп. Правой рукой по правому колену.  Хлоп.  Левой рукой по левому колену. Щелк. Правой рукой щелчок.  Щелк. Левой рукой щелчок.  Хлоп - хлоп. Хлопки перед собой.  Все повторить 2 раза.

7.Упражнение «Щелк-щелк»

  • Цель: развивать чувство ритма в сочетании с музыкой, уметь согласовывать движение руки и речи.
  •  
  • Описание:
  • дети выполняют движения под слова потешки.
  • Щелк. Правой рукой щелчок.
  • Щелк. Левой рукой щелчок.
  • Хлоп. Правой рукой по правому колену.
  • Хлоп. Левой рукой по левому колену.
  • Щелк. Правой рукой щелчок.
  • Щелк. Левой рукой щелчок.
  • Хлоп - хлоп. Хлопки перед собой.
  • Все повторить 2 раза.
 8.Упражнение «Мухи и паук»   Цель: развивать распределение внимания, чувство ритма, координацию слова и движения под музыку.   Описание:  в соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и притопы  На паркете восемь пар –  Мухи танцевали.  Но, увидев паука,  В обморок упали.  

8.Упражнение «Мухи и паук»

  •   Цель: развивать распределение внимания, чувство ритма, координацию слова и движения под музыку.
  •  
  • Описание:
  • в соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в
  • ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и
  • притопы
  • На паркете восемь пар –
  • Мухи танцевали.
  • Но, увидев паука,
  • В обморок упали.
  •  
Упражнения на формирование речевого дыхания, темпа, ритма движения и речи

Упражнения на формирование речевого дыхания, темпа, ритма движения и речи

Упражнения для дыхания, развития голоса дутье на различные предметы (пушинку, листик , снежинку и т.д.); дутьё со звукоподражанием: «С», «ш». «ф», «Х»; произношение гласных в значимых ситуациях:ау-в лесу, иа- кричит ослик, уа - плачет малыш; произношение глухих взрывных согласных в сочетании с гласными: ту-ту, ку-ку, пи-пи и т.д.; произношение звонких взрывных согласных в сочетании с гласными: ду-ду, бу-бу, га-га и т.д.; подражания звукам животных, птиц, игрушек, предметов окружающей среды.

Упражнения для дыхания, развития голоса

  • дутье на различные предметы (пушинку, листик , снежинку и т.д.);
  • дутьё со звукоподражанием: «С», «ш». «ф», «Х»;
  • произношение гласных в значимых ситуациях:ау-в лесу, иа- кричит ослик, уа - плачет малыш;
  • произношение глухих взрывных согласных в сочетании с гласными: ту-ту, ку-ку, пи-пи и т.д.;
  • произношение звонких взрывных согласных в сочетании с гласными: ду-ду, бу-бу, га-га и т.д.;
  • подражания звукам животных, птиц, игрушек, предметов окружающей среды.
Упражнение «Не зевай» Оборудование: бубны по количеству детей.   Описание:  дети стоят в кругу с бубнами в руках. На нечетные такты «Новогодней польки» А.Александрова музыкальный руководитель называет детей по именам. Тот, кого назвали, ударяет по бубну три раза на четный такт. Удары в бубен сопровождаются ритмическим проговариванием слов «Не зевай!» остальными детьми.

Упражнение «Не зевай»

  • Оборудование: бубны по количеству детей.
  •   Описание:
  • дети стоят в кругу с бубнами в руках. На нечетные такты «Новогодней польки» А.Александрова музыкальный руководитель называет детей по именам. Тот, кого назвали, ударяет по бубну три раза на четный такт. Удары в бубен сопровождаются ритмическим проговариванием слов «Не зевай!» остальными детьми.
Упражнения с ложками Дети стоят в кругу. Звучит музыка Ф.Шуберта «Экосез». Они выполняют движения с ложками: такт 1-4 - хлопают в ладоши поочередно (цепочкой), соблюдая ритмический рисунок. Такт 5 – пятый ребенок в кругу делает два шага вперед. Такт 6 - хлопает два раза в ладоши. Такт 7 – два шага назад. Такт 8 – хлопает один раз в ладоши. Дальше упражнение выполняют дети, стоящие следующие по кругу.

Упражнения с ложками

  • Дети стоят в кругу. Звучит музыка Ф.Шуберта «Экосез». Они
  • выполняют движения с ложками:
  • такт 1-4 - хлопают в ладоши поочередно (цепочкой), соблюдая ритмический рисунок.
  • Такт 5 – пятый ребенок в кругу делает два шага вперед.
  • Такт 6 - хлопает два раза в ладоши.
  • Такт 7 – два шага назад.
  • Такт 8 – хлопает один раз в ладоши.
  • Дальше упражнение выполняют дети, стоящие следующие по кругу.
   «Барабан» Левой, правой, левой, правой – Барабан уже дырявый. ( Упражнение в кругу, поочередные стуки руками по полу) Важно: слова соответствуют стучащей руке.

«Барабан»

Левой, правой, левой, правой –

Барабан уже дырявый. ( Упражнение в кругу, поочередные стуки руками по полу)

Важно: слова соответствуют стучащей руке.