Музыкально-ритмичные занятия ( в системе коррекционной логопедической помощи)
Турчанинова Зухра Талхаевна
Студентка 5 курса ОЛИГО-301
Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса» Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса» «Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса» «Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса» Упражнения на развитие речевого дыхания
- Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
- Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
- — в выработке длительного ротового выдоха;
- — в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора
Последовательность работы над формированием речевого дыхания
- Первый этап:
- Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха.
- Второй этап:
- Выработка правильного физиологического (диафрагмального) дыхания.
- Третий этап:
- Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков).
Дыхательное упражнение «Ветер»
1.
Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...
И качает так листок — ф-ф-ф...
Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок — ф-ф-ф...
И качает так листок — ф-ф-ф...
Активный выдох.
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый — а-а-а...
Рябиновый — и-и-и...
Березовый — о-о-о...
Дубовый — у-у-у...
Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».
Упражнение «Небо синее»
- 2.
- Описание:
- Спеть песню на одном звуке, используя слоговые названия коротких и длинных звуков.
- В не-бе пе-се-нки зве-нят,
- Все ре-бя-та вверх гля-дят:
- Мно-го в не-бе пти-чьих стай,
- По-то-му что ме-сяц май.
- Прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.
-
3.Упражнение «Кап-кап»
Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т.д.
Птица: кар, кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! Дети ритмично хлопают в ладоши.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами.
Дети: ха, ха, ха! Вытягивают руки вперед ладонями вверх
Мама: ах, ах, ах! Качают головой.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.
Туча: бах, бах, бах! Топают ногами.
4.Произношение слогов на выдохе
Упа - опа – ипа – апа
Па – по – пу – пы
Паф – поф – пуф – пыф
Хоп – хоп – хоп - хоп
5. «РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ!»
- Цель: учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа и ритма в двигательных реакциях.
-
- Описание:
- под музыку «Физкультурный марш» М.Раухвергера дети выполняют динамические движения. На нечетные такты двигаются бодрым шагом вперед, считая вслух: «Раз, два, три, четыре!» На четные такты дети стоят на месте и хлопают в ладоши, воспроизводя ритмический рисунок.
-
6. «Трактора»
- Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.
-
- Описание:
- дети под текст выполняют движения ритмично.
- Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим
- шагом
- Из колхозного двора
- Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в
- круг
- Будем землю пахать, выделяют ударные слова
7.Упражнение «Щелк-щелк»
- Цель: развивать чувство ритма в сочетании с музыкой, уметь согласовывать движение руки и речи.
-
- Описание:
- дети выполняют движения под слова потешки.
- Щелк. Правой рукой щелчок.
- Щелк. Левой рукой щелчок.
- Хлоп. Правой рукой по правому колену.
- Хлоп. Левой рукой по левому колену.
- Щелк. Правой рукой щелчок.
- Щелк. Левой рукой щелчок.
- Хлоп - хлоп. Хлопки перед собой.
- Все повторить 2 раза.
8.Упражнение «Мухи и паук»
- Цель: развивать распределение внимания, чувство ритма, координацию слова и движения под музыку.
-
- Описание:
- в соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в
- ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и
- притопы
- На паркете восемь пар –
- Мухи танцевали.
- Но, увидев паука,
- В обморок упали.
-
Упражнения на формирование речевого дыхания, темпа, ритма движения и речи
Упражнения для дыхания, развития голоса
- дутье на различные предметы (пушинку, листик , снежинку и т.д.);
- дутьё со звукоподражанием: «С», «ш». «ф», «Х»;
- произношение гласных в значимых ситуациях:ау-в лесу, иа- кричит ослик, уа - плачет малыш;
- произношение глухих взрывных согласных в сочетании с гласными: ту-ту, ку-ку, пи-пи и т.д.;
- произношение звонких взрывных согласных в сочетании с гласными: ду-ду, бу-бу, га-га и т.д.;
- подражания звукам животных, птиц, игрушек, предметов окружающей среды.
Упражнение «Не зевай»
- Оборудование: бубны по количеству детей.
- Описание:
- дети стоят в кругу с бубнами в руках. На нечетные такты «Новогодней польки» А.Александрова музыкальный руководитель называет детей по именам. Тот, кого назвали, ударяет по бубну три раза на четный такт. Удары в бубен сопровождаются ритмическим проговариванием слов «Не зевай!» остальными детьми.
Упражнения с ложками
- Дети стоят в кругу. Звучит музыка Ф.Шуберта «Экосез». Они
- выполняют движения с ложками:
- такт 1-4 - хлопают в ладоши поочередно (цепочкой), соблюдая ритмический рисунок.
- Такт 5 – пятый ребенок в кругу делает два шага вперед.
- Такт 6 - хлопает два раза в ладоши.
- Такт 7 – два шага назад.
- Такт 8 – хлопает один раз в ладоши.
- Дальше упражнение выполняют дети, стоящие следующие по кругу.
«Барабан»
Левой, правой, левой, правой –
Барабан уже дырявый. ( Упражнение в кругу, поочередные стуки руками по полу)
Важно: слова соответствуют стучащей руке.