Набор упражнений для скорочтения.
Улучшаем концентрацию внимания
“Активизация обоих полушарий”. Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.
“Выделение главного”. Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — “!” или “NB”, согласны — ставим “+”, не согласны — “-” и т.п.
“Называем цвет”. Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.
Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.
Красный. Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.
Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.
“Найди слово”. Варианты выполнения упражнения:
Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.
Отгадывание загадок – простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Лучше всего, если это будут загадки обманки или вопросы на логику с подвохом.
Избавляемся от регрессии
“Режем пол строки”. Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы “срежете” ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.
“Указка”. Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.
“Чтение на скорость”. Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.
Подавляем артикуляцию
“Альтернативный текст”. Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни (“ля-ля-ля, тру-лал-ла”) или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.
“С закрытым ртом!” Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.
“Барабанная дробь”. Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.
“Чтение под отвлекающую музыку”. Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.
Читаем с указкой
Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.
Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.
Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.
2. Подавляем артикуляцию
Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.
Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.
Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.
3. Метод «зеленой точки»
Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.
Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.
Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.
4. Тренируем тарабарщину
Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.
Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.
5. Читаем вверх ногами
Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!
6. Метод «тик-так»
Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.
7. Чтение по диагонали
Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.
Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».
Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.
Развиваем память
“Нестандартное чтение”. Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.
“Восстанови пропущенные буквы”. Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для “отгадывания” очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.
Развитие скорости мышления
Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.
Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы- медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося (м).
В лифте.
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
Ручка в зубах.
Напишите в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.
Набор деформированных предложений.
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. дали каши Маше манной нашей
3. летом одним и зимой цветом
4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке
5. ко мне друзья пришли мои на праздник
6. у деда, Мороза красивые легкие сани были
7. любимое дерево мое белая береза
8. в саду в нашем расцвела клубника
9. мы электричке на доехали до станции
10. ледяная , крутая и длинная горка была
Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Чтение блоков
Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (1-ая группа блоков)
Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею еу ад аж ай ам ап ар ах!
Ей ел ем ед еж ек иж из ик ил им иф ой!
Ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй! эх!
Юг юз юм юн яд як ял ям ян яр
Ба бы бэ-э-э во! Вы га да до же за
Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
Не ни но ну по Ра ре си су та те
То ту ты тю! Фа фу! Ха! Хе! Че чу ша!
Щи бр-р-р кшш… тшш… тсс…
Ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! Во-во!
Га-га-га! Да-да-да! Эй-эй!
Ну-ну! То-то хе-хе-хе ха-ха-ха!
Ба-ба дя-дя па-па ма-ма
Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов (2-ая группа блоков):
При отработке прочтения слов этой группы полезно использовать приём наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам.
Ага бай сам шар пах
Аут баз бык бэр вон
Выя дар дом бей ели
Ему зея сею уже зал
Ива тик хил зим лиф
Тих бия кар лих люк
Ляп миф мул мыс мэр
Нас нет нищ нот гну
Бой лом сон ост лот
Мох бош пол Юра рек
Оси суп эта тел тот
Эту тыл ТЮЗ ума муж
Кум рус дух Уфа Уфу
Уха ухе чек чуб шаг
Щит эхо юга ТЮЗ юму
Дюн яды яку мял яма
Яна яро
Аа-ага-яга-яма-ява-яна
Ад-сад-суд-сед-дед-беб
Ай-бай-рай-лай-лей-лес
Ам-сам-эам-там-нам-наш
Ар-шар-кар-кур-рук-рак
Ах-пах-пат-мат-мад-май
Ау-ату-туш-уши-шин-шит
Ау-аут-шут-шуб-шум-ума
Ба-баз-бал-бел-бег-бес
Бы-бык-быт-бот-кот-лот
Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус
Во-вон-вот-воз-вол-эол
Вы-выл-выя-вил-вал-дал
Га-газ-гаи-уаз-азы-азу
Да-дар-дыр-ряб-раб-рыл
До-дом-дон-док-око-мод
Ей-бей-пей-пел-пил-пир
Ел-ели-дел-мел-сел-тел
Ем-ему-тем-там-том-сом
Ея-зея-шея-шеи-шею-шеф
Ею-сею-сою-пою-пой-поп
Же-уже-ежу-еду-ежи-жив
За-зал-зав-зам-зад-зуд
Иа-ива-ира-раф-риф-рис
Ик-тик-так-мак-лак-тит
Ил-хил-вил-жил-зил-бил
Им-зим-ими-иди-или-ила
ИФ-лиф-лик-луч-луб
Их-тих-тис-тип-туп-тот
Ия-бия-яик-яки-яги-гид
Лю-люк-кки-луи-лук-лиц
Ля-ляп-лэп-лип-лис-луп
Ми-миф-мир-мор-муз
Му-мул-нул-луг-луч-куч
Мы-мыс-мыт-мот-моё-мой
Мэ-мэр-рем-ром-рос-рощ
На-нас-сан-сап-нёс-сел
Не-нет-нее-ней-нем-ним
Ни-нищ-нив-нов-ног-ной
Но-нот-тон-тои-тор-тощ
Ой-бой-бои-мой-мог-мол
Ом-сом-лом-том-ком-пом
Он-сон-кон-тон-оно-они
Ос-ост-сто-дос-дом-ома
От-лот-пот-мот-тот-рот
Оох-мох-мух-охи-ахи-мах
Ош-бош-бот-бог-бок-док
По-пол-пал-мал-дал-ждал
Ра-Юра-эра-рак-рок-роз
Ре-рек-век-вак-ваз-воз
Си-оси-сив-сиг-миг-маг
Су-суп-сук-сок-ток-так
Су-сук-суп-щуп-щук-щек
Та-эта-эра-раб-рад-род
Те-тел-тол-вол-дол-дел
То-тот-тут-аут-кут-кум
Ту-эту-туя-туф-тур-бур
Ты-тыл-пыл-пол-гол-год
Тю-тюз-тоз-туз-узы-зуб
Уа-ума-ура-мак-рак-так
Уж-муж-луж-лыж-пыж-паж
Ум-кум-ком-кот-кол-кал
Ус-рус-усы-сыр-сер-сет
Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.
(3-я группа блоков):
Бокс борт борщ верх волк
Гонг диск Ейск зюйд Иезд
Лувр люфт лязг матч мозг
Нерп порт корт пунш Рижт
Факт финт фунт
Шурф щедр.
Акт акр барс болт Вахш винт
Герб горд горн ГОСТ гурт дерн
Зонд зонт корт лифт лярд морж
Пуст путч ринг ромб рост сорт
Фонд форт цинк шарф шест шёлк
Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова
(4 - ая группа блоков):
Блок блях барк взор ВГИК вжик
Влип враз врач вред все втуз
Где глуп граф грач грех гриф
Джаз дни дней дроф друг ждал
Жрец звон злой знак зной клев
Клич клуб клюв ключ кляк КМА
Её плащ плох.
Класс встал у парт.
Мой друг щедр.
Чтение наиболее трудных однослоговых слов
(5 - ая группа блоков):
Вверх взмах взнос взмыл вклад
Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
Монстр перст пёрст пункт склад
Смысл спорт столб страж треск
Хвост Холмс штамп штурм
Чтение двуслоговых слов
(6-ая группа блоков).
Аббат бедных браво велю
Аган белый бронза верни
Ажур бизон бронхит верхи
Акбар беркут броню весна
Я вверх вёз хлеб.
Жнец ждал.
Плох дом.
На наш дом грач сел.
-
Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными
(7-ая группа блоков):
Как внизу другие сели
И запасы наши съели.
Сели- съели приём- объём
Сёмка- съёмка веду- въеду
Приезд- съезд взял- изъял
Он вёл коня, потом въехал во дворец.
Наша съёмка объекта была изъята.
Чтение слов и словосочетаний до трех слогов (8 группа блоков)
ТЕКСТЫ ПЕРЕВЕРТЫШИ.

Ратеяб лоишп тиволь убры. аСаш есн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо молайп щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.
реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк сунны трефопль. маТ жател Непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!
ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО Леси доп леь. мат лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!
соЛь - снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла ее ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.
тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугеб ан котак. ниО зятсколь оп дуль ан нокьхок. кокольС хемас и стидора!
У ташаНи либы стоги. анО огущала хи маеч и рогомип. тарСийш траб ашаС сенпри зи хукни найчик. таНаша амас лалина айч в шкича. шороХая зайкохя ашан таНаша!
реВлетот лонись митуш. Я щее иногдк не талел ан ревлетоте. оН аппа щабело тявзь няме с бойсо.
аН роме ашаС ростпоил прекость зи кепса. анО ен сасрыпалась и голдо лтояса.
кеРаты таюлет в москос. Я чоху теполеть к зведамз и назуть: вужит мат дюли Лии тен.
саРулки вужит в дево. Я жето латехо ыб тижь в дево. неМ жакется, отч я лыба сарулкой. оН венарное отэ лыбо ов есн.
троУм рипхотидся нора ваставть, эпомуто я ен бюллю троу. А маам венаноре бюлит, топому очт йе жомно пасть од веданацадит сочав.
аяЗц чьюон дихот оп лямоп, оп селам зеб растха. И оге дысле мыпряе. ромУт но то трасха чинаетна татьпу ледыс. тниОхоки миса таютпуся оп войнымд дамсле и дивутсяляю росхитти цайза.
иТох имйзо в улес. оН отв йла басоки рунашил нушити. деУлави касоба кулбе и мкрог лаязала. А лебка дисит ан кеел и рыгзет киореш. абкаоС есв мчегро етла. уТт и тоникхо каполсяза. стВрелы. тыйуПшис реквез дапета ан люмзе.
астРет в адус блояян. втиВе воси ано кираслану рокоиш. нойВес няялоб тетвец ныжмине тымишисду мивецта. А мотле ноа рдиготся десучмины далопми. ньюсеО паоютда тьясли, и оитст ймоиз анаш бяялон явс в усне. дноТур йе в дхло и зморо.
хапареЧе чуяпола плоте. анО нучолась и полвызла зи рыно. лаползВы и глале у ховда. наО жеу номго нейд ен лапи и ен лае. репахаЧе нутролась в тьпу. наО лазна, отч вуюпер вутра одна катьис в зинени.
аЗ нейревде воскоКра щаро. табяРе тосча тходя в урощ аз мибагри и дамигоя. азР ляО и атяК лишза в щуча. амТ мноте. лиСта кивочде чакрить и тьваз тбяре. ляКо ваноИв и сяВа лоБев стбыро чамполись ан мощьпо.
ньДе лыб ныйчудес. ромВече шаяболь наячер чату лакрыза сев боне. ласьчаНа льсиная зрога. ныйрашСт могровой дару тряпос сьве мод. ряБу лануг и малола вьередея. лотаС семсов мноте. дьДож лехстал оп ламтекс. лоБы вожтрено и рашност.
лсячиКон чебуный дог. стуНапило коержа толе. дыйКаж ньде димхо ым ан куреч хруПа. ыМ ваплаем в нойхладпро дево, жилем ан кеспе. ноЧудес томле и в сулее! лькоСко амт гояд, бовгри! рошоХо детьси у чейкару в ните и шатьслу, акк читржу таячис кадичво.
лашПри миаз. лисьПопаыс с бане тыешипус кижинсен. лымБе ровком лигле ино ан ляпо, ан мыхло, ан ширык модов. верЗаскал ан целнсо сел. перьТе ножмо тьдихо ан жахлы, габеть ан кахнько оп дуль. листаНа лыесеве киньде. рошоХо мойзи!
жеУ лаприш стонаящая имаз. чьНою ылб ныльсий несгопад. У рылькца омад шобольй сугробг. легО и гое ваторищ леГб губет в адс комирть тицп. инО ринеслип каптичм хисух гояд биряны и ругойд оркм. сеньюО итед пазалис номго знырах мясен ляд музиющих цпти. итеД – рузьяд типц.
21.
ступиНало етол. коЯер сенлцо ветист и реетг люзем.
сеВ гомкру вецтет и незелеет. аН угул сикосли уеж ратву. онСе брасоли в шиболье гасто. утТ еж ан гастох вияполись сятребы и улни. пееТрь рнапетые отхоники идтяс понедвинож ан гастох. тоЭ ино гурестет левыпох шемый. гдаКо угл олиголся, от зыгрунам нодрут тасло татьпряся то хныщих тпиц.
В тосгум елсу ан орег восемс менот. оН овт лавы шалун, верзаскали, блестезали нежсинки ан леках, ан сионах. ресеЗариблись килдаге лывост нисо. У ширвены нысило лорчене долпуп. оВт оп гунес мигмяки кажпрыми бедпожал к ниосе везрек. стаОновился, хапонюл. тоЭ никуца – зарог севх манькилех снылех резвей.
верзРанулись ан ребезах ыдломое кисточли. В ратве спурастились лодымое ванодучкии. ползаВыют зи млези кисмайе укжи. Отстчи укж то зелим кипла, прарасвит лыкрышки и типолет. жатКруся укиж кворуг ревьевед, тужжаж, ан китве дятсаяс, деят деммммммммммммммммолоы тосликич. оН шольбе, меч укиж, деврят редевьям хи чилинки. инО адпоеют лодомые рекошки.
рокос овНый одг. В сквеМо рыкотлись лоченые азбары. амТ омгон юдлей. есВ псешат упкить умсаю сикравую укел. гоСеняд и в аншу лоушк рипвезли улек. нуЛеюс сакравицу сневли в азл. атРебя лопхают в адлоши, угбет ретсмоть ан еклу. ромВече идет вепосили ан келу тныцвее арыш, лупхошки, жкифла и рудгие гирушки.
зИ всхе впечих тпиц масая рыкстная и сикравая волига. вуЖит волиги в ребезовых орщах, в нитестых ркапах, в совыких будовых и поливых лелаях. снойВе волиги явполяются здпоно. рудТно тинай здонег волиги в лезеных твевях редевьев. еН севгда жмоно виудеть коблиз и массу десчуную тпицу. наО занеметно леперетает то редева к редеву. ьлТоко ногида ан лнсоце нетблес нао восим ряким пеорением.
ТЕСТ С ПРОПУЩЕННОЙ БУКВОЙ (СЛОВА С ДЫРКАМИ)
Листик за л.ст.ком падает с л.пы на кр.шу. Какой л.ст.к летит парашютиком, какой мотыльком, какой в.нт.ком. В.т.р с крыши поднимает все л.стья.
Лев и м.дв.дь добыли мясо и ст.ли за него др.ться. М.дв.дь не хотел уступать, и лев не уступал. Они так д.лг. бились, что ослабели оба и легли. Л.с.ца увидала их мясо, подхв.т.ла его и убежала.
Был м.р.з. На льду реки в.с.ло пела птичка. Вот птичка прыгнула в пр.р.бь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выск.ч.ла на лед. Она снова в.с.ло запела. Это оляпка.
Ядовитая гадюка каждое утро вползает на с.х.й п.н.к и греется на солнышке. Она еще с трудом п.лз..т, потому что кровь у нее сильно остыла на х.л.д..
у утки были пушистые утята. Однажды л.с.ц. утащила утку. Мы научили с.б.ку водить к р.к. утят. Вот с.б.к. важно идет к реке. Утята спешат за ней. Утята ныр..т в в.д.. Потом они гуляют на л.гу.
М.дв.жонок упал с обрыва в реку и попал в сеть. Л.сн.к Федор Иванович вытащил м.дв.жонка . Зверь стонал. Л.сн.к принес м.дв.жонка домой. Врач сделал м.дв.дю укол. Ск.р. м.дв.жонок поправился.
Под кустом в густой тр.в. еж.х. устроила гнездо. Летом р.д.л.сь у нее ежата. Подросли ежата и стали на .х.ту бегать. Вот бегут они по лесу. Тут из травы змея ползет. Страшно стало Зв.рьк.м. А ежиха не исп.г.л.сь. Она схватила змею зубами.
Куда девается в.да из м.ря? В.да их м.ря поднимается т.м.н.м, и из т.м.н. делаются тучи. Из туч в.д. падает на землю. С земли стекает в б.л.т. и ручьи. Из ручьев течет в реки, из рек в м.ря.
За ночь с.льн. пох.л.дал.. Настало ясное морозное утро. На ст.кл. распустились ч.десн.е цв.ты. Как они появились? Вод.н.е пары от х.л.дного воздуха ст.ли к.п.льк.ми воды. Эти к.п.льк. осели на ледяном поле.
На..у.ает позд.яя ве..а. Сол..е щедро посылает свои те..ые Лу.и на землю. Стоит чудесная по.о.а. В воздухе звенят голоса птиц. Радуют се…е яркие краски ве.е..ей земли.
Взошло ве.е..ее солнышко. Умылось оно теплым до..ем и пошл. гулять по синему небу. Взмахнуло солнышко зо.оты. рукавом. Брызнули солнечные пыли..и. Засверкали, заискрились на земле ма.е.ькие желтые огньки – одуванчики.
Рябина к.а.ива своим урожаем. и красу та.ую не могут убавить ни о.е..ие дожди, ни зимние .е.ели и .о.озы. Ее птицы обрывают: хо..атые странники свиристели и красивые д.оз.ы-рябинники, всю зиму питаются горьковатыми яблочками рябины.
Красный, желтый, бу.ый, зо.о.истый, пя..истый ложи..я на землю лист. Укрывает ее теплым лоскутным одеялом. Со..ы..о светит ярко, но греет уже не так, как летом. П.и..а осень. А с нею и первые хо.о.а.
В лесу еще было по..о снега. Он спрятался под ку..ами и деревьями, и со…у трудно было достать его там. В по.е да..о уже зеленела посея..ая с о.е.и рожь, а лес все еще с.оя. голый.
В северных полярных морях во.и..я крупный мор..й зверь – морж. Вес его дохо.и. до одной то..ы и даже .о.ее. Питается он рыбой. Го.о.а зверя, как у слона, вооружена двумя крепкими большими к.ы.а.и – бивнями. Морж об.а.ае. необычайной си.ой. На льду он не.кл.ж и малоюодви.ен. В воде же тр..но найти ему соперников в с.л. и ло..ости.
Высоко над з.млей, где очень х.л.дн., водяные пары, не успев перейти в воду, сразу пр.вр.щ.ютя в крох.тн.е льд.нк.. Они малы, как п.л.нк.. Их и называют алмазной пылью.
Взошло в.с…ее солнышко. Умылось оно теплым дождем и по..и гулять по си.ем. небу. Взмахнуло солнышко з.л.т.м рукавом. Брызнули солнечные пылинки. Засверкали, за.скр.л.сь на земле маленькие желтые огоньки – одуванчики.
Из-под каменистого б.р.г. бьет родник. Его откр.л. охотники.Они вы.ыли лунку, очистили от п.ск., обложили камн.м его. Родничок наполнил л.нк. и потек. Теперь че..ают воду из лунки, как из колодца.
Цв.ты одуванчика похожи на м.л.нькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все л.т. цветут од.в.нч.ки, а созревшие их с.м.на собраны в легкий пушистый ш.р.к. Дунешь на шарик – попл.в.т, пол.т.т в возд.хе легкие летучие семена.
20. В тен.ст.м и влажном лесу растет ланд.ш. Все мы л.б.м этот нежн.й цветок с т.нк.м запахом. Приятно смотреть на белые к.л.к.льчики. Не спеши сорвать цветок. С.хр.ни эту крас.т. для л.д.й. Ландыш – редкий подарок весны.
Отработка дикции
Полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объём же материала для чтения увеличивается (2,3,4 строки). Т.к. в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Называется такое чтение «с разбега».
Маланья- болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали (6 раз), да не вылавировали. Болтала- болтала, болтала- болтала, да так всего не выболтала; ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
От топота копыт пыль по полю летит- едет баба из города, везёт вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришёл Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Потто играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто приносит вести, тому бы день плетей на двести.
В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича- шли, шли, вдруг перед ними река- широка, как Ока, да не Ока. А на том берегу стоит поп на коне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики- пуганая ворона куста боится.