Упражнения для совершенствования техники чтения и развития речи:
Звуковая разминка
Артикуляция.
Гласные: а, о, у, ы, и, э.
Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиэ, аиуоэ.
Согласные: з-с-ж, ш-ж-с.
Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри.
Слова, трудные для произношения.
Электрификация, портфель, иллюминация и др.
Скороговорки.
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Проворонила ворона воронёнка.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Дома перед зеркалом учащийся упражняется самостоятельно. Дети недостаточно открывают рот и артикулируют звуки, поэтому, чтобы избежать нечеткости произношения, давала им эти упражнения в качестве разминки перед чтением.
Словарная работа
В классе есть симпатичная коробочка, в которую мы собираем слова, значение которых непонятно. Эти слова дети слышат по радио, телевизору, в разговоре взрослых. Я разрешила ребятам приносить те слова, о которых они хотят рассказать сами. Вот какие слова заинтересовали детей 4 класса: компромисс, кредит, бизнесмен, конкуренция, хобби, демократия, чиновник, дискуссия и др. Ребенок приносит карточку со словом, объясняет его значение, все вместе мы составляем предложение с данным словом.
В этой работе детям помогают родители. Вот как происходило знакомство со словом компромисс.
Женя, почему ты выбрал это слово? — спрашиваю я.
Я услышал его в разговоре родителей и попросил объяснить его значение,— ответил Женя.
Как вы считаете, является ли способность к компромиссу важным качеством в характере человека? — обратилась я ко всем учащимся.
После положительного ответа детей, утверждая их мнение, говорю о том, что способность к компромиссу — великое миротворческое качество, необходимо всем формировать его. Затем предлагаю конфликтную ситуацию из детской жизни и прошу найти выход из нее путем компромисса.
«Фотоглаз»
Этот прием использую с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:
а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;
б) за отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть, ли в нем данное слово;
в) показ фрагментов диафильма с использованием этого приема.
Использование этого приема помогло детям научиться читать целыми словами. Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Дети любят этот вид работы, для них это игра, а результаты интересные. Учащиеся, медленно читающие слова в тексте, очень быстро их «фотографируют» и произносят. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.
«Молния»
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух.
Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей команде «Молния!» и продолжается с 20 с (в начале) до 2-х минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.
«Губы»
Упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении.
К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!» дети прикладывают палец левой руки.
«Угадай»
Антиципация слов, предложений, пословиц.
Чтение текста, перекрытого полосками (2, 3, 4 — в зависимости от того, как читают дети).
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.
«Буксир»
Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80— 160 слов в мин). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю.
Упражнение вводилось для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).
«Инструкция»
Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске. Дети делают все молча.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Подойти к Татьяне Александровне и на ухо сказать отгадку.
Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовой материал для тренировки чтения.
«Сравни»
Чтение домашнего и незнакомого текстов в сравнении (проверка скорости чтения).
У учащихся есть тетрадь учета скорости чтения, где они 1—2 раза в неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравниваем эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят «свой рост» и убеждаются в том, что труд приносит успехи.
«Кто быстрее?»
На паласе рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали!» каждый ученик берет статью и «скользит» по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не ставлю. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.
Групповая работа
Распространение предложений.
Даю задание распространить предложение (одно предложение для всех групп или для каждой группы свое предложение). После коллективного обсуждения дети выходят к доске и командир называет предложение в первоначальном виде. Затем группа хором произносит распространенное предложение. Сравниваем варианты, выбираем лучшие.
Восстановление логической последовательности статьи. Подготовка к дикторскому чтению.
Составление текста-рассуждения на заданную или выбранную тему.
Эти упражнения по развитию речи использую в основном для коллективной работы, так как при ней осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга. Для детей результат деятельности группы — новая информация, влияющая на последующую работу группы. Успех группы смягчает отрицательное самовосприятие, которое возникает из-за собственного выполнения задания на низком уровне. Кроме того, результат работы группы в силу специфики групповой деятельности завязан на самосовершенствовании всех членов группы.
Следующие пять упражнений взяты из материалов школ скорочтения и адаптирования к учебному процессу в начальной школе. Эти упражнения помогают вести успешную работу по устранению основных причин, мешающих выработке оптимальной техники чтения: внутреннее и внешнее проговаривание, узкое фиксационное поле, необоснованные повторы текста и возвраты к нему, неуверенность.
Считаем слова
При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно
ищут ответы на вопросы. В I классе вопросов должно быть не более 3-х, во II классе — не более 4-х, в III—IV классах — не более 5-ти.
Цель этого упражнения — загрузить слуховой аппарат учащегося посторонней работой — счетом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т. е. приучаются читать только глазами.
Считаем строчки
Понимание при счете строк. Это упражнение аналогично первом, но отличается следующими моментами: вертикальные движения глаз по странице; просматривание каждой строки на один удар метронома (частота ударов 50—60 в мин).
Цель данного упражнения: расширение зоны восприятия при чтении путем формирования навыка одномоментного (без движения взгляда вдоль строки слева направо) восприятия строчек текста.
Чтение «Спринт»
На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.
Скачкообразное чтение «Кенгуру»
Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счет 1, 2, фиксируя взгляд на начале и конце строки.
Вертикально-слаломное чтение «Слалом»
В течение 20 с, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытаемся найти существенную информацию. Тренировки по выполнению этого упражнения являются тренировками в скорочтении.
Тренировочные упражнения провожу только на материале статей, взятых из учебника «Природоведение» и журнала «Юный натуралист».
Указанные упражнения использую на уроках чтения третий год и убеждаюсь в том, что чем раньше начать вводить их в урок, тем легче и быстрее пойдет процесс формирования оптимальной техники чтения.
Вторая половина урока чтения посвящена чтению произведений классиков русской и зарубежной литературы, исторических текстов, фольклорных произведений, произведений современных детских писателей. Дети любят перечитывать знакомые рассказы, стихи. И это обращение к ранее прочитанному на уроках стараюсь организовать так, чтобы дети продвинулись в понимании новых ценностей, новых сторон в произведении, которые были пропущены при первом чтении.
Урок чтения — общение, раздумья, дискуссии, на них я провожу тесты, опросники, психологические игры, которые позволяют выявить некоторые взгляды детей на основные ценности жизни, анализировать уровень общения в классе. Например, нарисуй круг — класс, обозначь свое место в этом_ кругу (или за кругом), попроси учителя, одноклассников обозначить твое место в нем.
Я хотел бы стать...
Я чувствую себя счастливым, когда...
Я очень в себе ценю...
Я огорчаюсь, когда...
На уроках чтения разрешаем нравственные проблемы, конфликты между тем, о чем читают дети, и жизнью. Стараюсь, чтобы уроки чтения давали детям радость, веру, смех, удивление знаниями и убежденность, что взрослые их понимают.