Упражнения для дошкольников для стабилизации общего тонуса
Дыхательные упражнения
Установлено, что нервные импульсы из дыхательных центров мозга распространяются на его кору и изменяют ее тонус. При этом тип дыхания, при котором вдох производится быстро и энергично, а выдох — медленно, вызывает снижение тонуса центральной нервной системы, нормализацию кровяного давления, снятие эмоционального напряжения. Медленный вдох и резкий выдох, напротив, тонизируют нервную систему, повышают уровень активности ее функционирования, создают определенное психическое напряжение. Для того чтобы использовать эту закономерность в целях регуляции психических состояний, рекомендуется овладеть соответствующими навыками, выработать которые помогут следующие успокаивающие упражнения.
Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих четырех этапов: 1. Вдох: —распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед; —наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц; —приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом вер хушки легких. 2. Пауза. 3. Выдох: —приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; —опустить ребра, используя группу межреберных мышц; - опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких. 4. Пауза.
Упражнение 1. Успокаивающее дыхание
В исходном положение, стоя или сидя, сделайте полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразите круг и медленно выдохните в него. Этот прием повторить четыре раза. Затем подобным же образом дважды выдохните в воображаемый квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступает успокоение.
Упражнение 4. Пресс
Упражнение рекомендуется выполнять перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей самообладания, уверенности в своих силах, сознательного управления ситуацией или в самом начале возникновения неблагоприятного эмоционального состояния.
Представьте внутри себя на уровне груди мощный пресс. Делая короткий энергичный вдох, четко ощутите в груди этот пресс, его тяжесть, мощь. Производя медленный, продолжительный выдох, мысленно «опускайте» пресс вниз, представляя, как он подавляет, вытесняет накопившуюся в теле психическую напряженность, отрицательные эмоции. В конце упражнения «пресс» как бы выстреливает негативные переживания в землю.
Упражнение 6. Шарик. Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в щ, хи и т. п.).
Массаж и самомассаж
22. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-посту пательным движением растираются в другом направлении (по гори зонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение
Стабилизация общего тонуса тела
. «Насос и надувная кукла».
Ребенок — надувная кукла, из кото рой выпущен воздух, — лежит совершенно расслабленно на полу. Психолог (или другой ребенок) накачивает куклу воздухом с помо щью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части рас прямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее на качивание воздухом опасно — кукла сильно напряглась и может лоп нуть. Время окончания надувания определяется по состоянию напря жения тела куклы. После этого из нее вынимают насос, кукла пос тепенно «сдувается» и «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление — напряжение, а также первый опыт парного взаимодействия на уровне ощущения определенных свойств тела другого че ловека
Психолог: «Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли; он растет, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе "расти"». Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. «Один» — медленно выпрямляются ноги; «два» — ноги продолжают «расти», постепенно оживают руки, но пока висят как «тряпочки»; «три» — осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — выпрямляются плечи, шея и голова; «пять» — руки поднимаются вверх, смотрим на солнышко, тянемся к нему.
Растяжки
«Дотянись». Ребенок лежит на животе. Взрослый, сидя перед ним, держит предмет перед ребенком, а ребенок тянется к нему сначала правой рукой, а потом левой. Затем взрослый, сидя у его ног, просит дотянуться до предмета ногами — сначала правой, а потом левой.
«К солнцу». Ребенок садится на пол, ноги вытянуты вперед, руки опущены на колени. По команде взрослого ребенок поднимает голову и руки вверх, как бы пытаясь пальцами дотянуться до потолка. Взгляд направлен в одну точку (3 секунды). По команде взрослого руки разводятся в стороны максимально широко, ребенок как бы «потягивается» (3 секунды). По команде взрослого ребенок опускает руки вниз и расслабляет их (3 секунды). Выполняется 3—5 раз.
Релаксация
«Солнышко» И. п.: стоя. Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.
Межполушарное взаимодействие
снова роста, развития и обучения начинается с сенсорного и моторного взаимодействия с миром. Развитие мозга начинается с движения и сенсорного исследования. Сенсорная стимуляция и обратная связь управляют мозгом, и наоборот моторная система управляет сенсорной стимуляцией - одно без другого невозможно. Это лежит в основе упражнений на балансире. Комплекс упражнений использует баланс и физические движения для интеграции систем слухового, визуального, двигательного планирования, тактильного, баланса, позиционирования тела и нейробиоуправления, чтобы усилить нейротрансмиссию и фактически откалибровать функции мозга.
Цель таких занятий – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, чтобы в результате улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и память.
Эффективность занятий на нейротренажерах являются результатом тщательного изучения, наблюдения и подхода к разработке методом проб и ошибок, впервые примененного доктором Франком Бельгау с середины 1960-х годов. Для мозжечковой стимуляции Бильгоу придумал специальный снаряд – балансировочную доску Баламетрикс. Занятия на доске по методу Бельгоу профессионалы использовали с 1982 года, а с балансбордом Sova Toys комплекс можно использовать самостоятельно в домашних условиях. Правильное и последовательное выполнение этих действий оказывает положительное и значительное влияние на способность читать, писать, понимать, запоминать, сосредотачиваться и действовать в учебе и спорте. Улучшение этих основных человеческих функций положительно сказывается на жизненном пути любого человека.