Упражнения, которые помогут дошкольнику научиться правильно держать карандаш.
Учитель-дефектолог
Карпова С.С.
МАДОУ - детский сад
компенсирующего вида №82,
г.Златоуст
У
читься писать ручкой или карандашом рекомендуется задолго до школы. Оптимальный возраст – 3-4 года. Это позволит избежать проблем с учебой в будущем и необходимости переучивать дошкольника
Важно с первых дней помочь ребенку держать карандаш в правильном положении. Если предложить трехлетнему малышу нарисовать что-либо, он, скорее всего, схватит его всей ладонью. Запомнив неправильную позицию пальцев на карандаше и ручке, переучиться даже в первом классе ему будет сложно.
Чтобы помочь дошкольнику правильно держать карандаши и ручки, необходимо показать ему их правильное положение – под углом. Верхний край предмета должен указывать на плечо. Покажите ребенку, какими пальцами он удерживается, назовите их.
Сначала ручку или карандаш ставят на средний палец, слегка придерживая их указательным и большим. Остальные 2 пальчика (безымянный и мизинчик) не участвуют, а сгибаются к ладони. Руку твердо ставят на стол. Она не должна висеть или ерзать. Следите, чтобы малыш не напрягал кисти, рисуя карандашом. Они должны оставаться в расслабленном состоянии.
➡“Покатаем шарики” Задача: сформировать правильный захват прибора для письма, так называемую “щепоть”. Ребенку нужно катать небольшие шарики размером с горошину, используя только три пальчика: большой, указательный и средний. Начинать упражнение лучше в медленном темпе, постепенно ускоряясь.
Чтобы придать упражнению элемент игры, можно предложить ребенку прокатить шарик по лабиринту или разыграть сюжет сказки про колобка.
➡“Пальчики” Задача: разрабатывать мышцы кисти, готовить ручку к письму. Попросите дошкольника положить ручки на стол ладошками вниз. Он должен поднять по очереди каждый пальчик сначала на одной ручке, а затем на второй. Упражнение лучше повторить несколько раз. Попросите ребенка сделать то же самое, только ручки лежат ладошками вверх. Можно сопровождать занятие веселыми стишками про пальчики.
➡“Кулачки” Задача: научить дошкольника расслаблять мышцы кистей, снизить напряжение пальчиков при письме. Ребенок садится на стул и кладет ручки на колени. Ему нужно очень сильно сжать пальчики в кулачок, несколько секунд подержать кулачки сжатыми, а затем, почувствовав усталость в пальчиках, разжать кулачок, расслабить пальчики. Упражнение следует повторять несколько раз.
➡“Штампики” Игры со штампами также отлично тренируют тонус мышц рук: они непрерывно испытывают напряжение различной силы и расслабление. Многие штампы нужно держать за специальную ручку тремя пальцами, что помогает формировать правильный захват.
➡Собираем палочки в корзинку Задача: разрабатывать кисть, формировать правильный захват, готовить руку к письму. Для упражнения понадобятся счетные палочки. Можно также использовать коктейльные трубочки, ватные палочки или спички. Попросите дошкольника собрать разбросанные палочки по одной в кулачок, как в корзинку. Важно, чтобы он собирал только тремя пальчиками ведущей руки, не помогая себе второй рукой. Когда все палочки окажутся в кулачке, попросите дошкольника так же по одной выложить их обратно на стол или в коробочку.
➡“Гладим карандаш” Задача: формировать правильный захват “щепотью”. Предложите малышу "пожалеть" карандаш и "погладить" его. Тремя пальчиками ведущей руки ребенку нужно схватить карандаш сверху и держать его перпендикулярно поверхности стола. Затем он должен постепенно съезжать пальчиками по карандашу вниз. Так пальчики научатся правильно держать приборы для письма.
Моторика рук – важная часть обучения письму
Если ребенку не удается научиться работать с ручкой (карандашом), возьмите на вооружение упражнения для моторики. Они также поспособствуют выработке красивого почерка.
Известно несколько доступных способов натренировать моторику рук в домашних условиях, используя подручные предметы:
Рассыпьте бусы в миске и попросите малыша собрать их обратно, нанизывая на нитку.
Вырезайте с малышом всевозможные фигурки.
Предложите ребенку развязать узелки, сделанные вами заранее.
Попросите маленького помощника пришить пуговицу к одежде или просто к лоскутку ткани.
Лепите из теста вместе, и вы получите двойной эффект: помощника на кухне и ребенка, умеющего работать с ручкой или карандашом.
Можно приобрести специальные турники для пальцев или обратиться к физиотерапевту (он подскажет комплекс упражнений).
Инсценируйте с малышом сказку. Пусть его пальчики станут воображаемыми персонажами игры.
Знание техники, как научить ребенка держать ручку правильно, мало. Главное, организовать благоприятную атмосферу на занятиях. Работая с малышом, следуйте таким правилам:
Выбирайте правильное время. Обучение должно проходить в виде игры. Нудные, продолжительные уроки отобьют у дошкольника желание рисовать даже самым ярким карандашом. Выбирайте моменты, когда у него хорошее настроение, он спокоен и сам проявляет интерес к новому. Во время занятий обратите внимание на то, как малыш манипулирует ручкой или карандашом. Если вы заметили ошибки, исправляйте их сразу.
Добавьте в занятия веселье. Хорошее настроение поможет малышу быстро освоить технику работы с карандашом (ручкой). Предложите ему взять ручку и сравните пальчики с клювом птицы. Разыграйте сказку или небольшую сценку.
Контролируйте давление. Большинство неудач у детей в процессе освоения ручки связаны с тем, что ребенок слишком слабо или слишком сильно давит на бумагу. Спокойно покажите ребенку силу давления или возьмите для первых уроков фломастеры. С их помощью малыш гарантированно прорисует нужную линию, не напрягая руку.