СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения, которые помогут дошкольнику научиться правильно держать карандаш.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учиться писать ручкой или карандашом рекомендуется задолго до школы. Оптимальный возраст – 3-4 года. Это позволит избежать проблем с учебой в будущем и необходимости переучивать дошкольника.

Важно с первых дней помочь ребенку держать карандаш в правильном положении. Если предложить трехлетнему малышу нарисовать что-либо, он, скорее всего, схватит его всей ладонью. Запомнив неправильную позицию пальцев на карандаше и ручке, переучиться даже в первом классе ему будет сложно.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения, которые помогут дошкольнику научиться правильно держать карандаш.»

Упражнения, которые помогут дошкольнику научиться правильно держать карандаш.

Учитель-дефектолог

Карпова С.С.

МАДОУ - детский сад

компенсирующего вида №82,

г.Златоуст


У читься писать ручкой или карандашом рекомендуется задолго до школы. Оптимальный возраст – 3-4 года. Это позволит избежать проблем с учебой в будущем и необходимости переучивать дошкольника

Важно с первых дней помочь ребенку держать карандаш в правильном положении. Если предложить трехлетнему малышу нарисовать что-либо, он, скорее всего, схватит его всей ладонью. Запомнив неправильную позицию пальцев на карандаше и ручке, переучиться даже в первом классе ему будет сложно.

Чтобы помочь дошкольнику правильно держать карандаши и ручки, необходимо показать ему их правильное положение – под углом. Верхний край предмета должен указывать на плечо. Покажите ребенку, какими пальцами он удерживается, назовите их.

Сначала ручку или карандаш ставят на средний палец, слегка придерживая их указательным и большим. Остальные 2 пальчика (безымянный и мизинчик) не участвуют, а сгибаются к ладони. Руку твердо ставят на стол. Она не должна висеть или ерзать. Следите, чтобы малыш не напрягал кисти, рисуя карандашом. Они должны оставаться в расслабленном состоянии.

➡“Покатаем шарики” Задача: сформировать правильный захват прибора для письма, так называемую “щепоть”. Ребенку нужно катать небольшие шарики размером с горошину, используя только три пальчика: большой, указательный и средний. Начинать упражнение лучше в медленном темпе, постепенно ускоряясь.

Чтобы придать упражнению элемент игры, можно предложить ребенку прокатить шарик по лабиринту или разыграть сюжет сказки про колобка.

➡“Пальчики” Задача: разрабатывать мышцы кисти, готовить ручку к письму. Попросите дошкольника положить ручки на стол ладошками вниз. Он должен поднять по очереди каждый пальчик сначала на одной ручке, а затем на второй. Упражнение лучше повторить несколько раз. Попросите ребенка сделать то же самое, только ручки лежат ладошками вверх. Можно сопровождать занятие веселыми стишками про пальчики.

➡“Кулачки” Задача: научить дошкольника расслаблять мышцы кистей, снизить напряжение пальчиков при письме. Ребенок садится на стул и кладет ручки на колени. Ему нужно очень сильно сжать пальчики в кулачок, несколько секунд подержать кулачки сжатыми, а затем, почувствовав усталость в пальчиках, разжать кулачок, расслабить пальчики. Упражнение следует повторять несколько раз.



➡“Штампики” Игры со штампами также отлично тренируют тонус мышц рук: они непрерывно испытывают напряжение различной силы и расслабление. Многие штампы нужно держать за специальную ручку тремя пальцами, что помогает формировать правильный захват. 

Собираем палочки в корзинку Задача: разрабатывать кисть, формировать правильный захват, готовить руку к письму. Для упражнения понадобятся счетные палочки. Можно также использовать коктейльные трубочки, ватные палочки или спички. Попросите дошкольника собрать разбросанные палочки по одной в кулачок, как в корзинку. Важно, чтобы он собирал только тремя пальчиками ведущей руки, не помогая себе второй рукой. Когда все палочки окажутся в кулачке, попросите дошкольника так же по одной выложить их обратно на стол или в коробочку.

➡“Гладим карандаш” Задача: формировать правильный захват “щепотью”. Предложите малышу "пожалеть" карандаш и "погладить" его. Тремя пальчиками ведущей руки ребенку нужно схватить карандаш сверху и держать его перпендикулярно поверхности стола. Затем он должен постепенно съезжать пальчиками по карандашу вниз. Так пальчики научатся правильно держать приборы для письма.















Моторика рук – важная часть обучения письму

Если ребенку не удается научиться работать с ручкой (карандашом), возьмите на вооружение упражнения для моторики. Они также поспособствуют выработке красивого почерка.

Известно несколько доступных способов натренировать моторику рук в домашних условиях, используя подручные предметы:

  • Рассыпьте бусы в миске и попросите малыша собрать их обратно, нанизывая на нитку.

  • Вырезайте с малышом всевозможные фигурки.

  • Предложите ребенку развязать узелки, сделанные вами заранее.

  • Попросите маленького помощника пришить пуговицу к одежде или просто к лоскутку ткани.

  • Лепите из теста вместе, и вы получите двойной эффект: помощника на кухне и ребенка, умеющего работать с ручкой или карандашом.

  • Можно приобрести специальные турники для пальцев или обратиться к физиотерапевту (он подскажет комплекс упражнений).

  • Инсценируйте с малышом сказку. Пусть его пальчики станут воображаемыми персонажами игры.



Знание техники, как научить ребенка держать ручку правильно, мало. Главное, организовать благоприятную атмосферу на занятиях. Работая с малышом, следуйте таким правилам:

  • Выбирайте правильное время. Обучение должно проходить в виде игры. Нудные, продолжительные уроки отобьют у дошкольника желание рисовать даже самым ярким карандашом. Выбирайте моменты, когда у него хорошее настроение, он спокоен и сам проявляет интерес к новому. Во время занятий обратите внимание на то, как малыш манипулирует ручкой или карандашом. Если вы заметили ошибки, исправляйте их сразу.

  • Добавьте в занятия веселье. Хорошее настроение поможет малышу быстро освоить технику работы с карандашом (ручкой). Предложите ему взять ручку и сравните пальчики с клювом птицы. Разыграйте сказку или небольшую сценку.

  • Контролируйте давление. Большинство неудач у детей в процессе освоения ручки связаны с тем, что ребенок слишком слабо или слишком сильно давит на бумагу. Спокойно покажите ребенку силу давления или возьмите для первых уроков фломастеры. С их помощью малыш гарантированно прорисует нужную линию, не напрягая руку.