Упражнения на отработку навыка правильного написания словарных слов
Программа начального обучения по русскому языку для каждого класса предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется. Прочное усвоение их написания достигается путем частого включения этих слов в различные упражнения, задания, выполняемые на всех этапах урока.
Примеры упражнений для формирования фонетических понятий.
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника,
ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста, .рех.
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют. овёс, билет, язык.
3. Запишите слова, начинающиеся на букву р (т, м, о и т.д.).
4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда,б.лот..
5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
7. Игра «Из каких слов выпали гласные?».
д.р.вн. п.ртр.т
м.л.т.к с.л.м.
к.ньк. т.л.ф.н
8. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв и наоборот
9. Выпиши слова, состоящие из 1,2,3,4 слогов.
10. Игра «Ступеньки».
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на
одну букву больше.
берег гореть агроном И т.д.
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова.
1. От слов берёза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
2. Подберите словарные слова к данным схема.(указать схемы).
3. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом -к.
4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные
слова и формы одного и того же слова.
Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, березонька, берёзки.
Праздник, праздничный, праздники, праздновать.
5. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
Ребята радостн.. . Берёза кудряв.. .
Улица многолюдн.. . Календарь перекидн.. .
6. Игра «Собери слово».
пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.
Можно использовать так же следующие виды упражнений:
1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.
2. Сгруппируйте слова по темам.
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
3. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова?
автомобиль, урожай, трамвай, самолёт;
капуста, помидор, солома, морковь;
пенал, тетрадь, телефон, карандаш
4. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними
предложения.
5. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.
6. Назовите одним словом: Сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д.
Понедельник, вторник, среда и т.д.
Крупное промышленное предприятие. (завод)
Руководитель школы. (директор) и др.
7. Игра «Кто как голос подает?».
Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.
П...тух чирикает.
С...рок лает.
С...бака мычит.
К...рова кукарекает.
В...рона стрекочет.
В...робей каркает.
9. Игра «Угадай слово».
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
го (город, горох, гореть, горизонт}
И наоборот, можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
..суда, ..рёза, ..сква
10. Чайнворд.
В клетки квадрата, круга и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.
11. Игра «Волшебные домики». Играют две команды. На доске записаны в два
столбика словарные слова с пропущенными буквами:
лаг.рь, т.традь, к.стёр, с.рень, р.бята, св.бода, ул.ца, р.стение
Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне которых написаны пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить ее на место пропуска в нужное слово. Выигрывает команда, которая быстрее откроет все окошки.
12. Игра «Собери слово».
пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.
13. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
14. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
15. Игра «Кто больше придумает слов».
Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.
16. Игра «Расшифруй слово».
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18
(билет) (шофёр)
33 2 13 16 12 16
(яблоко)
17. Игра «Ступеньки».
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на
одну букву больше.
берег гореть агроном И т.д.
18. Выборочный диктант.
Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.
По шоссе едет автомобиль.
Ребята развели у реки костёр.
Дежурный следит за порядком в классе.
19. Ребусы.
(ворона) (машина) (сорока
20. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением
окончания меняется падеж имени существительного.
подарил люблю
дружил девочка думаю собака
говорил горжусь
21. Работа над деформированным предложением.
Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?
Мой папа дал объявление в (газета).
Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.
На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.
22. Найдите в тексте однокоренные слова.
• Вокзал - это городские ворота. Если город небольшой, в нём один-два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму можно с вокзальной почты. На вокзале есть медицинский пункт.
• Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо: тишина, вареньем малиновым пахнет.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнении помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.
Воробей (к а к о й ?)... .
Газета (к а к а я ?) ... .
Молоко (к а к о е?)... .
4. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.
5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос к т о?
... на ухо наступил.
Слово – не ..., вылетит – не поймаешь.
6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.
Машина остановилась ... (дом).
Дети читали книги ... (космонавт).
Заяц быстро нёсся ... (лес).
7. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи.
Например:
адрес (адресный, адресок, адресовать)
ветер (ветерок, ветреный, обветрить)
8. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.
интересный случай аккуратный ученик берёзовая аллея
9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.
Кто живёт в лесу?
В чём хранятся ручки и карандаши?
Какой овощ растёт на огороде?
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам рольязыковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре
несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.
1. К словам из левого столбика подберите подходящие па смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.
берёза ... ... ... в небе
огурец ... ... ... в доме
воробей ... ... ... в школе
комната ... ... ... в лесу
ученик ... ... ... в огороде
2. Составьте предложение с данными словами.
ветер, капуста, осина, товарищ
3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
4. Составьте предложения с данными словосочетаниями.
веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница
5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом
свое предложение.
Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.
Край земли у водной поверхности.
Комната для занятий в школе.
6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова.. Составьте с этими словами свои словосочетания.
Рисунок в книге – ... . (картинка)
Килограмм – это тысяча ... . (грамм)
Мать родимая – ... любимая. (Родина)
7. Из слов составьте предложение.
огород, растёт, в, картофель
8. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.
Андрюша вынул из кармана носовой платок.
Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на своё маленькое поле.
9. Расположите предложения в определен ном порядке, чтобы получился текст.
10. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.
На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьёт фонтан в городе есть библиотеки музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.
11. Смоделируйте предложение по схеме.
Что? ............. что делают? .............. в какие? ............ как? во что? ................ .
Например: Воробьи собираются в шумные стайки.
1. На этапе введения нового слова с непроверяемым написанием эффективно использовать загадку как вид упражнений, например:
а) Под Новый год пришёл он в дом б) От него - здоровье, сила
Таким румяным толстяком. И румяность щёк всегда.
Но с каждым днём терял он вес Белое, а не белила,
И, наконец, совсем исчез. Жидкое, а не вода.
(Календарь.) (Молоко.)
Очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, а следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов.
Вот примеры этимологической характеристики словарного слова:
Аккуратна. Считают, что близким к истоку слова было латинское слово кура, что значит «старание, забота». К нам пришло это слово, вероятно, от немцев, слывших некогда образцом аккуратности.
Багаж. Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги (узел) французы превратили в баг (пакет). От слова баг произвели слово багаж, что означало «разные тюки с вещами». А у нас это слово приобрело и другие значения, например: «кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина – пассажира».
2. На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильного написания способствуют письмо по памяти или списывание, предполагающие опору на все виды памяти.
3. На этапе первичного закрепления трудное слово включается во все виды
работ, которые может позволить использовать теша данного урока.
4. При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей
ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.